Обобщение опыта.Методическая модель развития русской речи учащихся 5-7 классов в рамках ФГОС ООО.


Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукай Наниз З.З.
Методическая модель развития русской речи учащихся 5-7 классов в рамках ФГОС ООО
В создании рациональной и эффективной модели развития русской связной речи учащихся национальной школы одним из определяющих факторов является специально разработанная система упражнений, использование учебных текстов для учащихся 5-7 классов по учебникам Разумовской и др. «Русский язык», разработанных в соответствии с ФГОС ООО, создание речевых ситуаций, стимулирующих использование изучаемого языкового материала.
ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться». 
Творческие способности проявляются тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, делать выводы, выразить свое отношение к нему.
Согласно новым стандартам русский язык – один из важных учебных предметов в системе подготовки современного школьника в условия поликультурного и многоязычного мира. Он формирует коммуникативнуюкультуру учащихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Основной целью создания методической модели являлось определение наиболее эффективной системы упражнений, направленных на формировании у учащихся 5-7 классов навыков правильной устной русской речи на основе известных исследований психологов, лингвистов, методистов.
При этом ставились следующие задачи:
1. Определить, насколько предлагаемая система упражнений способствует повышению уровня развития речевых и коммуникативных умений и навыков учащихся 5-7 классов в соответствии с ФГОС ООО.
2. Проверить эффективность отобранных текстов, их содержательную, языковую и структурную характеристику.
3. Проверить эффективность комплексной работы над текстом в речевом развитии учащихся 5-7 классов.
4. Выяснить, в какой мере опора на родной язык учащихся положительно влияет на формирование навыков построения микротекста и развитие устной русской речи учащихся 5-7 классов.
Основными путями решения названных задач являются сознательное усвоение языкового материала, на его основе – тренировка во всех видах речевой деятельности.
Развитая речь служит показателем речевой культуры человека. В речи обнаруживается богатство словаря учащихся, уровень владения грамматическими средствами, синтаксическими конструкциями, литературными нормами; проявляются также умения содержательно, логично, последовательно и убедительно излагать свои мысли.
Всему этому можно научить, если работа над русской речью будет проводиться на каждом уроке, в каждом классе, если формирование навыков связной речи будет основано на теории поэтапного формирования умственных действий.
Обучение осуществлялось поэтапно. Основное его содержание проверялось на практике в 5-7 классах.
Билингвальное описание синтаксических систем русского и адыгейского языков, учет условий формирования активного двуязычия позволили определить наиболее сложные моменты в развитии русской речи учащихся 5-7 классов адыгейской школы.
Как было установлено, многие трудности обусловлены интерферирующим влиянием адыгейского языка, недостаточной речевой практикой учащихся.
Обучение в 5-7 классах строилось в соответствии с типологией упражнений и общей моделью порождения связного высказывания, а также с учетом необходимости взаимосвязанного развития видов речевой деятельности – чтение, аудирование, говорение, письмо. В процессе обучения система упражнений строилась с опорой на обще дидактические принципы, а также с учетом взаимосвязанности по уровневой работы и последовательности в выполнении упражнений от рецептивных к репродуктивным, а от них - продуктивным.
В условиях адыгейской школы развитие навыков связного монологического высказывания происходит в следующей последовательности: конструирование словосочетаний с правильной грамматической связью компонентов и предложений разных структур с определенным морфологическим наполнением и ограниченным отбором лексики, соединение предложений типичными средствами связи, конструирование простых монологических высказываний небольшого объема (138, С.70).
На начальном этапе (5 классы) – были выполнены задания следующего содержания: 1)составь предложения, используя слова или словосочетания; 2)поставь эти слова и словосочетания в нужную форму; 3) расположи составленные предложения в необходимой последовательности; 4)замени, где надо, существительные местоимениями и др. На данном этапе развития связной речи проводилось практическое наблюдение за средствами связи между предложениями при помощи заданий типа: какими словами заменяется слово одуванчик. Назовите эти слова (Текст «Золотой луг», 5 класс, с.302). Продуктивным типом упражнений на начальном этапе обучения оказались задания: 1) продолжить текст по началу; 2) расположить данные предложения правильно (в логической последовательности); 3) заменить, где надо, существительные местоимениями; 4)вставить в текст прилагательные.
Такие упражнения развивают не только речевую, но и мыслительную деятельность учащихся.
Каждый раз, выбирая задания для учащихся, учитель должен понимать,
какую именно функцию эти упражнения должны выполнять в учебномпроцессе, какую роль они сыграют в решении учебных задач.
Первый этап ознакомления с построением связного высказывания – практическое знакомство с содержательно-логическим, структурным и языковым построением монологической речи. На этом этапе с помощью рецептивных упражнений отрабатывались умения и навыки: осознания микротекста, понимания его содержания, определения главной мысли микротекста, озаглавливания его, определения последовательности действий в тексте, определения объекта в описании.
Репродуктивные задания использовались с целью формирования у учащихся навыков правильного построения предложений и их соединения, осознания содержания микротекста, постановки вопросов по содержанию микротекста.
Выполнение продуктивных упражнений было направлено на выработку и дальнейшее закрепление умений анализировать микротекст (его озаглавливание, деление на смысловые части, их последовательность и связь между ними и т.д.). Выполнение всех видов упражнений (рецептивных, репродуктивных, продуктивных) сопровождалось заданиями на языковом уровне: практическое наблюдение за средствами связи компонентов микротекста, составление предложений с использованием определенных лексических единиц и грамматических форм, нахождение в тексте и анализ грамматического материала.
В процессе обучения проводилась систематическая работа по развитию речи учащихся с использованием продуктивных речевых и коммуникативных заданий. Эти задания включали подготовительно-речевые и собственно речевые упражнения.
При выполнении подготовительно-речевых упражнений у учащихся вырабатывались умения и навыки пересказа микротекста по вопросам, пересказа близко к тексту или своими словами с использованием определенных конструкций словосочетаний и предложений.
Выполнение собственно речевых упражнений было направленно на формирование умений для создания собственного микротекста (высказывания): составление микротекста по вопросам, продолжение рассказа (прочитанного или услышанного), составление микротекста по картине, серии картинок с использованием заданных слов и словосочетаний.
Коммуникативные упражнения использовались для создания на уроках простейших коммуникативных установок, которые способствовали порождению самостоятельных высказываний учащимися в соответствии с конкретной коммуникативной задачей.
Основы построения связного высказывания, как известно, усваиваются на функционально-смысловых типах речи: повествовании, описании, рассуждении. Каждый из этих типов речи, кроме общих свойств, присущих тексту вообще, имеет свои особенности в объекте и цели речи, в использовании языковых средств. В процессе обучения при анализе текстов, а также при подготовке учащихся к пересказу или порождению текста обращалось внимание на структурные особенности, характерные для каждого типа текста. Так, в анализе текстов-повествований подчеркивалось, что они отражают последовательность сменяющих друг друга действий и представляют собой ответ на вопросы: кто?, что?, где?, как?, когда? Они строятся в соответствии с определенной структурой:
а) начало действия;
б) развитие действия;
в) завершение действия.
5. В анализе текстов-описаний подчеркивалось, что они раскрывают признаки предмета, представляют ответ на вопрос какой? И они строятся в соответствии со схемой:
а) предмет описания;
б) общая характеристика (основные признаки);
в) особенности, частные признаки, детали.
Тексты-описания анализировались как логическая последовательность ответов на вопросы: почему? зачем? И состоят: из тезиса (вопроса), доказательства (ответа), вывода (итога).
Для наглядности можно отразить типы речи в схеме (В.И. Капинос и др.), в соответствии с которой определялось этапность работы по обучению связному высказыванию на основе типов речи:
285750013906500 91440017526000повествование предмета
28575009715500285750097155009144001333500091440013335000Типы речи описание места
434340013335000914400-15049500 природы
434340016954500 рассуждение состояния

человека
В процессе обучения использовались разнообразные задания:
1.Назовите вид связи в словосочетаниях.
2.Подберите синонимы к словам с прямым и переносным значением.
3.Назовите предметы, действия, признаки более точно.
4.Составьте предложения, используя словосочетания.
5.Выделите из предложения словосочетания.
6.Распространите предложение (разными второстепенными предложениями).
7.Восстановите необходимый порядок предложений в тексте.
8.Прочитайте текст, найдите предложения с прямым словопорядком.
9.Переведите текст с адыгейского языка на русский.
10.Подробный пересказ (по плану, по опорным словам, по вопросам).
11.Анализ текста – установите тему высказывания, темп речи, логических ударений, пауз, способов связи предложений.
12.Составьте рассказ по картине.
Каждый вид работы сопровождался грамматическим заданием, связывался с изучаемым на данном этапе материалом. Например, при изучении темы «Родительный падеж существительного» (5 класс) был использован следующий текст-рассуждение (он был напечатан и роздан учащимся) с заданиями:
Зеленые друзья человека.
Человек не может жить без воздуха, без растений и животных. Как сохранить природу, без которой люди не смогут жить на земле?
Для сохранения чистоты воды и воздуха большое значение имеют зеленые растения. Деревья, кустарники и травы защищают реки от высыхания, очищают воздух. Поэтому чем больше садов, парков, цветников в городе, тем чище воздух, которым мы дышим.
1. Прочитайте текст. Назовите существительные в родительном падеже, поставьте к ним вопрос. О чем говорится в тексте?
2. Ответьте на вопросы: а) Для чего имеют большое значение растения? б) От чего защищают растения реки? в) От чего очищают растения воздух? г) Почему нам нужно много садов, парков и цветников в городе (ауле, селе)?
3. Расскажите, почему нужно беречь растение.
4. Объясните учащимся 1-2 класса, для чего нужно прийти в школу на субботник сажать деревья. Пригласите всех учащихся на этот субботник.
Меня интересовало, как сформированные теоретические знания помогают в совершенствовании практических умений и навыков учащихся.
Для выяснения соотношения речевой практики и грамматических обобщений были проведены проверочные работы.
Каждое задание было нацелено на установление сформированности определенных умений и навыков.
Задание 1.Подберите синонимы к словам с прямым и переносным значением: верный друг – верный ответ; горячий чай – горячий привет; горький перец – горькая обида; крепкий узел – крепкий раствор.
Задание 2.Подберите антонимы к различным значениям данных многозначных слов: старый охотник – старый дом; острый нож – острое зрение; добрый человек – добрый совет.
Учащиеся обнаружили умение в выявлении значения многозначного слова путем подбора к каждому лексико-семантическому варианту соответствующих синонимов и антонимов. При подборе синонимов (от 42,7 до 68,6% учащихся) использовали слово «хороший» с широким семантическим охватом и вкладывали в него разные значения: верный друг – «хороший друг», горячий привет – «хороший привет», крепкий узел – «хороший узел», крепкий раствор – «хороший раствор».
При подборе слов с противоположным значением 73,5% учеников прибавляют приставку «не» к данному слову: «нестарый охотник», «нестарый дом», «неострый нож», «недобрый человек», «недобрый совет». Это говорит о том, что недостаточная работа над лексическим значением слов в адыгейской школе приводит к тому, что учащиеся не имеют навыка быстрого подбора антонимов к данным словам. В результате число правильных ответов по составлению словосочетаний невелико.
Задание 3.Составьте предложения из данных слов.
1.Каток, на, прийти, школьный, мы.2.Лучи, освещать, солнце, яркий, поле, ледяной.
3.Звук, музыка, под, ребята, скользить, по, плавно, лед.4.Сделать, ледяная, дети, горка.
5.Кататься, весело, они, горка, с.
6.На, лежать, кругом, поле, снег, глубокий.
Результаты приведены в таблице
Таблица 6
школа класс кол-во уч-ся справились% допустили ошибки% не приступали к заданию%
МБОУ СОШ №1 6 А 23
6 Б 23 48
47 42
41 10
12

Проверка и анализ работ показали, что количество учащихся, усвоивших данный материал, больше, чем неусвоивших. Это объясняется тем, что некоторое количество учащихся, ранее не приступавших к заданию, усвоив некоторые навыки, сумели выполнить задание.
Задание 4.Составьте предложения из данных словосочетаний: дождливая погода, спускаться с горы, идти уверенно, горная река, ствол дуба, говорить громко, лесная тропинка, находиться в лесу, думать о друзьях, повернуть налево.
Анализ выполненных заданий показал, что учащиеся имеют недостаточный уровень владения навыками построения предложений. Нарушения норм связи слов при составлении предложений, отмеченные при выполнении задания учащимися 6-х классов в количестве 46 человек, отражены в таблице 7.
Таблица 7
школа класс, кол-во уч-ся справились % допустили ошибки % не приступали к заданию %
МБОУ СОШ№1 6 А 23
6 Б 23 37
24 49
41 14
35

Задание 5.Назовите вид связи в данных словосочетаниях:
а) согласование;б) управление;в) примыкание.
Холодный ветер, лес зеленый, идти в школу, прозрачная вода, идти быстро, пришкольный участок, медвежья берлога, высоко летит, помогать маме, летние каникулы, моя книга, папина шляпа, книга с картинками, учиться хорошо, уважать старших.Данное задание предполагало выявить умение учащихся осознанно выделять и различать типы грамматической связи слов в словосочетаниях.
Результаты выполнения задания учащимися 7-х классов отражены в таблице 8.
Таблица 8
Классы, кол-во уч-ся Грамматическая связь слов
Согласование Управление Примыкание
справились
% не спра-вились% спра-вились% не спра-вились% справились
% не спра-вились%
7 А 22
7 Б 24 75
30 25
70 58
24 42
76 56
31 44
69
Выявляя способы связи слов в словосочетаниях (согласование), учащиеся не испытывали серьезных затруднений при определении зависимого слова, выраженного качественными прилагательными. Однако, зависимые слова в словосочетаниях, выраженные относительными и притяжательными прилагательными, оказались для детей труднодоступными.
Словосочетания по типу примыкания оказались наиболее трудными для понимания учащимися.
Задание 6.Переведите текст с адыгейского языка на русский. Результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9
школа класс кол-во уч-ся справились% допустили ошибки% не приступали к заданию%
МБОУ СОШ№1 6 А 23
6 Б 23 78
41 22
59 -
-

Чтобы проверить, насколько приблизилась устная речь учащихся к письменной, как реализована идея их взаимосвязного развития, учащимся было предложено написать сочинение на тему «Хлеб» и составить устный рассказ на эту же тему (такое же задание было выполнено на этапе констатирующего среза).
В обучении принимало участие два 7-х класса в количестве 46 человек. Учащимся был предложен текст «Хлеб». Он небольшой по объему, состоящий из 15 предложений, имеющий большое воспитательное значение.
Перед семиклассниками была поставлена цель: прочитать текст, определить основную мысль, установить способы связи предложений, пересказать текст так, чтобы была соблюдена связь между предложениями, с целью создания связного текста, слова, выраженные именами существительными, были заменены подходящими по смыслу местоимениями, синонимами, глаголы тоже синонимами. Параллельно проводилась лексическая работа над словами и словосочетаниями: юннатский кружок, заколосилась золотая пшеница, фронт – Великая Отечественная Война /1941 – 1945гг./ /синоним/.
Проводилась иллюстрация сочетаемостных возможностей слов. Основное внимание было уделено следующим словосочетаниям: ребята – они, ученики, дети; зерна – из них; взрослые – они, люди; враги – фашисты; наступили – пришли; оставляли мысль – отгоняли мысль.Данное задание было нацелено на то, чтобы семиклассники, избегая повторения, правильно заменяли существительные местоимениями, удачно их подбирали, совершали замену существительных синонимами, подбирали к глаголам синонимы с целью создания связного текста. При этом проводилось наблюдение и проверка актуализации навыков правильного произношения новых слов и словосочетаний, а также понимания значения ключевых слов текста. В момент устного пересказа текста «Хлеб» обращала особое внимание на логику построения высказывания, связность предложений.
Почти все учащиеся связно передали содержание текста, для связи использовали слова-заменители, что способствовало умению связно излагать текст, избегая повторов, в итоге самим составлять свой оригинальный текст. При анализе пришла к выводам, что семиклассники стали проявлять интерес к тому, что и о чем они пересказывают.
Семиклассники отнеслись к написанию сочинения серьезно и постарались свои мысли отразить на письме как можно полнее. В качестве примера приведу сочинение Сташ А. «Хлеб».
Давно это было. Ребята ходили в юннатский кружок. Там они выводили новые сорта зерна.
Наступила война. Взрослые ушли на фронт. А детям поручили сохранить новые сорта пшеницы.
Началось трудное время. Голод заставлял думать о пшенице. Ведь из пшеницы можно было сварить кашу, или так съесть. Юные натуралисты не трогали новые сорта хлеба.
Фашисты приближались к русской земле. Люди прогнали врагов с родной земли.
Юные натуралисты спасли новые сорта пшеницы. В поле заколосилась спасенная пшеница. Не даром говорят: «Посеешь впору – соберешь зерна гору». Очень трудно приготовить хлеб. Для этого нужно посеять зерно. А когда оно созреет, надо его собрать, потом в мельнице помолоть, а из муки вымесить тесто, и получится вкусный пышный и румяный хлеб.
Результаты моей работы подтверждают, что предложенная поэтапная система развития связной устной речи учащихся адыгейской школы оказалась эффективной. Данная система в полной мере решает основные задачи школьного филологического образования-формирование УУД и метапредметных результатов.
Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету очень часто происходит и в результате участия обучающихся в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.
С особым интересом ребята принимают участие в научно-практической конференции школьников, выступают с работами, которые для них познавательны, интересны и важны.  
На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.