План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему «Виды синтаксической связи. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему «Виды синтаксической связи. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».
Тема: « Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».
 
Цель:повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; постановку знаков препинания в ССП; закрепить навыки правописания; развивать речь, мышление, память, прививать интерес к языку.
 
Оборудование:сборник заданий по подготовке к ЕГЭ, схема «Сложное предложение»
Ход урока.
 
1.Приветствие.
 
2.Повторение изученного материала.
1)Осложненное списывание.
-Спишите предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясняя графически пропущенные орфограммы.
1.Год за годом все меньше и меньше остаётся возле слений густых черёмуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалечеые сучья.
2. Каждое лето под высоким крнизом дома в котором проходило моё дество белгрудые ласточки лпили свои гнезда.
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цвтущих одуван..чиков.
 
2) Анализ предложений.
-Комментирование пропущенных орфограмм.
-Комментирование пропущенных знаков препинания.
-Определение вида предложений.
-Почему вы решили, что первое предложение является ССП? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
-Какие предложения являются СПП? Почему? (Предложение второе является СПП, т.к. части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)
-Докажите, что предложение 3 является БСП? (Это БСП, т.к. части соединены только интонацией.)
 
3)Самостоятельное выявление учениками темы урока.
-О чём пойдет речь на нашем уроке? (О видах сложных предложений и знаках препинания в них.)
-Сегодня на уроке мы   повторим ССП и постановку знаков препинания в них.
 
4) Обобщение материала и составление схемы.
Сложное предложение:
 
-Союзное: сложносочиненное; сложноподчиненное;
-Бессоюзное.
Вывод: (делают ученики).
-Сложносочиненное предложение- это предложение, состоящее из двух и более равноправных частей, связанных между собой  интонационно и с помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.
-Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одной или нескольких придаточных предложений.
-Бессоюзное сложное предложение – это предложение , части которого соединены с помощью интонации.
-Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП? Прокомментируйте примеры  из учебника.
-Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят
( В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
б) противительными (а, но, да, однако, зато);
в) разделительными (или, либо, то-то, не то - не то).
-У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой.)
-Я спешу туда ж – а там уже весь город.
(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире.)
-По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
(Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или придаточное и соединены повторяющимся союзом.)
 
 
4.Отработка умений и навыков.
 
1) Синтаксический разбор предложения у доски.
-Он рассказывал прекрасную легенду, слышанную им, кажется, от бабушки, и всем было о чём подумать.
(Повествовательное, невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением и вводным словом кажется;
2) односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложненное)
Схема:
 
 
 
2)   Выполнение заданий из сборника по подготовке к ЕГЭ.
А- 21.
-Укажите правильное утверждение о данном предложении.
-Далёкий пограничный прожектор на несколько мгновений просочился в сад, безмолвно вгляделся в него и унесся дальше шарить по берегу.
1)Предложение простое, перед и ставится запятая.
2)Предложение простое, запятая перед и не ставится.
3)Предложение сложное, перед и ставится запятая.
4)Предложение сложное, перед и  не ставится запятая.
-Обоснуйте свой ответ.(2)
А-22.
На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
-В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы(1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных  соображений.(1,2).
-Обосновываем свою точку зрения.
А 23-А-28.
 
5.Подведение итогов урока.
-Какие виды сложных предложений вы знаете?
-Какие предложения называются ССП?
-Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?
-В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится  точка с запятой? Тире?
 
 
6.Домашнее задание.
-Рассмотреть правила, когда не ставится запятая в ССП. Выписать из художественной литературы 5 ССП, выполнить  их полный синтаксический разбор.
 
 
 
 
 
 
 

Заголовок 115