План-конспект урока по русскому языку на тему Глагол.Обобщение. 4 класс



План-конспект урока русского языка

Выполнила: Федосова Е.Н.

Класс – 4

Предметная тема урока: Глагол .Обобщение.

Метапредметная тема урока: повторение и развитие

Задачи:
1) находить в предложении глагол по его грамматическим признакам;
2)составлять предложения , используя глагол в сочетании с другими частями речи;
3)систематизировать знания учащихся
УУД: Познавательные : определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации, фиксировать её; обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности.
Регулятивные : формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания о частях речи; умение сравнивать, анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.
Коммуникативные : формировать умение работать коллективно,самостоятельно; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка
Личностные : формировать положительное отношение к урокам русского языка; внимательное отношение к красоте русского слова, уважение к культуре своего народа, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: Таблицы,плакаты, картинки, карточки.



Ход урока.

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.

1.Эмоциональный настрой:
-Мы уже многое знаем.
-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
-Мы не боимся ошибаться.

2.Девиз урока:
( на доске)
«Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!»

Сегодня на уроке мы будем:
думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.



II. Актуализация знаний. Введение в тему.

Чтение стихотворения-загадки.

Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает, расскажет.
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
всё расскажет нам (глагол)


2.Сформулируйте тему урока (ответы детей)
Тема « Глагол. Обобщение». –на доске
Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.

Игра «доскажи словечко».

Глагол.

Являюсь- ..(частью речи).

Обозначаю- (действие предмета).

Отвечаю- (на вопросы что делать?, что сделать? И др.).

Изменяюсь (по лицам и числам).

В предложении чаще всего бываю- (сказуемым).

3. Работа в тетрадях

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

4.Чистописание
-Запишите девиз нашего урока.

- Игра «Оживи предмет».
Каким образом можно «оживить» эти предметы?
(на доске картинки)
Самолет (летит)- записываем.
бабочка (порхает) – записываем.
рыбки(плавают) – записываем.

III. Повторение
По ходу урока все ВЫВОДЫ о глаголе появляются на доске.)

1.Каким членом предложения являются глаголы? (сказуемым)
( задать вопрос от существительного)
-На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях? (проверка)

2.Составьте из слов предложение– загадку. ( На доске)
Каждое слово на отдельной карточке.


Сущ. Гл.
Белое покрывало всю землю покрывало. - (слайд)
----------------

-Грамматическая основа предложения
-Как различить эти слова? (по вопросу)
Вывод :глагол в предложении является сказуемым.



3.Изменение глаголов по временам.
(самостоятельная работа по карточкам с проверкой)
В стихотворении найдите глаголы и назовите их.
В понедельник я стирала.Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала.А в субботу торт купила.
В среду я пекла калач.Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.Позвала на день рожденья.
-В каком времени употреблены глаголы?
-Докажите. ( отвечают на вопросы что делала?, что сделала?, имеют суффикс –л).

Вывод: глаголы изменяются по временам


4.Физминутка..

5. Изменение глаголов по лицам и числам.
На доске стихотворение.


Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Тает – 3л., ед. ч. Засвищут – 3л., мн. ч.
Бегут – 3л., мн. ч.Оденется – 3л., ед. ч.


Вывод:
(глаголы изменяются по лицам, по числам)


6.НЕ с глаголами

Прочитайте советы: (на карточках)

1. . читай лежа (картинка)
2. . забывай чистить зубы по утрам (картинка)
3. . бегай на переменах.
4. переходи дорогу на красный сигнал светофора

-Как сделать эти советы полезными?
( ответы детей)


При помощи частицы НЕ переделайте вредные советы в полезные.
Какое правило нужно для этого знать? (правописание НЕ с глаголами).
Вывод: НЕ с глаголами пишется раздельно.


IV. Итог урока.
1.Расскажите о глаголе:
-глагол – это.
-отвечает..
-обозначает
- изменяется по
- в предложении бывает
-делает нашу речь.

2.Рефлексия и самооценка
Давайте подведем итог урока.
Я научился .
Я узнал .
Я повторил .
Я для себя открыл
Я вспомнил
Я испытывал трудности.
Мне еще нужно поработать

3.Домашнее задание.
 1.Запишите 3-4 предложения в тетрадь, используя глаголы.
2.Выполните тест (раздать карточки с тестом)

1Глагол – это:
а) часть слова
б) часть речи
в) член предложения

2. Глагол обозначает
А) действие предмета
Б) название предмета
В) признак предмета

3. Глаголы изменяются
А) только по числам
Б) только по временам
В) по временам, по лицам, по числам

4. Глаголы в предложении бывают
А) чаще всего сказуемым
Б) подлежащим
В) обстоятельством

5. Найдите глагол 2 спряжения
А) зеленеть
Б) играть
В) светить

6. Изменяются по родам и числам глаголы
А) прошедшего времени Б) настоящего времени В) будущего времени.


4.Чтение стихотворение учащимися.
«Я учу глаголы».
Я пришел из школы,
Я учу глаголы
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу
Вертеть – верчу
Двигать – двигаю
Прыгать – прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю – наш сосед
Он живет под нами
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.

Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы
Молодцы! Спасибо за урок.
15