Модель внеурочной деятельности по ФГОС ООО


Модель внеурочной деятельности по ФГОС ООО.

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива
 Главной целью организации внеурочной деятельности в школе является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Наиболее общими принципами в выборе форм и направлений внеурочной деятельности является добровольность в выборе форм и направлений, с этой целью проводится анкетирование обучающихся.
Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются подростки, имел общественную или социально значимую направленность. При таких условиях у подростка возникает мотивация деятельности, осознание именно его роли в данном её виде, причастность к общему делу школы или группы сверстников. Очень важна при этом и опора на инициативу и самодеятельность обучающегося. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления ребят в организации форм занятий.
При выборе содержания, организационных форм деятельности необходимо также соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Важным условием действенности всех видов внеурочной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Виды (или формы) внеурочной деятельности. Содержание внеурочной деятельности учащихся школы складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами: Дом детского творчества, Культурно досуговый центр, Центр традиционной культуры, Центр подготовки лыжников и биатлонистов, сельская библиотека, детский сад.
Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
1)     игровая деятельность;
2)     познавательная деятельность;
3)     досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
4)     художественное творчество;
5) фестивали наук;
6) трудовая деятельность;
7)     спортивно-оздоровительная деятельность;
8)     туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, учебные курсы по выбору. Вместе с тем, внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

План внеурочной деятельности МКОУ Стрельношироковской ОШ разработан на основе образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2. 2821 -10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

Общие положения.
План внеурочной деятельности МКОУ Стрельношироковской ОШ разработан с учетом особенности и специфики основной образовательной программы основного общего образования.
План внеурочной деятельности определяет:
Основные направления развития личности обучающихся;
Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
Количество часов внеурочной деятельности.
При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:
Направленность на развитие интеллектуальных и творческих
способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;
Создание образовательной среды, стимулирующей творчество,
исследовательскую активность, инициативность обучающихся;
Предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям
направлений и курсов для осуществления внеурочной деятельности;
Интегративная связь урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса, реализацию межпредметных проектов.
Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 40 минут. Продолжительность занятий – 40 минут. Количество используемых часов не более 10 на каждый класс (680 часов в год).
Примерный план внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности
1-4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Спортивно – оздоровительное
Подвижные игры
Волейбол

Духовно – нравственное
Школа рисования
. Волшебная кисточка
Волшебный мир театра




Общеинтеллектуальное
Знатоки немецкого языка
Разговор о правильном питании
Занимательная физика
Готовимся к ГИА

Социальное







Общекультурное

Оч.умелые ручки
Загадки истории




Итого:








Массовая кружковая работа (особенно в 5-6 классах) дает возможность ученику попробовать разные формы работы по разным предметам, что обеспечивает формирование личного отношения к этим занятиям и становится основанием для осознания своего собственного выбора, своего интереса. В дальнейшем этот индивидуальный интерес проявится в устойчивом познавательном интересе в выборе тем проектов и исследований и т.п.
Основные направления внеурочной деятельности могут быть реализованы в процессе работы детской общественной организации «Ориентир», отражены в программах деятельности классных руководителей, реализуются через классные часы, КТД , конкурсы, акции.
15