Урок — закрепления материала на тему: « Основные виды сложных предложений»

Учитель русского языка и литературы Кириченко В.В.
(Саратовская обл, р.п. Дергачи МОУ «СОШ№2 р.п. Дергачи, rdd49@yandex.ru)
Урок - закрепления материала на тему: « Основные виды сложных предложений»
Система уроков по теме:  «Сложное предложение» 9  класс. По программе В. В. Бабайцевой. 
Тип урока:  урок - практикум с использованием  Интернет – ресурсов и ИД.
Цель урока:
1. Расширение представлений о сложном предложении как синтаксической единице, формирование знаний о союзных и бессоюзных конструкциях и о делении союзных предложений на сложносочиненные и сложноподчиненные,  бессоюзные сложные, объяснение  средств связи простых предложений в составе сложных.
2. Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления. Научить учащихся  ориентироваться в причинно-следственных связях,  выявлять закономерности и коллективно решать  познавательные задачи.
3.  Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством
диалога и творческих работ с использованием Интернет – ресурсов.
Оборудование: учебники, учебная литература: учебный  комплекс под редакцией  В. В. Бабайцевой «Теория».  Техника: компьютеры  с выходом в Интернет, интерактивная доска. Интернет – ресурсы:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?

Этапы способа деятельности ученика.

Методы и приёмы
Деятельность ученика
Деятельность учителя

Организационный момент.

Мультимедийная презентация. Урок  изучения нового материала. Какова тема урока? Нам необходимо сформулировать тему урока. Для этого  проанализируем  материал, записанный на доске. Необходимую информацию получим,   работая в  группах с Интернет – ресурсами и с аналитическими схемами.
Презентация (слайд № 1,2)
Включиться в учебную деятельность
Коллективно

Настрой учащихся
Сообщение плана урока.

Актуализация имеющихся знаний об изучаемом предмете.

I.Организация исследования.
 Материал для наблюдения: использование ИД
1.Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир!
2.Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
3.У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя тогда, когда рядом с нами мать.
Задание №1. (1 группа)
Выписать в столбик все части сложных предложений, которые могут выступать как самостоятельные простые, сделать синтаксический разбор.
Ответ:
а) Восславим женщину – мать
б) Мы в вечном долгу перед матерью:
1. Почему другие части предложения не могут выступать в качестве простых предложений? 2. Что связывает эти конструкции в одно целое?
Ответ:  остальным конструкциям препятствуют быть самостоятельными простыми предложениями указательные слова и средства связи (союзы и союзные слова).
Сформулируйте определение сложного предложения с помощью кластера (2 группа) ИД
Презентация (слайд№3)
Коллективно
Индивидуально

























Работа в парах

Дает алгоритм  работы









Организация фронтальной беседы.


Исследование и анализ организации целостного объекта изучения, соотнесение старой и новой информации.

Организация работы  по стратегии «Инсерт» для групп (3 группа)
( презентация слайд № 4)
(схема на листочках)


Самостоятельное решение системы познавательных задач.

Включение учащихся в процесс усвоения знаний через продуктивно-репродуктивную деятельность


Рефлексия, выявляющая объективный характер системного знания

Общая работа
Интерактивная таблица "Виды сложных предложений" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа с ИД
Охарактеризовать предложения в зависимости от строения;
1.Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. ( БСП)
2.В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не остается равнодушной. (ССП)
3.Я помню руки матери моей, что утирала слезы мне когда-то. (СПП)
4.О матерях можно рассказывать бесконечно. (ПП)
При ответе на ? используйте подсказки : Части сложных предложений связаны при помощи:
ССП. 1. Союзов. 2.Интонации.
СПП. 1.Союзов и союзных слов.
           2 Смысла. 3. Интонация.
БСП   1. Смысла. 2. Интонации.

·
Работа в парах, группах, индивидуально





Работа по алгоритму №1
Руководит поиском информации


Для группы №1 Учебный словарь для защиты мини - проекта "Строение сложных предложений» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
Индивидуально  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Какое предложение называется простым?
Какое предложение называется сложным?
Защита  мини – проекта 1 группа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Верно ли ответили?
Работа с теоретическим материалом учебника и практическим. §202
Работа на интерактивной доске: Составь предложения из частей. ( слайд №4)
Сегодня мы с вами говорим о самом главном человеке на земле - маме
Образец письма матери писателя Л. Андреева
Презентация (слайд№10)




работа в парах, группах, индивидуально


Организация фронтальной беседы.





Организация работы

Закрепление посредством применения обобщённого знания при решении аналогичных и новых практических задач
1. Интерактивное тестирование. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тот, кто сомневается, не уверен.
Тип: распределение по группам. Задание "Распределите сложные предложения по таблице".
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тип: выделение в тексте. Задание "Выделите средства связи в тех сложных предложениях, где они есть".
. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тип: распределение по группам. Задание "Распределите схемы по таблице"
                       

Групповая, индивидуальная,
Коллективная
Показывают сформированность системных знаний, развитие творческого мышления, познавательной самостоятельности
Самооценка,
Взаимооценка.
Оценивает активность каждого

Рефлексия: соответствие познавательных действий общим закономерностям, определяющим организацию системного знания.
Синквейн.
Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна:
1.Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Мама
2.Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
3.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
5.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Примеры.
Презентация ( слайд №8)
- На протяжении всего урока мы говорили о маме. Матерью мы называем и свою Родину, у которой есть заступница Казанская Божья матерь
презентация (слайд № 13)
- Что вы повторили на уроке, узнали нового?
Развитие творческих способностей, умение находить оптимальные решения
Подводит итоги

Домашнее задание



Итог урока.
Д/з по группам презентация (слайд № 13)
Д/з индивидуальные.  Подготовить вопросы к устному зачету по теме сложное предложение.
 Индивидуальное задание. Работа с  проектом. Тема  «Сложное предложение» . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Алгоритм №4.
Выставление оценок.




Заголовок 115