Конспект урока по русскому языку «Систематизация знаний о тексте, типах и стилях речи. Создание и совершенствование текста»


Тема: Урок развития речи. Систематизация знаний о тексте, типах и стилях речи. Создание и совершенствование текста.Цели урока:
образовательная: повторить и закрепить знания учащихся о тексте, теме, главной мысли сочинения, типах и стилях речи; учить создавать текст различных типов речи и стилей;
развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
воспитательная: воспитывать личность, убедительно и грамотно выражающую свои мысли.Оборудование: выставка книг о Днепропетровске, аудиозапись, словарные слова на доске, таблица «Речевые недочеты», иллюстрированный раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся создают речи разных типов и стилей речи, используя изученные средства связи предложений и частей текста; подчиняют отбор содержания и языковых средств раскрытию темы и основной мысли; совершенствуют написанное.
Предварительные задания.
Для всего класса:
Найти книги, картины о Днепропетровске для выставки.
Подобрать фактический материал о главной улице города - проспекте Карла Маркса.
Индивидуальные задания.
Подготовить рассказы об исторических памятных местах улицы, памятных местах, связанных с героической борьбой народа против фашистских захватчиков, ее площадях, культурных и административных зданиях, жилых домах.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся, необходимо для творческого решения поставленной задачи урока.
1. Беседа по предварительным заданиям:
- Назовите главную улицу нашего города.
- Расскажите об исторических памятных местах проспекта.
- Опишите памятные места, связанные с героической борьбой народа против фашистских захватчиков.
- Назовите культурные и административные здания, расскажите о жилом фонде проспекта.
- Почему же проспект К. Маркса называется главной улицей?
2. Повторение сведений о тексте, типах и стилях речи.
- Что такое текст?
- Назовите три типа речи. Что характерно для описания, повествования, рассуждения?
- Назовите стили языка. Что характерно для публицистического, научного стиля, стиля художественной литературы?
III. Мотивация учебной деятельности. Ознакомление с темой и целью урока.
IV. Работа над культурой и развитием речи.
1. Слово учителя (формулировка задания).
1 ряд - создать текст типа описания на тему «Главная улица» (гл. мысль - красота улицы, мы любим свою главную улицу). Стиль - публицистический или художественный.
2 ряд - создать текст типа повествования на тему «Главная улица» (гл. мысль - проспект К. Маркса - главная улица). Стиль - научный.
З ряд - создать текст типа рассуждения на тему «Главная улица» (гл. мысль - почему улица главная, почему люблю улицу). Стиль художественный или публицистический.
2. Словарная работа: монумент Вечной Славы, магистраль, барельеф, мемориал, диорама, бульвар, панорама. 3. Составление и запись плана, подбор рабочих материалов.
4. Самостоятельная работа учащихся над сочинением на тему: «Главная улица».
Включается тихая музыка Э. Грига «Утро» из оперы «Пер Гюнт».
Слабоуспевающие учащиеся получают карточки с опорными словами для дифференциации помощи.
5. Проверка написанного.
Читается несколько работ по рядам.
Раскрыта ли тема, идея, соответствует ли заданный текст типу речи и стилю данному в задании.
Выступают рецензенты, обобщение учителя.
6. Совершенствование написанного.
Работа по таблице «Речевые недочеты».
Взаимопроверка работ с целью исправления речевых недочетов.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Обобщающая беседа:
Чем занимались на уроке?
Как решены поставленные задачи?
VI. Домашнее задание.
Исправить, отредактировать и закончить работу.