Конспект урока по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме (3 класс)


Русский языкТема. Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме.
Цель: формировать представление об орфограмме — букве, обозначающей парный согласный по звонкости/глухости и стоящей в конце слова или в середине слова перед согласным, развивать умение проверять данную орфограмму; развивать связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность, самоконтроль.
Ход урока
1. Организация класса к работе.
2. Мотивация учебной деятельности
2.1. Работа над загадкой.
— Отгадайте загадку.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба кра..шка.
Собака лает, а достат.. не может.
(Луна)
— Что обозначают пропущенные буквы?
— Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы.
2.2. Разгадывание кроссворда.
— Разгадайте кроссворд. Все слова в нем начинаются с буквы г.
1. Дикая и домашняя птица. (Голубь.)
2. Большой населенный пункт. (Город.)
3. Звук автомобиля. (Гудок.)
4. Сыроежка — это ... (гриб).
5. Дикая и домашняя птица. (Гусь.)
6. Земля, перемешанная с водой. (Грязь.)
7. Помещение для автомобиля. (Гараж.)
8. Место для посадки овощей. (Грядка.)

— Какие согласные произносятся в конце слов-ответов?
— Совпадает ли произношение и написание парных согласных по звонкости/глухости? Почему?
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
3.1. Словарная работа.
— Прочитайте слова.
Мороз, город, сапог, тетрадь, медведь.
— Назовите в этих словах глухие согласные звуки. (Мороз [с], город [т], сапог [к], тетрадь [т'], медведь [т'].)
— Нужно ли проверять написание этих согласных?
— Какой способ проверки вы знаете?
— Какие еще орфограммы содержатся в этих словах?
— Как проверить написание безударных гласных в этих словах? (Сверить написание по словарю или запомнить.)
— Запишите данные слова и постарайтесь запомнить их написание.
3.2. Игра «Найди пару».
— Помогите Незнайке составить пары согласных по звонкости/ глухости. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание.
[б], [3], [К], [п], [Ж], [ф], [Ш], [Д], [Г], [В], [С], [М], [Т]
— Какая карточка оказалась «лишней»? Почему?
4. Сообщение темы и задач урока.
— Для чего нужно уметь проверять буквы, обозначающие парные согласные по звонкости/глухости?
Сегодня мы повторим пары согласных по глухости/звонкости и будем учиться проверять написание слов с такими согласными.
5. Обобщение и систематизация знаний.
5.1. Работа с учебником.
Выполнение упражнений 249, 250 (с. 138).
5.2. «Исправь ошибки»
— Прочитайте запись.
Новый гот — к весне поворот. Ела, ела дуп, дуп, поломала зуп, зуп. Береги нос в крепкий морос.
— Исправьте ошибки и объясните свой ответ.
5.3. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 251 (с. 138).
5.4. Диктант.
— Угадайте последнее слово и запишите его.
Ранним утром у школьных ворот
Собирается дружный ... (народ).
Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам ... (мороз).
Дом пустует без ребят,
Убежали дети в ... (сад).
Важно по морю плывет
Трехэтажный ... (теплоход).
В тулуп и валенки одет,
Шел на охоту ... (дед).
Научись держать в порядке
Свои книжки и ... (тетрадки).
Испекли мы из муки
С луком, с мясом ... (пирожки).
На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит ... (глазки).
5.5. Звуковой анализ слов.
— Сделайте звуковую запись слов тетрадки, пирожки, глазки. ([т'итратк'и], [п'ирашк'и], [гласк'и].)
— Есть ли в этих словах парные согласные по глухости/звонкости?
— Можно ли записывать на слух слова с парными согласными, за которыми следуют гласные? Почему? (В такой сильной позиции парные согласные произносятся четко.)
— А нужно ли проверять написание парных согласных, за которыми следуют другие согласные? Почему? (Перед глухими согласными происходит замена звонкого согласного глухим.)
— Сформулируйте правило, как проверить написание парны согласных по глухости/звонкости в конце слова или в середине слова перед другими согласными.
5.6. Игра «Не соглашайся!».
Учитель зачитывает слово, а ученик повторяет его с отрицанием нет: сугроб — нет сугроба.
Голубь, карандаш, клуб, лошадь, обед, бумажка, фуражка, гост сторож, ландыш, книжка, малышка, зубки, губки, мышка, шарф, улов, морковь, пирог.6. Закрепление и контроль знаний учащихся.
6.1. Исправь ошибки.
Незабутка, булафка, житкий, пирошки, сугроб, орешки, селедка.
7 . Итог урока.
8. Домашнее задание