Конспект урока русского языка для 4 класса «Обобщение и систематизация знаний по русскому языку за курс начальной школы»

Урок русского языка в 4 классе
«Обобщение и систематизация знаний по русскому языку за курс начальной школы»
Мотивационный этап.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Нам хочется им понравиться. Правда?
- Каким, по-вашему, должен быть человек, чтобы его уважали, чтобы он нравился окружающим? (Умным, добрым, смелым, грамотным, справедливым).
- Какого человека называют грамотным?
- Существует официальное (общепринятое) определение этого слова. Где его можно прочитать? (Толковый словарь Ожегова С.И.)
Самостоятельное чтение словарной статьи.
- Сколько значений слова грамотный дано в словаре? (3)
- Сколькими можно определить слово человек? (2)
Выборочное чтение (Толковый словарь Ожегова С.И.).
- Прочитаем их.
- Можно ли сказать, что грамотный человек тот, кто владеет грамотой? (Да).
- Что же такое грамота?
- Какое из данных значений можно отнести к уроку? (1).
II. Работа над темой урока.
1. Орфографическая разминка. Комментированное письмо.
Раскатается, объедение, чужестранец, польешь, сдача, звёздный, с ножом, Анна Стародубова, увидел, увидите, в верхней одежде, небесный, у речушки, закуска, подслеповатый.
2. Работа с текстом.
Чтение текста учителем. Дети следят по тексту.
Издавна люди задумывались над его происхождением. Сколько увлекательных лингвистических легенд удивительных сказаний смелых предположений о нём знает история человечества!
Одни доказывают что его подарил нам Бог. Вторые уверяют что способность к нему пришла к человеку сама по себе. Третьи утверждают и многие учёные с ними соглашаются что он появился в результате длительного многовекового превращения обезьяны в человека.
Разве может быть в мире что-нибудь лучше его говорил древнегреческий баснописец Эзоп. И ещё в народе говорят Он – мой враг.
Мы постоянно разговариваем и спорим с кем-нибудь читаем и пишем думаем и мечтаем И во всех этих случаях используем его. Без него люди не смогли бы существовать. Ты друг догадался о чём я говорю?

- Могу я сказать, что прочла вам загадку? (Да).
- Вы догадались, о чём я читала? (О языке.)
- Какая часть речи позволила сохранить тайну о слове, не называть его сразу? (Местоимение.)
- Какое местоимение заменило слово язык? (Он.)
- Дайте ему характеристику.
(Он – личное местоимение, 3 л., ед.ч., м.р., И.п.).
- В тексте встретились однокоренные слова к слову он или его формы? (Формы слова он).
- Давайте определим их падеж.
- Что мы читали? (Текст.)
-Докажите.
(Состоит из предложений.
Предложения связаны одной темой – язык.)

- Давайте озаглавим текст. (Язык.)
- Для чего нужно изучать язык?
- Как называется наука о языке? (Лингвистика.)
-О каких разделах лингвистики («лингва» -язык) мы говорили сегодня? (Орфография и лексика.)
Повторение о синтаксисе.
- Вернёмся к тексту.
- Из чего он состоит? (Из предложений.)
- Как отличить предложение от набора слов? (1. Слова связаны по смыслу и грамматически. 2. Выражает законченную мысль. 3. Имеется грамматическая основа.)
- Давайте рассмотрим текст с точки зрения пунктуации. Вы заметили, что недостаёт знаков препинания.
Постановка знаков препинания. Составление схем предложений.
- Что общего между текстом и предложением? (Единицы речи.)
- Какие ещё единицы речи знаете? (Словосочетание и слово.)
Лексика.
- Найдите лишнее в произнесённом мною: мир. рми, Рим. (Рми – это не слово.)
- Чем отличается слово от набора звуков? (Имеет лексическое значение.)
- Поясните смысл слов:

Рим -
столица Италии.

Чтение выписки из словарной статьи.
Мир1 -
Совокупность всего в земном и космическом пространстве, Вселенная.
Земной шар, Земля.
Люди, население земного шара.
Отдельные области жизни, явлений, предметов.


Мир2 -
Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
Соглашение воюющих сторон о прекращении войны.
Спокойствие, тишина.

-В каком значении употреблено слово мир в следующих записях? Обозначить цифрой.
Объехать мир.
2

Сборная Бразилии – чемпион мира по футболу.
3

Мир звуков.
4

9 мая 1945 года заключён мир между Советским Союзом и Германией.
6

Люди стараются сохранить мир на Земле.
5

Желаю мира.
7

Животный мир.
4

Земля – единственная в мире живая планета.
1

-На какие две группы можно разбить записи? (Словосочетания и предложения.)
-Выпишем словосочетания и покажем связь слов в них.


Работа со словом:
Таблица заполняется учащимися коллективно или индивидуально.
мир

антонимы
синонимы
однокоренные слова
формы слова

война
вражда
ссора
беспокойство
дружба
согласие
тишина
спокойствие
мирный
мировая
помирить
примирил и т.д.
без мира
миру
миром
о мире

- Что общего у синонимов и родственных слов? (Близки по смыслу)
- Чем они отличаются? (Звучанием)
- Что общего у однокоренных слов и форм одного и того же слова? (Корень)
- Чем они отличаются? (Разная основа)
-Что изменяется при образовании
однокоренных слов? (¬, ^.)



формы слова? (13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415)

6. Работа в группах.
- Как называют учёных, изучающих язык? (Лингвисты).
- У вас есть возможность побывать в их роли и исследовать слово весельчак.
- По каким направлениям будем работать?
1 группа
фонетика

2 группа
словообразование

3 группа
морфология, орфография

4 группа
синтаксис

Составление текста. Самостоятельная работа.
- Давайте посмотрим, как будет вести себя слово в тексте.
- Составить текст о весельчаке. Жанр и форму выбрать самостоятельно.






















9. Афиширование работ по желанию.
Итог урока.
- Как вы думаете, лингвистика развивается, или всё уже давно изучено? (Появляются новые слова, значит, лингвистика развивается).
-Что остаётся неизменным? (Грамматические значения слов.)
-Кто знает, может скоро сбудется мечта Никиты, Димы и Саши. Они обнаружат во Вселенной цивилизацию, похожую на нашу планету, живых существ со своим языком. Давайте пофантазируем, какие слова могут быть в этом незнакомом нам языке. (Кванчик, врыкает, шамый, плимо, клобенький, клябать и т.д.)
Записываю слова на доске.
-Вот сколько работы для лингвистов! Что ж, за дело! Слушайте задание (работа ведется фронтально):
Определить, к какой части речи относятся слова.
Изменить форму слова (выборочно).
Подобрать однокоренные слова (выборочно).
Составить из данных слов словосочетания.
Составить предложения: а) простое нераспространённое; б) простое распространённое; в) простое с однородными подлежащими; г) простое с однородными сказуемыми; д) простое с однородными второстепенными членами; е) сложное с бессоюзной связью; ж) с прямой речью з) с обращением.
Вывод:
Лингвистика - развивающаяся наука, и впереди у детей много новых, интересных, ими еще не открытых знаний.
мир звуков,

желаю мира,

животный мир.

Объехать мир,

весельчак

описание

повествование

рассуждение



Заголовок 1 Заголовок 215