Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме. Разработка упражнений для преодоления ошибок.


Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме. Разработка упражнений для преодоления ошибок.
В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их значительной
стойкостью у учащихся с ОВЗ проблема поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыка правильного чтения, как чтения без ошибок является актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики.
Исходя из вышесказанного, правильность чтения является важным качеством навыка
чтения, без которого беглость и сознательность этого процесса затруднены. «Правильное
чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного
ударения в словах» Проблема формирования навыков правильного чтения у детей с нарушением интеллектуального развития актуальна в течение всего периода обучения. Соответственно требуется поиск эффективных методических приёмов для профилактики и преодоления ошибок чтения.
Цель методической разработки – разработать методические рекомендации по формированию навыка правильности чтения у детей с ОВЗ в школе VIII вида в период обучения грамоте.
Задачи:
1. Провести анализ методической литературы с целью выявления методическихподходов к формированию навыка правильности чтения
2. Выполнить классификацию методических упражнений и подходов поформированию навыка правильности чтения
3. Разработать структуру урока с целью оптимизации работы по формированию
навыка правильности чтения у детей с ОВЗ в школе VIII вида
4. Проанализировать букварь и книгу для чтения для 2 класса с целью выявления
упражнений, направленных на формирование навыка правильного чтения.
5. Разработать уроки обучения грамоте с учетом специальных упражнений поформированию навыка правильного чтения.
Обучение послоговому чтению должно протекать с постепеннымнаращением слоговой структуры, которую разработал Корнева А. Н.:
1.Этапы автоматизации навыка чтения (ОПЕЧ)
Буквы (сначала гласные Г, затем согласные С)
Слоги типа СГ и ГС
Слоги (слова) типа СГС
Слоги (слова) типа ССГ и ГСС Двусложные слова типа СГСГ
и ГССГ
Слоги (слова) типа ССГС Двусложные слова типа СГСГС и СГССГ
Слоги (слова) типа ГССС Трехсложные слова типа
СГСГСГ и СГСГСГС
Трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ
2.Нарушение письма, специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ. Предупреждение ошибок.
Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:
• соотнесение орфограммы с определенным правилом;
• звуковой анализ слова;
• четкое проговаривание слов;
• условно-графическая запись слова;
• составление слов из разрезной азбуки;
• запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
• использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
• применение правил с обязательным объяснением;
• написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
• соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
• повторение диктуемых слов и предложений учителем;
• четкое или распевное проговаривание слов учителем;
• осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.
3.Работа над ошибками
Эффективность работы над ошибками зависит от:
• систематичности ее проведения;
• от разнообразия видов упражнений
• от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
• от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Предлагаю вам некоторые упражнения из моей практики, которые можно использовать в своей работе по коррекции дисграфии и дизорфографии на уроках русского языка.
Упражнение 1.
Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.
Упражнение 2.
Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на о.
Упражнение 3.
В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!
Упражнение 4.
Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.
Упражнение 5.
После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.
Упражнение 6.
Игра «Отгадай слово»
Можно придумать различные варианты игры. Например: детям предлагается условное изображение яйца. Внутри него расположены различные предметы. Узнать кто вылупится из яйца можно, если выделить из названий предметов первый звук –
СЛОН – с ТРАКТОР – т РАДИО – р АСТРА – а
УДОЧКА – у
СЫР – с второй звук –
СПУТНИК – п БАНКА – а
ТВОРОГ – в КЛЮЧ – л ЛИМОН – и
ГНОМ – нтретий звук –
ЦЕПЬ – п УЛИТКА – и
САНКИ – н ТИГР – г КОВЕР – в КНИГА – и
САНКИ – н*Составить слово из первых звуков названных слов.
Упражнение 7.
Игра «Повторяй за мной» (развитие внимания).
Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши или по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движения, выбывает из игры.
Упражнение 8.
Игра «Оркестр» (развитие активного внимания).
Выбирается ведущий. Он находится в центре круга. Каждый из детей выбирает себе какое-нибудь слово и по команде начинает произносить его одновременно со всеми без остановки, пока ведущий не скажет «Стоп!». Задача ведущего - услышать и запомнить все произнесенные слова и повторить их.
Упражнение 9.
Графический диктант. Можно проводить с целью дифференциации смешиваемых звуков, которые ребенок должен выделить из насыщенного звукового ряда: слово, фраза, текст.
Перед детьми ставится задача: определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий [з] и глухой [с]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков, обозначаются одной соответствующей буквой.
Предложение: «В сосновом лесу смолистый запах» - будет выглядеть так:
«- сс с сс з».
Упражнение 10.
Игра «Иностранные слова».
Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:
Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите! (Дорога, мошка, лимон.)
Упражнение 11.
Игра «Внимательные глазки».
Детям предъявляется запись на доске или на карточке фрфефчфкфаф и задание:
С этим словом что-то сталось, Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи! ( Речка.)
Как мы убедились на своём опыте, применение знаний логопедов и психологов на уроках русского языка даёт положительный эффект в работе по преодолению нарушений письма, поэтому мы предлагаем использовать такие упражнения другим педагогам.
Работа с буквами
• Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
• Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.
• Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.
• «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» — ворота, перекладина, «Г» — вешалка, «Ч» — стул.• Дермалексия — узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.
• Обведение букв по трафарету.
• Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.
Работа со слогами
• Придумывание слов, содержащих заданный слог в опреде-
ленной позиции (начало, середина, конец слова).
• Составление слоговых схем.
• Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»).
• Составление слогов из букв разрезной азбуки.
• Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).
• Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук.
• Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих гласным звуком.
Работа со словами
• Отгадывание ребусов.
• Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово).
• Деление слов на слоги с выделением ударного слога.
• Подбор слов к звукослоговым схемам.
• Подбор родственных слов к заданному слову.
• Составление слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» — «мяч»); по последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» — «ананас»).• Составление цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка — майка — чайка — гайка — сайка — лайка — шайка»).• Чтение слов в обратном порядке («сон — нос»).
• Составление из двух слов одного («пар и воз — паровоз»).
" Подбор синонимов и антонимов к заданному слову.
• «Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот).
Работа со словосочетаниями
• Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.
• Подбор существительных к прилагательным.
• Работа с прилагательными, у которых пропущены окончания.
• Сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?»— «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т.д.); подбор существительного к заданному глаголу с предлогом («прийти к ..,», «уйти от ...»); подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала»).
• Сочетание существительного с числительным.
Работа с предложением
• Составление предложений по схемам.
• Выделение границ предложений в тексте.
• Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». — «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»).Составление предложений с заданным количеством слов.
Работа с текстом
• Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками.
Составление двух текстов из набора предложений.
• Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам.
•Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения.
• Сочинение сказок, рассказов.
Помимо традиционных методов и приемов коррекции и профилактики дислексии и дисграфии здесь полезны занятия по фонетической ритмике1.
Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). В таких занятиях нуждаются дети с нарушениями фонематического слуха, с недостаточностью произвольной моторики и низким уровнем сформированности слухо-моторных координации.
Проведение диктантов разного вида используется как для проверки знаний, так и для закрепления навыков, обучения самоконтролю.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ
Проверочный диктант
Проводится для выявления специфических ошибок. В речевом материале его должны иметься все упомянутые выше звуки: в — ф, б — п, д—т, г — к, з — с, ж — ш,
Ш — С, Ж — 3, Ц — С, Ч — Ц, Ш — Ч, р — Л.
Диктант проводится без предварительного анализа, без подчеркнутой артикуляции, без выделения сомнительного звука. Кроме того, учитель должен тщательно изучить классные письменные работы учеников.
Зрительный диктант
Здесь на первый план выдвигаются зрительные восприятия учащихся, и предупреждение ошибок достигается путем зрительного фиксирования внимания. Этот вид предшествует другим формам диктантов, так как более доступен дисграфику, у которого при данном дефекте слуховые дифференциации ниже зрительных.
Текст пишется на доске с выделением изучаемой буквы. Учащиеся рассматривают текст, обращая внимание на выделенные буквы, и путем последующего звукового анализа слова и орфографического разбора объясняют их написание. Затем текст закрывается, и учащиеся пишут его под диктовку логопеда. Сразу же после окончания диктовки логопед открывает текст и предлагает проверить по нему написанное в тетрадях. Это очень важный момент в работе, потому что он воспитывает у детей зрительное внимание к графической стороне речи. При этом, конечно, укрепляется и связь буквы со звуком в результате звукового анализа. Затем диктант проверяется вместе с учителем.
Предупредительный диктант
Сущность его заключается в недопущении ошибочных написаний. Проводится он так. Логопед сначала читает весь текст. Дети внимательно слушают. Затем проводится краткий звуковой и орфографический разбор текста. После этого логопед диктует каждое предложение.
| До написания каждого предложения логопед останавливает внимание учащихся на тех словах, которые представляют орфографическую трудность.
Например, если в предложении имеется слово билет, логопед спрашивает ученика, какую первую букву он напишет в этом слове. Ученик отвечает: «Букву б» — и пишет предложение.
Этот прием применим в том случае, когда ошибки в написании связаны с недостатком произношения. Когда мы имеем дисграфию при правильном произношении, когда нарушена связь фонемы с графемой, дисграфик назовет звук правильно, а букву напишет неправильно, поэтому он должен не только назвать звук, но и показать в таблице нужную букву или найти ее в разрезной азбуке.
Только после этого дети пишут предложение, а затем вместе с логопедом проверяют написанное.
Тетради собираются. Учитель засчитывает только те ошибки, которые ребенок не исправил.
Мы прекрасно понимаем, что проводить такую работу со всем классом невозможно, но если вы будете оставлять по 5—7 человек каждый день на дополнительные занятия, то эта работа вполне реальна.
Единственное и самое главное условие -проводить его надо ежедневно, в течений 2-3-х месяцев, только в этом случае будет ощущаться эффект.
Контрольный диктант
Проводится после того, как достаточно прочно усвоена изучаемая фонема. Для контрольных диктантов нами рекомендуется связный текст.
Перед началом записи под диктовку следует прочитать текст целиком и поставить, если надо, два-три вопроса, чтобы учащиеся осмыслили его содержание. Затем материал диктуется по предложениям.
По окончании диктанта учитель-логопед снова прочитывает весь текст, а учащиеся в это время проверяют написанное и вносят направления, если они потребуются.
Контрольный диктант определяет прочность усвоения пройденного материала или необходимость проведения дополнительных занятий.