Разработка урока по русскому языку на тему «Виды предложений по цели высказывания» 2 класс


Дата ________________ Русский язык
Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»
Цель: формирование общего представления о видах предложения (по цели высказывания и интонации), развитие умения применять знания в письменной речи.
Планируемые результаты:
предметные: наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания и интонации; умение распознавать виды предложений (по цели и интонации);  развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности; формирование элементарных лингвистических представлений.
личностные:   воспитание навыка самостоятельности; формирование чувства языка; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
системно-деятельные:   наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания и интонации; развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности; формирование элементарных лингвистических представлений.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Виды работы: работа в группах, кластер, работа в парах, работа по учебнику, в раздаточных листах, в тетрадях, тренинг.
Материальные обеспечения:
для учителя: раздаточные листы, смарттаблицы, презентация.
для учащихся: сигнальные карточки «Светофор», учебник, рабочая тетрадь.
Межпредметные связи: литературное чтение, познание мира.
Проблемный вопрос: Какие бывают предложения по высказыванию и интонации? Чем они отличаются на письме?
 
Ход урока.
Мотивация к деятельности. Психологический настрой учащихся.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. - Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится. - И вот сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Кто хочет путешествовать со мной? Отлично, я беру всех.
Минутка чистописания: Пр, путешествие.
Словарно-орфографическая работа: круча, гора, волна, корабль, солнце, ветер, удача.
Нам в пути придётся преодолеть такие вот горные кручи (поставить в ед. ч., подобрать слово одинаковое по смыслу, но разное по звучанию) А затем такие вот волны (поставить в ед. ч.)
- На чём мы преодолеем волны?
- Что нам будет светить?
- Что нас будет обдувать?
- Чтобы справиться с препятствиями нам должна сопутствовать …?- Никто не передумал идти?
Учебно-исследовательская деятельность.
Ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока
- И так, мы с вами отправляемся в путь и оказались на лесной тропинке. Но на пути лежит бревно. Чтобы его убрать, вам придётся потрудиться.- Что вы видите? Это предложения или просто слова? Докажите (работа в группах). урок, русского, идет, языка; как, сделать, не, ошибку; внимателен, будь, на, уроке;- Что можно сделать с этими словами? - Составьте и запишите предложения. Идет урок русского языка.Как не сделать ошибку? Будь внимателен на уроке!- Почему знаки препинания в предложениях разные?
- Прекрасно! Бревно убрано и можем идти дальше! Давайте побеседуем в пути.
Решение поставленной проблемы.
- Так над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Над предложениями)- Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания? (Кластер) Предложения бывают: По интонации                               По цели высказыванияВосклицательные                 ПовествовательнымиНевосклицательные            Вопросительными Побудительными - Чем отличаются эти предложения друг от друга? Дайте им характеристику.
- Ох, а перед нами новое препятствие – река. Давайте сядем в лодки парами. Работа в парах. Приготовьте смарттаблицы. - Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения. - Начинаем работу с верхней левой клетки.1. Почему с деревьев опадают листья? 2. Почему дует холодный ветер? 3. Почему говорят, что у народа глаз верен, а ум догадлив? 4. Почему в конце дня хочется помолчать? 5. Мы победили! 6. Поздравляю с победой! 7. В нашей школе три этажа? 8. Почему сегодня идёт дождь? 9. Кто обижает маленьких и слабых? 10. Какие интересные книги я прочитал на каникулах! 11. Чудесен русский лес. 12. Почему в лесу тропинки узкие? 13. Почему лужи покрылись льдом? 14. Почему грибы прячутся под деревьями? 15. Почему за ночью наступает утро?- Закрасьте квадратики, в которых стоят вопросительные знаки. Что получилось? (Предложение) - А кто заметил, каких предложений больше всего?
Физминутка (музыкальный слайд, разминка).
Интеллектуальные преобразования.
- Ну, что? Снова в путь? Посмотрите, кто это нас встречает? Лесной житель. У него вопрос «Что за набор слов? Что нужно сделать, чтобы было всё понятно?» - Поможем, ребята? - Разделите текс на предложения. Расставьте знаки препинания в конце предложений. Работа в парах по учебнику. Упражнение 607 стр.211.
Оценка. Молодцы! Можно идти дальше.
У нас на пути тёмный лес. Чтобы его преодолеть, нужна помощь соседа. Работаем по группам: пары 1 группы, выписывают повествовательные предложения, 2 группы – вопросительные предложения, 3 ряд – побудительные предложения. Что можно сказать о каждом предложении? Пояснить (Раздаточные листы для минигрупп)(ответы детей) + слайд
В полях ещё вьюжит метель. А под пушистым снежным ковром трогаются в рост подснежники. Почему же подснежники растут зимой? Почему спешат цвести? Цветы, любите свет! Зацветай же скорей, подснежник! Мы очень тебя ждём!Оценка. Очень хорошо! Только работая совместно, мы можем добиться цели.
- Не успели мы преодолеть лес, как новое препятствие – завал на горной тропе. Только работая дружно группами, мы сможем разобрать завал. Групповая работа. Составление ответов на вопрос «почему», используя мостик «поэтому». На каждом камне вопрос, обсудите в группе и постройте ответ на вопрос, используя мостик «поэтому»
- Почему птицы улетают на юг? (Зимой для птиц нет нужного корма, поэтому они улетают на юг.)
- Почему тает снег? (Пригревает солнышко, поэтому тает снег.)
- Почему ты ходишь в школу? (Я хочу много знать, поэтому хожу в школу.)
- Какие предложения по цели высказывания были представлены на камнях?
- Какие предложения составляли вы? Поясните ответ. 6. Рефлексия.
Игра "Ромашка”, на лепестках которой с одной стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (Конец !) поделено на буквы. (слайд) Примеры вопросов на лепестках: • Оно состоит из слов и выражает законченную мысль?
• Какими предложения бывают по цели высказывания?• Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если оно произносится с вопросительной интонацией?
• Какие предложения мы называем ПОБУДИТЕЛЬНЫМИ?• Как называется вид предложения, если в нём сообщается о чём-либо? - Если один ученик затрудняется ответить? (То ему помогает класс).
7. Итог урока, комментирование оценок, домашнее задание (стр. 211 упр. 605).