Урок по алгебре на тему Взаимное расположение графиков линейных функций


Урок алгебры в 7в классе
Учитель Костина Вера Евгеньевна
Аудитория: 7в класс МОУ «Гимназия № 16» 20 человек.
Тема: Взаимное расположение графиков линейных функций.
Цель: Вызвать учащихся на размышление о том, что людям необходимо знать и уметь безошибочно указывать или распознавать положение названной точки на координатной плоскости
Задачи:
1. Повторить все термины, связанные с декартовыми прямоугольными координатами на плоскости;
2. Изучить алгоритмы нахождения координат точки на плоскости и отыскания точки по ее координатам;
3.Выработать умение пользоваться изученными алгоритмами;
4.Развивать интерес к предмету, повышать мотивацию к изучению данной темы; 5.Совершенствовать умения четко, ясно и аргументировано высказывать свою точку зрения, делать обобщения и выводы;
6.Развивать умение находить связь полученной информации с нашей современностью, с ее практическим применением в реальной жизни.
Проблема: В последние годы очень часто в СМИ поступает информация об авиакатастрофах. Одна из указанных причин подобных происшествий – человеческий фактор: ошибка диспетчера или ошибка пилота.
Проблемный вопрос: Что необходимо знать и уметь для того, чтобы безошибочно указывать или распознавать положение названной точки?
Оборудование к уроку: м\м. аппаратура, презентация урока, карточки-таблички по КМД , карточки с заданиями для работы в группах, опорный конспект урока, записи на доске, учебники.
Развивающие модули содержания урока
Этап урока Развитие личностных качеств
1.Орг. часть
Приветствие. Подготовка к работе на уроке в группах.
(1слайд) Поведение (пунктуальность, организованность)
2. Целеполагание1)Обозначение проблемы
-Вы слышали о трагедии, которая произошла в Пермском крае в сентябре прошлого года, которая унесла жизни ???пассажиров? До сей поры причины этого происшествия точно не установлены. Одна из версий человеческий фактор, иными словами ошибка диспетчера. То есть, возможно он неверно указал точку приземления, либо пилот не верно её считал
(2 слайд, 3 слайд)
2)Проблемный вопрос урока (4 слайд)
-Что же нужно знать обязательно на «5» диспетчеру аэропорта или пилоту?
-Совершенно верно, умение правильно определять координаты.
-Где же мы встречаемся с координатами?
Мотивация восприятия
Аналитичность мышления
Речь
3. Сообщение темы и целей урока.
-Молодцы! Тема урока: «Координатная плоскость»
-Сегодня на уроке мы:
1.Вспомним ранее изученный материал;
2.Выведем алгоритмы нахождения координат точки и построения точки по её координатам;
3.Закрепим их на практике;

Эффективное внимание,
4.Подготовка к работе в группах
1)Объяснение правил
2)заполнение табличек-сводок
-Для дальнейшей работы я вас объединила в группы. Выберите в каждой группе главного диспетчера. В сводке сообщений впишите фамилии всех диспетчеров команды.
-Готовы к работе? Поехали! эмоции и чувства, ассоциативноемышление,
самостоятельность, ответственность,
мотивация восприятия
5.Повторение.
1)Тест на соответствие
-Готовность к работе проверяем тестом. Необходимо соединить стрелочками соответствующие понятия с рисунком. На выполнение теста 2 минуты.
-Для проверки теста внутри команды обменяйтесь работами по часовой стрелке. Смотрим правильный ответ на экране.
-Критерии оценки:
Без ошибок-5
1 ошибка- 4
2 ошибки- 3
3 и более ошибок – 2
-Результаты занесите в таблички- сводки
2)Историческая справка
-Впервые прямоугольную систему координат на плоскости стал активно использовать для замены алгебраических моделей геометрическими французский философ Рене Декарт (1596-1650)
Поэтому иногда говорят «декартова система координат», «декартовы координаты»
3) Пример применения координат в игре «Морской бой»
-Играя в «Морской бой», вы применяете знание координат на практике
аналитичность мышления,
глубина мышления, поведение
Ответственность , самостоятельность
Кругозор,
Умение находить связь с прошлым и настоящим
6. Работа по новой теме урока
1)Выведение алгоритмов нахождения координат точки и построения точки по ее координатам
-А сейчас задания по группам.1,2 группы – вывести алгоритм нахождения координат точки; 3,4 группы – вывести алгоритм построения точки по ее координатам. Время для работы в группах на это задание- 3 минуты
-Заслушаем 1 и 2 группы.
-Сверим услышанную информацию с информацией на слайде. Запишем её.
-1 и 2 группы могут сделать отметки за это задание в своих сводках
2)Вывод о расположении точек на координатной плоскости (в координатных углах, осях)
-Если точки расположены в 1 координатной четверти, какие будут иметь знаки координаты этих точек?
-Если точки расположены во 2 координатной четверти, какие будут иметь знаки координаты этих точек?
-Если точки расположены в 3 координатной четверти, какие будут иметь знаки координаты этих точек?
-Если точки расположены в 4 координатной четверти, какие будут иметь знаки координаты этих точек?
-Если точки лежат на оси х, какие будут координаты ? -Если точки лежат на оси у, какие будут координаты ?(слайд )-Слово 3 и 4 группе.
-Сверим информацию с информацией на слайде. Запишем её.
-3 и 4 группы выставляют отметки в своих сводках за это задание.
3) Вывод о расположении прямых на плоскости.
-Что означает запись уравнения х=а, у=в?
-Что является графиком этих уравнений?
-Сверим с информацией на слайде.
4) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Прежде чем мы займемся серьёзно практической работой, необходимо выйти из-за пультов управления и размяться
*Для глаз
*Для торса
5)Закрепление нового материала
-Теперь полученные знания будем закреплять на практике.
Устно. №766, №767, №774
Письменно:№776 (а,б), №777 (а,б),№787,№788 построение показать на доске.
- Все группы делают отметки в сводке за закрепление. Подводят итог, выставляют оценку за урок
6) Рефлексия данного этапа урока
-Интересно ли вам строить треугольники, четырёхугольники?
-Таким способом можно строить и более сложные фигуры и рисунки, например, такие.(слайд )Но для построения таких рисунков недостаточно этих знаний. Дальнейшее изучение алгебры вам поможет в этом.
Аналитичность мышления, умение точно и четко высказывать свою точку зрения,
Умение соотносить полученную самостоятельно информацию с предложенным эталоном
Умение анализировать и делать выводы
умение точно и четко высказывать свою точку зрения,
Умение соотносить полученную самостоятельно информацию с предложенным эталоном, умение анализировать и делать выводы
Бережное отношение к своему здоровью
Умения применять полученные знания на практике, внимание, речь, умения строить по координатам
Критическое мышление, умение разобраться в своих чувствах, ощущениях
Интерес к предмету
7.ДЗ.
- Сегодня в домашнем задании я предлагаю вам
1.Построить по координатам некоторый объект, связанный с темой нашего урока.
2.(по выбору) Создать самим какой-либо рисунок по координатам и предложить координаты своего объекта для построения одноклассникам
Свобода выбора, творческий подход в решении проблем
8. Выводы по теме урока, соотнесение с нашей современ- ной жизнью.
-Вернемся к проблемному вопросу урока.
- -Что необходимо знать и уметь для того, чтобы безошибочно указывать или распознавать положение названной точки?
- Для чего, в каких ситуациях вам могут пригодиться эти знания?
глубина мышления, речь, поведение, эмоции,
творчество в применении полученных знаний и решения проблемы
9. Рефлексия
-Сегодня каждый из вас оценил свою работу и работу своих товарищей по группе. Я предлагаю вам оценить и мою работу таким образом. Если урок вам показался бесполезным, скучным, то соедините отрезками цифры 3 на координатной плоскости; если урок вам понравился, но кажется, что чего-то недостаточно, то соедините 4; а если вы поняли материал и научились находить координаты, то соедините 5.(слайд )Самостоятельность, аналитичность, глубина мышления, речь, поведение, эмоции, умение разобраться в себе и оценить работу свою и другого
10.Итог урока, оценивание
Работа с карточками по КМД
-Выставленные вами оценки за работу на уроке поставьте в дневники.
Ответственность, самостоятельность