Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Н.И.Сонина





















































Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Человек. 8класс», авторы Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, Дрофа, 2012г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 8 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Человек. 8 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
Авторская программа основного общего образования по биологии, 8 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Лабораторных работ-14 , практических работ -1 .

Лабораторные и практические работы 1.Изучение микроскопического строения тканей.
2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.
3.Изучение головного мозга человека (по муляжам)
4.Изучение изменения размера зрачка.
5.Изучение внешнего строения костей.
6.Измерение массы и роста своего организма.
7.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
8.Изучение микроскопического строения крови.
9.Измерение кровяного давления.
10.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
11.Определение частоты дыхания. (Практическая работа)
12.Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
13.Определение норм рационального питания.
14.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
15.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Основная цель курса

В процессе изучения биологии в 8-м классе школьники должны усвоить определенные сведения по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренные стандартом биологического образования для основных школ.
В процессе изучения биологии в 8 классе школьники должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы. Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории. В результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой.
В программе усилено внимание к проблемам экологии, без экологического всеобуча невозможно осуществить природоохранные мероприятия, поднять уровень санитарной культуры населения, а также остановить рост заболеваний, которые медики называют болезнями поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В и др. Подход к обучению, используемый в курсе, предполагает осознанное понимание и к проблемам, которые существуют в нашем регионе. Наряду с теоретическим материалом программа включает разнообразные лабораторные и практические работы здоровьесберегающей направленности. 8 класс

Для данного курса в обучение школьников включаются следующие важнейшие понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
В основу курса физиологии человека и животных заложено представление о функционировании целостного организма. При этом главный акцент сделан на изучение функций, а не структур. Функциональный подход доведен до логического конца, поэтому основные разделы названы по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора, движение и т. п.).


Учебно- тематический план
Название темы
Всего часов
Количество часов



теория
практика

Место человека в системе органического мира
3
3


Происхождение человека
2
2


Краткая история развития знаний
о строении и функциях организма человека.
1
1


Общий обзор строения и функций организма человека
4
2
2

Координация и регуляция.
12
10
2

Опора и движение
10
7
3

Внутренняя среда организма
3
2
1

Транспорт веществ
4
2
2

Дыхание
5
4
1

Пищеварение
6
4
2

Обмен веществ и энергии
2
2


Выделение
2
2


Покровы тела
3
3


Размножение и развитие
3
3


Высшая нервная деятельность
5
5


Человек и его здоровье
4
2
2

Повторение по курсу биологии за8 класс


1 час



ИТОГО
70
55
15


В рабочую программу учителем были внесены некоторые изменения. Т.к. количество резервных часов -7, то было уместно распределить их по следующим темам:
Тема
По программе
Внесенные учителем изменения

Место человека в системе органического мира
2
2+1

Координация и регуляция
10
10+2

Опора и движение
8
8+2

Пищеварение
5
5+1

Повторение по курсу биологии
0
0+1

Итого

7 часов


Содержание программы

Место человека в системе органического мира (3 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.
1.Изучение микроскопического строения тканей.
2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Координация и регуляция (12 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.
3.Изучение головного мозга человека (по муляжам)
4.Изучение изменения размера зрачка.

Опора и движение (10 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.
5.Изучение внешнего строения костей.
6.Измерение массы и роста своего организма.
7.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.
8.Изучение микроскопического строения крови.

Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.
9.Измерение кровяного давления.
10.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.
11.Определение частоты дыхания. (Практическая работа)

Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.
12.Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
13.Определение норм рационального питания.

Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Лабораторные и практические работы.
14.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Лабораторные и практические работы.
15.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.


Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Повторение по курсу биологии за 8 класс (1 час)












Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:

Знать/понимать:
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
значение гомеостаза внутренней среды организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
строение и функции анализаторов;
механизмы ВНД;
функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
особенности индивидуального развития человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Уметь:
распознавать органы и их топографию;
оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
измерять кровяное давление и частоту пульса;
давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть

Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год


количество

Контрольная работа






Самостоятельная работа






Тест






Зачет






Лабораторная работа






Практическая работа





































Календарно-тематическое планирование
Изучаемый раздел (тема)
№ урока
Тема урока
Дата проведения
Коррекция (примечания)

Место человека в системе органического мира
3 часа
1
Введение.
2.09



2
Место человека в системе органического мира
5.09



3
Особенности человека
9.09


Происхождение человека
2 часа
4
Происхождение человека и этапы его становления.
12.05



5
Расы человека
16.09


Краткая история развития знаний
о строении и функциях организма человека
1 час
6
Науки о человеке
19.09


Общий обзор строения и функций
4 часа
7
Клеточное строение организма
23.09



8
Ткани. Виды тканей
26.09



9
Л.р.№1.Изучение микроскопического строения тканей.
30.09



10
Органы. Системы органов. Организм
Л.р.№2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.
3.10


Координация и регуляция
12 часов
11
Эндокринный аппарат, его особенности
7.10



12
Нейрогуморальная регуляция
10.10



13
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы Рефлекс
14.10



14
Спинной мозг
17.10



15
Строение и функции головного мозга
21.10



16
Полушария большого мозга. Их функции Л.р.№3 Изучение головного мозга человека (по муляжам)
24.10



17
Координация и регуляция функций организма
28.10



18
Анализаторы их строение и функции
31.10



2 четверть


19
Зрительный анализатор Л.р.№4.Изучение изменения размера зрачка.
11.11



20
Анализаторы слуха и равновесия Административный контроль знаний по теме «Зрительный анализатор»
14.11



21
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус
18.11



22
Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Тест.
21.11


Опора и движение
10 часов
23
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет
25.11



24
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет
28.11



25
Строение и свойства костей
Л.р.№5 Изучение внешнего строения костей
2.12



26
Типы соединения костей
5.12



27
Л.р.№6 Измерение массы и роста своего организма.
9.12



28
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
12.12



29
Мышцы, их строение и функции
16.12



30
Работа мышц

19.12



31
Л.р.№ 7 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
23.12



32
Зачет по теме «Опора и движение»
26.12


3 четверть

Внутренняя среда организма
3 часа
33
Внутренняя среда организма и ее значение
13.01



34
Строение и функции крови.
Л.р. № 8 Изучение микроскопического строения крови.
16.01



35
Иммунитет. Группы крови.
20.01


Транспорт веществ
4 часа
36
Органы кровообращения. Работа сердца
23.01



37
Движение крови и лимфы по сосудам. Лимфатическая система
27.01



38
Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение
30.01



39
Л.р.№9 Измерение кровяного давления.
Л.р.№10 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

3.02


Дыхание
5 часов
40
Дыхательная система
6.02



41
Строение легких. Газообмен в легких и тканях
10.02



42
Дыхательные движения и их регуляция
13.02



43
Пр.р.
Определение частоты дыхания.
Заболевания органов дыхания и их предупреждение
17.02



44
Взаимодействие дыхательной и кровеносной систем Тест.
20.02


Пищеварение
6 часов
45
Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме
24.02



46
Пищеварение в ротовой полости
27.02



47
Пищеварение в желудке и кишечнике
3.03



48
Всасывание
Л.р.№ 11.Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
6.03



49
Рациональное питание Л.р.№ 12 Определение норм рационального питания.
10.03



50
Заболевания пищеварительной системы. Тест
13.03


Обмен веществ и энергии 2 часа
51
Обмен веществ и энергии
17.03



52
Витамины.
20.03


4 четверть

Выделение
2 часа
53
Выделение. Строение и работа почек
3.04



54
Заболевания почек, их предупреждение
7.04


Покровы тела
3 часа
55
Строение и функции кожи
10.04



56
Роль кожи в терморегуляции организма
14.04



57
Гигиена покровов тела. Первая помощь при травмах покровов тела
17.04


Размножение и развитие
3 часа
58
Половая система человека
21.04



59
Размножение и развитие человека
24.04



60
Размножение и развитие человека
28.04


Высшая нервная деятельность
5 часов
61
Поведение человека. Рефлекс
5.05



62
Торможение, его виды и значение
8.05



63
Биологические ритмы. Сон и его значение
12.05



64
Особенности высшей нервной деятельности человека
15.05



65
Индивидуальные особенности личности
19.05


Человек и его здоровье
4 часа
66
Человек и его здоровье
22.05



67
Л.р.№ 13 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
26.05



68
Среда обитания человека
29.05



69
Л.р.№14 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



Повторение по курсу биологии за 8 класс
1 час
70
Повторение по курсу биологии за 8 класс


























Перечень учебно-методического обеспечения

Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)
Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, - 97 с.
Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328 с.
Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)
Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.
Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.
Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.: Вако, 2005. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с. - (Наука сегодня)
Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с. - (Наука для всех)
Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с
Кириленкова В.Н. Клетки и ткани. 10 - 11 класс.: практикум / В.Н.Кириленкова, Д.К.Обухов. - М.: Дрофа, 2008. - 96 с. - (Элективные курсы)









13PAGE \* MERGEFORMAT141615






15