Конспект урока по русскому языку на тему Слова с удвоенными согласными.


Тема: «Слова с удвоенными согласными» 2 класс «Перспектива»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
личностные:
•проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу
•понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
•определять цель деятельности на уроке;
•учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
•делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
•слушать и понимать речь других;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
предметные: правильно переносить слова с удвоенными согласными.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым днём этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы сделаете еще одно важное открытие.
-Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
(Трудиться, работать самому.)
– Зачем нужны знания?
(Чтобы быть умным, образованным.)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
2. Актуализация знаний.
На доске:  кк бб мм нн сс пп лл жж- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?
 (Все согласные, строчные.)
- Определите закономерность написания букв?
 (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Проверьте с образцом.
бб жж кк лл мм нн пп сс- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
– Какая буква может быть лишней?
(ж – обозначает всегда твёрдый согласный звук) (с – обозначает глухой согласный звук)
-Вспомните слова, которые пишутся с двумя сс ? Подсказка: мы их слышим на каждом уроке. (Классная, класс, русский)
-О каких словах мы будем говорить на уроке?
(О словах с удвоенной согласной).
-Какая у нас будет тема урока?
-Запишите тему урока: «Слова с удвоенными согласными»
-Что заметили в названии темы урока?
(Есть слово с удвоенной согласной).
-Подчеркните её.
3. Постановка цели и задач урока.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова:
•Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
•Научиться…правильно, писать эти слова и правильно переносить слова с удвоенной согласной
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.
4. Открытие нового знания.
-Ребята, я вчера, когда вы ушли домой, нашла на парте любопытную записку
(на доске запись): Я сегодня всем наврал - от стыда алею. Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
-Как вы думаете, кто её написал: мальчик или девочка?-А почему мальчику хочется спрятаться? -А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты обманул?(Признаться, извиниться и больше так не делать). -Найдите слова звучат похоже, а пишутся по-разному? (алея и аллея) -Что означают эти слова? Как узнать? (Посмотреть в толковом словаре их значение) АЛЛЕЯ-дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам. - Так видит аллею Василий Поленов. Его картина «Березовая аллея»

- А такую аллею увидел Илья Репин? Его картина называется «Аллея в парке»

алея – становиться ярко-красным.
-Чем интересно написание слов алея- аллея ?
-Запишите эти слова, подчеркните удвоенную согласную. - Слова с удвоенными согласными очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Долго думали и придумали: « Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. Их нужно научиться хорошо слышать и правильно писать.
5.Первичное закрепление.
(Проверь! или Запомни!).
-Как вы думаете, слова с удвоенной согласной к какой группе относится: Проверь! или Запомни!? -Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откройте стр 120, прочитайте слова профессора Самоварова. (чтение правила на с.120)
-А где у нас живут слова написание которых надо запомнить? (В орфографическом словаре)
- Открываем наш словарь на стр 141.
- Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните эти слова. ( поиск)
- Проверяем, какие слова живут у нас в словаре?
( Аллея, группа, жужжать, пассажир, перрон, суббота, сумма, троллейбус, хоккей).
-Запишите эти слова, подчеркните удвоенную согласную.
6. Физкультминутка.
(Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.)
Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея
7. Работа по учебнику.
- Ребята, когда вы записывали слова, я обратила внимание, что не все слова поместились у вас на строчке, и при переносе их вы допустили ошибки.
Давайте вспомним алгоритм деления слова для переноса.
Алгоритм.
1. Раздели слово на слоги.
2. Перенеси слово по слогам.
3. Если в слове один слог, его делить для переноса нельзя.
4. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку
одну букву.
4.Буквы Й, Ь, Ъ не отрывай от «хозяйки».
-А теперь мы сможем выполнить Упражнение 179.
-Перед вами на карточках слова из упражнения 179, которые мы будем делить для переноса. Работаем по алгоритму. Сначала разделим слова на слоги. (Проверка)
-А делить для переноса вы будете слово при помощи ножниц – надо его правильно разрезать.
Работаем по правилу: « СЕМЬ РАЗ ПОДУМАЙ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ».
Класс, хок-кей, жуж-жит, рас-сказ, суб-бота, суббо-та, грипп, шо-ссе, ал-лея
- Итак, проверим. (Каждый выходит и объясняет, как разделил свое слово для переноса).
- А мы свами записываем слово и делим его для переноса.
-Как же переносить слова с удвоенной согласной?
- При переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на строчке, а другую переносят.
-Назовите слова, которые нельзя делить для переноса. (Класс, грипп)
-Какое слово можно перенести двумя способами?
8.Самостоятельная работа в парах.
Игра “Собери слова”. Работа в паре. Фронтальная проверка. (Из конверта достаются карточки со слогами)
сумпас
Эм
троллейбусмасажирма- Сейчас вам предстоит поработать в парах.
- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.
- Проверим, что у вас получилось.
-Назовите математическое слово (сумма)
-Назовите транспортное средство (троллейбус)
- Назовите человека, пользующего транспортом (пассажир)
- Назовите имя человека (Эмма)
-Запишите слова с удвоенной согласной.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.
Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ — + + +).-У кого нет ошибок? Молодцы.
-У кого есть 2 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
(Больше тренироваться в выполнении таких заданий).
10. Итог.
- Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки. (Метод «Пять пальцев») М (Мизинец) – мыслительный процесс. - Что узнали сегодня на уроке?(Узнали про слова с удвоенными согласными.)
Б (Безымянный) – близость цели.
- Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
-Кто доволен своей работой на уроке?
У (Указательный) – услуга, помощь.
-Всем ли помогли понять новую тему учитель, одноклассники, вы сами другим?
Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
-Кто сильно устал на уроке?
11. Домашнее задание: Упр.179