Рабочая программа по биологии для 8 класса к УМК Н.И. Сонина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №123»




Рассмотрено и Рассмотрено Утверждаю
рекомендовано педагогическим Директор гимназии
на заседании кафедры советом __________М.В.Холодкова
протокол № ___от протокол № ___ Приказ № ___ от
«_27_» августа 2015 г. «___» августа 2015г. ___ августа 2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

____________ биология____________________
(предмет)

______ _ 8 А,Б,В,Г,Д___________________
(классы)


на 2015 – 2016 учебный год




Ф.И.О.
составителя рабочей
программы Мальцева Анастасия Евгеньевна


Должность
составителя рабочей
программы ___учитель биологии___









Барнаул 2015 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 8 класс составлена на основании следующих нормативных документов
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МБОУ «Гимназия №123»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 уч. год;
Учебного плана МБОУ «Гимназия №123» на 2015/2016 учебный год
Авторской программы основного общего образования по биологии, 6 -9 классы, авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений., М.: «Дрофа», 2010.с 50).
Авторская программа рассчитана на 70 часов в год, из них 7 часов резервное время, 2 часа в неделю. Рабочая программа предполагает 6 часов резервного времени, так как 1 час из резервного времени отведен на итоговую контрольную работу в конце года.
Цель и задачи курса:
Цель:
Овладения учащимися знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Задачи:
Обучающие:
Усвоение учащимися знаний о человеке как биосоциальном существе;
Формирование у учащихся представлений об истории развития биологической
науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
Развитие знаний об основных методах биологической науки;
Овладение умениями применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические явления, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;
Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за своим организмом.
Развивающие:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки;
создать условия для развития у школьников: интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения; положительного отношения к учебе; умения ставить цели через учебный материал каждого урока;
Привитие у учащихся интереса к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.
Воспитательные:
Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как
условия сохранения жизни на Земле;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
Формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
Виды и формы контроля:
В процессе реализации рабочей программы используются следующие виды контроля: промежуточный (в форме контрольных и проверочных работ), текущий.
Для промежуточного контроля предусмотрено: Контрольных работ – 6, рассчитанных на 40 минут учебного времени: Контрольная работа № 1 по теме «Общий обзор организма человека», Контрольная работа № 2 по теме «Координация и регуляция», Контрольная работа №3 по теме «Опора и движение», Контрольная работа №4 по теме «Внутренняя среда организма и кровообращение», Контрольная работа № 5 по теме «Пищеварение», Итоговая контрольная работа №6. Возможен перенос дат контрольных работ в соответствии с требованиями СанПиН и расписанием.
Для текущего контроля предусмотрено 8 проверочных работ, рассчитанных на 15- 20 минут учебного времени, Лабораторных работ – 4, Практических работ – 11. Отчеты по работам оцениваются.
Для обеспечения контрольных мероприятий используются тексты контрольных и проверочных работ из УМК: Тетрадь для оценки качества знаний: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек»/ В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2010
Учебно-методический комплекс.
Для учащихся:
Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 287 с.
Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова «Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2014. – 160 с.
Н.Б. Сысолятина, Л.В. Сычева, Н.И. Сонин «Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2010. – 60 с.
Для учителя:
Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 287 с.
Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова «Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2014. – 160 с.
Н.Б. Сысолятина, Л.В. Сычева, Н.И. Сонин «Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2010. – 60 с.
Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов «Методическое пособие»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2011.- 176 с.
В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов «Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для оценки качества знаний»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2010.- 144 с.
Н.Б. Сысолятина, Л.В. Сычева, Н.И. Сонин «Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2015. – 60 с.
С.И. Гуленков, Н.И. Сонин «Тестовые задания»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2011.- 112 с.
Н.И. Сонин, А.М. Дагаев «Дидактические карточки-задания»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2010.- 46 с.





















Учебно-тематический план


Тема
Число часов
Число контрольных
и проверочных работ
Число практических и лабораторных работ

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2



Тема 2. Происхождение человека

2
/1


Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1



Тема 4.Общий обзор строения и функций организма

4
1/
1/1

Тема 5.Координация и регуляция

10
1/1
2/-

Тема 6. Опора и движение

8
1/1
3/-

Тема 7. Внутренняя среда организма

3
/1
-/1

Тема 8. Транспорт веществ

4
1/
1/1

Тема 9. Дыхание

5
/1
1/-

Тема 10. Пищеварение

5
1/
1/1

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2
/1


Тема 12. Выделение

2



Тема 13. Покровы тела

3
/1


Тема 14. Размножение и развитие

3



Тема 15. Высшая нервная деятельность

5
/1


Тема 16. Человек и его здоровье

4

2/-

Итоговая контрольная работа

1
1/


Всего
64 + 6 резерв
6/8
11/4



Содержание тем учебного курса
(64 + 6 часов резервного времени, 2 часа в неделю)

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Тема 2. Происхождение человека (2 ч.)

Биологические и социальные факторы антопосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека их происхождение и единство.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч.)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Органы человеческого организма. Система органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Лабораторная работа № 1. Изучение микроскопического строения тканей.
Практическая работа № 1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (10 ч.)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Практическая работа №2. Изучение головного мозга человека (по муляжам);
Практическая работа № 3. Изучение изменения зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 ч.)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Практическая работа №4. Изучение внешнего строения костей;
Практическая работа №5. Измерение массы и роста своего организма;
Практическая работа № 6. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Лабораторная работа № 2. Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Практическая работа №7. Измерение кровяного давления.
Лабораторная работа № 3. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 ч.)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Практическая работа № 8. Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5ч.)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.
Лабораторная работа № 4. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Практическая работа № 9. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 ч.)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи и выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 13. Покровы тела (3 ч.)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.


Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 ч.)

Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы. Гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Практическая работа №10. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений;
Практическая работа № 11. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Резервное время (7ч.)









Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:
Знать/понимать:
фундаментальные понятия биологии;
строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;
топографию органов в организме человека;
особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;
особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;
особенности роста и развития человеческого организма;
влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;
приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;
влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека;
Уметь:
распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;
находить связь между строением и функциями органов;
объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;
работать с микроскопом;
осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;
оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;
распознавать отклонение от нормы в состоянии органов и систем органов;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности (использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни):
соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.









Система оценки достижений учащихся

Критерии оценки разработаны учителями и утверждены на заседании кафедры.

1. Контроль знаний в форме тестов закрытого и открытого типа
Отметка «5» - ставится, если тест выполнен без ошибок (100%)
Отметка «4» - ставится, если выполнено верно 13 QUOTE 1415 теста (75%)
Отметка «3» - ставится, если выполнено верно 13 QUOTE 1415 теста (50%)
Отметка «2» - ставится, если выполнено верно 13 QUOTE 1415менее 13 QUOTE 1415 теста (менее 50%)
Для оценки устных ответов используются критерии из Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Гимназия №123»
Критерии выставления отметок за устные ответы:
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если учащийся:
последовательно, четко. Связано, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии
показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий. Взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов, свободно устанавливает межпредметные ( на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;
уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых ранее не встречавшихся задач;
излагает учебный материал научным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, схемами. Чертежами и графиками, сопутствующим ответу;
допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если учащийся:
показывает знания всего изученного материала;
дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного материала, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
соблюдает основные правила культуры устной речи, применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
дает неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом:
использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если учащийся;
не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Критерии оценки разработаны учителями и утверждены на заседании кафедры.

Отметка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.
Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.










Общая характеристика учебного процесса

При преподавании предмета акцент делается на личностно-ориентированный подход, используются элементы проблемного обучения, элементы системно-деятельностного подхода, при изучении материала, являющегося наиболее сложным для усвоения, применяются приемы технологии полного усвоения.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. На уроках организуется индивидуальная, фронтальная, парная и групповая работа.
При выборе методов и форм обучения учитывается тип урока.
На уроках изучения нового учебного материала используются различные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, лекция, доклад ученика);
наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация опыта, видеофильм, наблюдение, иллюстрации),
передачи информации с помощью практической деятельности (лабораторный опыт, работа с книгой, анализ таблиц и схем, работа с коллекциями).
На уроках формирования и совершенствования умений и навыков чаще используется практическая деятельность (лабораторные опыты, выполнение упражнений).
На уроках обобщения и систематизации знаний используются словесные методы (дискуссии, беседы), а также практическая деятельность (практические упражнения, анализ таблиц, схем, решение творческих заданий).
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков используются как устные методы (индивидуальный, фронтальный опрос, взаимоопрос), так и письменные (контрольная работа, компьютерное тестирование), а также зачетные Практические работы.
Большая часть уроков – это комбинированные уроки, на которых в зависимости от задач этапа урока и характера учебной ситуации, могут использоваться любые методы из методов, описанных выше.



















Учебно-методическое и материальное обеспечение

Основная литература для учителя:
Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 287 с.
Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова «Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2014. – 160 с.
Н.Б. Сысолятина, Л.В. Сычева, Н.И. Сонин «Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2010. – 60 с.
Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов «Методическое пособие»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2011.- 176 с.
В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов «Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для оценки качества знаний»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2010.- 144 с.
Н.Б. Сысолятина, Л.В. Сычева, Н.И. Сонин «Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2015. – 60 с.
С.И. Гуленков, Н.И. Сонин «Тестовые задания»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2011.- 112 с.
Н.И. Сонин, А.М. Дагаев «Дидактические карточки-задания»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2010.- 46 с.
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 254 с.
Дополнительная литература для учителя:
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.
Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

Для обеспечения образовательного процесса используются:
Оборудование кабинета биологии в соответствии с «Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта образования»
Печатные пособия:
комплект портретов ученых-биологов (постоянная экспозиция);
серия таблиц по анатомии человека (длямед университета);
таблицы по анатомии;
анатомический атлас.
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран проекционный;
набор датчиков содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания.
Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование:
микроскоп учебный (школьный);
набор для микроскопирования по биологии (лоток);
микропрепараты: комплект микропрепаратов «Анатомия».
Модели:
разборная модель- «Торс человека»;
модель «Скелет человека»;
«Череп человека»;
«Строения глаза человека»;
«Строение уха»;
объемная модель «Глазное яблоко»;
«Строение почки человека»;
«Сердце»;
«Разрез носоглотки»;
«Разрез гортани»;
«Мозг в разрезе»;
«Череп с раскрашенными костями»;
«Череп белый»;
«Доли и извилины головного мозга».
Динамические пособия:
«наследование резус – фактора»;
«генетика групп крови».
Натуральные объекты. Влажные препараты:
внутреннее строение крысы;
глаз млекопитающих.
Электронные образовательные ресурсы:
Биология . Уроки биологии КиМ биология . Человек.8 класс ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
Анатомия и физиология человека ( 2- 4 выпуск ) Центрнаучфильм, ООО «Видеостудия «Кварт».
Документальный сериал «Тело человека» ( 4 части).ЗАО «СОЮЗ Видео» 2004.


















Календарно-тематическое планирование

Дата
№ урока
Тема
Виды контроля
Примечания

1.09-6.09


1/1


2/2
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2ч.)
Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных
Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян.



Беседа



7.09-13.09


3/1


4/2
Тема 2. Происхождение человека (2ч.)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека
Расы человека, их происхождение. Проверочная работа №1: «Место человека в системе органического мира».





проверочная работа №1







14.09-20.09



5/1




6/1
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч.)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4ч.)
Клеточное строение организма



Сообщения
уч-ся









21.09-27.09

7/2


8/3
Ткани: Лабораторная работа №1: «Изучение микроскопического строения тканей».
Органы человеческого организма. Система органов. Практическая работа №1: «Распознавание на таблицах органов и систем органов»
Опрос.
отчет


отчет
микроскопы, микро-препараты

муляжи

28.09-4.10
9/4



10/1
Контрольная работа № 1: «Общий обзор организма человека».
Тема 5. Координация и регуляция (10ч.)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
Контрольная работа



5.10-11.10
11/2

12/3
Гормоны и их роль в обменных процессах.
Нервная регуляция. Отделы нервной системы. Проверочная работа №2: «Гуморальная регуляция».


проверочная работа №2


12.10-18.10
13/4

14/5
Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга.
фронтальный опрос


19.10-25.10
15/6



16/7
Строение и функции головного мозга.
Практическая работа № 2: «Изучение головного мозга человека» (по муляжам).
Органы чувств. Строение, функции и гигиена органов зрения. Практическая работа №3: « Изучение изменения размера зрачка».

отчет



отчет


Муляжи


26.10-1.11
17/8
18/9
Строение и функции органов слуха.
Органы осязания, вкуса, обоняния.
Биологический диктант


2.11-8.11

Каникулы



9.11-15.11

19/10

20/1
Контрольная работа № 2: «Координация и регуляция».
Тема 6. Опора и движения (8 ч.)
Скелет человека, его отделы.
Контрольная работа




скелет

16.11-22.11
21/2


22/3
Состав и строение костей. Рост костей
Практическая работа №4: «Изучение внешнего строения костей».
Типы соединения костей.

отчет


23.11-29.11
23/4



24/5
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Проверочная работа №3: «Кости скелета, строение скелета».
Мышечная система. Строение и развитие мышц.
Сообщения
проверочная работа № 3





30.11-6.12
25/6



26/7
Работа и утомление мышц. Практическая работа №5. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
Значение физической культуры и режима труда в формировании опорно-двигательной системы


отчет


Сообщения

Д/З: пр. раб. №6: «Измерение массы и роста своего организма»

7.12-13.12
27/8



28/1
Контрольная работа №3: «Опора и движение».
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)
Понятие «внутренняя среда». Кровь. Лабораторная работа №2: «Изучение микроскопического строения крови».
Контрольная работа



отчет






14.12-20.12
29/2

30/3
Свертывание крови. Группы крови. Лимфа.
Иммунитет. Переливание крови. Проверочная работа №4: «Внутренняя среда организма».


проверочная работа №4





21.12-27.12

31/1

32/2
Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)
Сердце. Его строение и регуляция деятельности. Круги кровообращения.
Движение крови по сосудам. Практическая работа №7: «Измерение кровяного давления, Лабораторная работа № 3: «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».

опрос




отчет
муляж строения сердца.

28.12-3.01
/
Каникулы



4.01-10.01
/
Каникулы



11.01-17.01
33/3

34/4
Заболевания органов кровообращения . их предупреждение
Контрольная работа №4: «Внутренняя среда организма и кровообращение».
Сообщения

Контрольная работа


18.01-24.01

35/1

36/2
Тема 9.Дыхание (5 ч.)
Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.
Дыхательные движения.


строение гортани

25.01-31.01
37/3
38/4
Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Практическая работа №8: «Определение частоты дыхания».


отчет


1.02-7.02
39/5


40/1
Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Проверочная работа №5: «Дыхание».
Тема 10. Пищеварение (5 ч.)
Питательные вещества и пищевые продукты
проверочная работа №5


8.02-14.02
41/2

42/3
Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.
Пищеварительные железы. Лабораторная работа № 4: «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».



отчет


муляж ротовой полости
набор для микроскопирования

15.02-21.02
43/4


44/5
Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения
Контрольная работа № 5: «Пищеварение».

Отчет

Контрольная работа
Д/з Пр. раб. №9: «Опред. норм рац. питания».

22.02-28.02

45/1



46/2
Тема 11.Обмен веществ и энергии (2ч.)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ.







29.02-6.03

47/1


48/2
Тема 12. Выделение (2ч.)
Органы выделения. Почки.Образование мочи. Проверочная работа №6: «Обмен веществ».
Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

проверочная работа №6

муляж почки

7.03-13.03

49/1
50/2
Тема 13.Покровы тела (3ч.)
Строение и функции кожи.
Роль кожи в терморегуляции.





14.03-20.03
51/3




52/1
Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Тема 14. Размножение и развитие (3ч.)
Система органов размножения; строение и гигиена. Проверочная работа № 7: «Покровы тела».




проверочная работа № 7
презентация

21.03-27.03
/
Каникулы



28.03-3.04
53/2

54/3
Оплодотворение . Внутриутробное развитие, роды.
Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.





4.04-10.04


55/1

56/2
Тема 15.Высшая нервная деятельность (5ч.)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.
Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека






11.04-17.04
57/3
58/4
Торможение. Типы нервной системы.
Мышление. Сознание. Биоритмы.



18.04-24.04
59/5


60/1
Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память, эмоции.
Тема 16. Человек и его здоровье (4ч.)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Проверочная работа №8: «ВНД».


проверочная работа №8




25.04-1.05
61/2



62/3
Оказание первой помощи. Практическая работа №10: «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

Отчет



2.05-8.05
63/4



64
Человек и окружающая среда. Практическая работа №11: «Анализ и оценка влияния факторов риска и окружающей среды на здоровье».
Повторение по теме «Координация и регуляция».



9.05-15.05
65

66
повторение по теме «Внутренняя среда организма»
Повторение по теме «Пищеварение и обмен веществ».



16.05-22.05
67
68
Контрольная работа №6: «Итоговая»
Обобщение курса «Человек».
Контрольная работа


23.05-29.05
69
70
Обобщение курса «Человек».
Заключительное занятие.











Календарно-тематическое планирование для надомного обучения
Биология, 8-е классы, на 2015-2016 уч.год, 0,5 часа
Дата
№ урока
Тема
Виды контроля
Примечания

1.09-
13.09


1
Тема 1, 2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека (0,5 + 0,5 ч.)





14.09-
27.09

2

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (1ч.)
Клеточное строение организма
Ткани. Органы. Система органов. Проверочная работа №1: «Место человека в системе органического мира.


проверочная работа №1





28.09-
11.10

3
Тема 5. Координация и регуляция (3ч.)
Гормоны и их роль в обменных процессах.




12.10-
25.10
4
Рефлекс. Проведение нервного импульса
Строение и функции спинного и головного мозга. Провер. работа №2 «Гуморальная регуляция».

Провер. работа №2


26.10-1.11
5
Органы чувств.



2.11-8.11
-
Каникулы





9.11-
22.11

6
Тема 6. Опора и движения. 2 ч
Скелет человека, его отделы.




23.11-
6.12
7
Мышечная система. Проверочная работа №3: «Кости скелета, строение скелета».
проверочная работа №3
Д/З: пр.раб. «Измерение массы и роста своего организма»

7.12-
27.12


8


Тема 7. Внутренняя среда организма (1 ч.)
Кровь, ее состав и значение
Иммунитет. Проверочная работа №4: «Внутренняя среда организма».


проверочная работа №4





28.12-3.01
/
Каникулы



4.01-10.01
/
Каникулы



11.01-
24.01
9
Тема 8. Транспорт веществ (1 ч.)
Сердце,строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения.



25.01-
7.02
10
Тема 9. Дыхание (1 ч.)
Строение органов дыхания.



8.02-
21.02
11
. Тема 10. Пищеварение (1 ч.)
Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Проверочная работа №5: «Дыхание».
проверочная работа №5


Д/з: Практ. Раб.: «Опред. норм рац. питания»

22.02-
6.03

12
Тема 11.Обмен веществ и энергии. Выделение (0,5ч. + 0,5ч.)
Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь Витамины.
Органы выделения.




7.03-
20.03

13
Тема 13.Покровы тела (1ч.)
Строение и функции кожи. Проверочная работа №6: «Обмен веществ».

проверочная работа №6


21.03-27.03
/
Каникулы



28.03-
10.04
14
Тема 14. Размножение и развитие (1 ч.)
Система органов размножения. Проверочная работа № 7: «Покровы тела».

проверочная работа № 7


11.04-
24.04
15
Тема 15.Высшая нервная деятельность (1ч.)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов.



25.04-
8.05
16
Тема 16. Человек и его здоровье (3ч.)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.
Оказание первой помощи.



9.05-
22.05
17
Человек и окружающая среда. Практическая работа: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».



23.05-29.05
18
Контрольная работа «Итоговая» Обобщение курса «Человек».




Лист изменений в календарно-тематическом планировании

№ не проведенного урока по порядку
Тема
Причина корректировки, № приказа, дата
Суть
корректировки

















































































13PAGE 15


13PAGE 142015




15