Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:Слова с удвоенными согласными

Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
понимает причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух; формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами; способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения; совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование:
презентация к уроку
ноутбук
телевизор
карточки для оценивания учебной деятельности.
























Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Прочитайте девиз урока.
«Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 1)
– Как вы его понимаете?
– Грамота это знания.
Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
– Трудиться, работать самому.
– Зачем нужны знания?
– Чтобы быть умным, образованным.
(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)
– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
Запись на доске:
Урок: (Слайд 2)
интересный
познавательный
плодотворный
развивающий
 – Чтобы урок получился таким, какими должны быть ученики?
Запись на доске:
Ученики: (Слайд 3)
активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные
дружные
– Сможем стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился он таким?
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2. Минутка чистописания.
Урок русского языка начнём с минутки чистописания. ( слайд 4)
На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)
- Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Проверьте с образцом.
бб жж кк лл мм нн пп сс (слайд 5)
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)
- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
3. Актуализация знаний.
На доске буквы ОФРМГАРМАО (слайд 6) - Ребята составьте слово из этих букв. - Орфограмма (слайд 7) - Что такое орфограмма?  - Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.
- Какие виды орфограмм вы знаете?
-Какая орфограмма называются проверяемой?
- Какая орфограмма называются непроверяемой? - Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка?  - Познакомимся с новой орфограммой
4. Самоопределение к деятельности
- Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?
- Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко» Где доска и парта есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный .- класс (слайд 8)
Простудился я вчера, Голова болит с утра. Я закашлялся, охрип, У меня наверно (грипп) (слайд 9)  Вдоль дороги по бокам Липы, клен тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут . (аллея) (слайд 10)
- Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное? 
- В них есть удвоенные буквы согласных. - Так какая орфограмма нас интересует? - Удвоенные согласные. - Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке. - Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
- Кто может сформулировать тему урока?
«Слова с удвоенной согласной» (Слайд 11) 5. Постановка цели и задач урока. (слайд 12)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомитьсясо словами с удвоенной согласной
Научитьсяправильно, писать эти слова
Повторитьправило перенос слов с удвоенной согласной
Поднимите руку те дети, которые могут переносить слова с удвоенной согласной, но иногда допускают ошибки. ( записать на доске кол-во).
Поднимите руку те дети, которые могут переносить слова с удвоенной согласной, не допуская ошибок. ( записать на доске кол-во).
6. Изучение новой темы.
- В русском языке много слов с удвоенной согласной. Мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.
Упр. в печатной тетради с.37 упр.2
Прочитайте слова.
- Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?
- Назовите их.
- Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?
- Посмотреть в толком словаре.
- Хотите узнать, что обозначают эти слова?
- Что такое лексическое значение?
2. Работа по словарю.
Дети читают в словаре лексическое значение слов: перрон, конница, рассвет, вожжи
- Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?
- Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)
- Закройте одну букву, произнесите слово.
- Как теперь произносится звук?
- Сделаем вывод.
- Так, когда в слове пишется две согласных?
Вывод:
На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.
Составим транскрипцию слов: перрон п,ирон - 6 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.,
аллея ал,эй,я - 5 б., 5 зв., 3 гл., 2 согл.
7. Подвижная физминутка.
2. Работа в парах.
У вас на столе есть листочки с творческим заданием. Ваша задача сейчас вместе со своим соседом или соседкой обсудить и составить из данных слов предложения. Затем получившемуся тексту дать название.
(Путешествие, поездка)
В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все
8. Комментированное письмо на доске и разбор предложений по членам.
9. Правило переноса.
Ребята, я вам открою одну тайну: когда-то, давным-давно жили буквы-близнецы и постоянно между собой ссорились.
- Вы не догадались, почему они ссорились? Им иногда не хватала места на строке.
- Что нужно посоветовать буквам, чтобы они не ссорились?
- Нужно знать правило переноса.
- Напомните.
Вывод:
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.
Эти буквы – близнецы Удалые молодцы, Ты одной закончи строчку, А другой её начни,
Помирились буквы и стали жить дружно. - Назовите слова с удвоенными согласными, поставив их в начальную форму.
- Суббота, класс, касса, перрон, пассажир.
- Разделите эти слова из текста для переноса. ( у доски).
Те-ле-грам-ма, груп-па, пер-рон, пас-са-жи-ры, кас-са, класс
10. Сам. работа
– Назовите слово по его лексическому значению и запишите, разделяя для переноса.
1. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывется ракеткой через сетку. (Тен-нис) 2. Популярная игра на льду. (Хок-кей) 3. Спортивный бег. (Кросс) 4. Искусственный водоём, для плавания. (Бас-сейн) 5. Выходной день. (Суб-бо-та)
11. Работа в тетради. Разноуровневое задание. Упр. 2 – первый уровень – это задание более лёгкое, упр. 3 – посложнее, упр. 4 – самое сложное. Выберите то упр., которое вам наиболее подходит и с которым вы можете справиться.
12. Тестовая работа.
1. Найдите слово, которое неправильно разделили для переноса
А) рус – ский Б) сум – ма В) ап – пе – тит Г) па – сса – жир
2. Найди ошибку в написании слова
А) грамматика Б) телеграма В) теннис Г) ссора
3. Найди правильное утверждение
А) При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а второю переносят на следующую строчку;
Б) При переносе слов с двойными согласными две буквы оставляют на строке, а переносят оставшуюся часть слова;
В) При переносе слов с двойными согласными две буквы переносят на следующую строчку;
4. Подчеркни «лишнее» слово:
Зажужжал, весенний группа, весна, аллея, русский, суббота
5. Найди слово, которое написано правильно
А) крос Б) Россия В) кросовки Г) пасажир
13. Проверка. Посмотрите на экран и проверьте, если у вас нет ошибок, то оценка – 5, если 1 ошибка, то – 4, 2 – оценка 3, 3 ошибки – 2. Поставьте карандашом себе оценку на листочках.
14. ИТОГ
– Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.
Поднимите руку, кто допустил ошибки при переносе слов. Посчитать, записать на лист на доске. Сравнить с записью в начале урока. Оценки за работу на уроке.
Урок сегодня был удачный,  Не прошёл для вас он зря.  Вы все очень постарались.  Вам понравилось, друзья?
– Оцените свою деятельность на уроке. Поставьте смайлик.
Мудрая сова вам приготовила подарки - памятку-помощник «Слова с удвоенными согласными нужно запомнить»!

























В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все



















В, субботу, ребята, поехали, за, город, из, нашего, класса
в, кассе, купили, билеты, Они, и. вышли, на, перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли, в, Все


- Для вашего удобства я выписала часто встречающиеся слова из орфографического словаря
Памятка-помощник
Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!
бб – суббота
жж - дрожжи, вожжи, жужжать
кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно
лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла
мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия
нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно
пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам
рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон
сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж
фф - суффикс
- Запиши слова в два столбика: в первый – с удвоенной согласной, во второй – без удвоенной согласной.
Пас...ажир, кал...ендарь, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.
Самопроверка. (Слайд № 11).
8. Ребусы. (Слайд № 12).
Запишите слова, деля для переноса. (Мас – са, груп – па, кас – са).
9.  - Сейчас мы попробуем себя в роли корректора.
- Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте. (Слайд № 13).
Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.
- Что вы заметили? (Разбор ошибок)
- Запишите текст правильно, без ошибок. Выделение орфограмм.
10. Домашнее задание.
Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.
Карточка № 1 (синяя) – выполняют помощники журналистов
1. В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.
Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.
2. Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).
Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.
__________________________________
3. Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.
Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.
_______________________________________________
Карточка № 2 (зеленая) – выполняют журналисты
1. Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.
Место, где продают билеты - ________________________________
Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________
Товарищ по работе - ______________________________________
Обучение животных - _____________________________________
Спортивный бег - ________________________________________
Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.
2. Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.
Ребята делают _______________________ зарядку.
Идёт нудный ______________________ дождь.
В ______________________ день мы ходили в кино.
Учительница вошла в ________________.
3. Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.
____________________________________________
Карточка № 3 (красная) – выполняют корреспонденты.
1. Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.
В каком дне недели – бб? ________________________________
В какой игре – кк? _______________________________________
В какой игре – нн?_______________________________________
Какая болезнь – пп? _____________________________________
В каком языке – сс? ______________________________________
2. Измени слова по образцу.
Рано, звонок – ранний звонок
Класс, комната - _________________________________________
Конь, отряд - ____________________________________________
Осень, дни - _____________________________________________
Пассажир, поезд - ________________________________________
3. Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.
Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.
_________________________________________________________
11. Подведение итогов.
Вывод. Что такое удвоенная согласная в слове? (Орфограмма).
Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными? (В орфографическом словаре).
Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?
12. Рефлексия. Слайд со смайликами № 14.



















































Тест.
1. Найдите слово, которое неправильно разделили для переноса
А) рус – ский Б) сум – ма В) ап – пе – тит Г) па – сса – жир
2. Найди ошибку в написании слова
А) грамматика Б) телеграма В) теннис Г) ссора
3. Найди правильное утверждение
А) При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а второю переносят на следующую строчку;
Б) При переносе слов с двойными согласными две буквы оставляют на строке, а переносят оставшуюся часть слова;
В) При переносе слов с двойными согласными две буквы переносят на следующую строчку;
4. Подчеркни «лишнее» слово:
Зажужжал, весенний группа, весна, аллея, русский, суббота
5. Найди слово, которое написано правильно
А) крос Б) Россия В) кросовки Г) пасажир


Тест.
1. Найдите слово, которое неправильно разделили для переноса
А) рус – ский Б) сум – ма В) ап – пе – тит Г) па – сса – жир
2. Найди ошибку в написании слова
А) грамматика Б) телеграма В) теннис Г) ссора
3. Найди правильное утверждение
А) При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а второю переносят на следующую строчку;
Б) При переносе слов с двойными согласными две буквы оставляют на строке, а переносят оставшуюся часть слова;
В) При переносе слов с двойными согласными две буквы переносят на следующую строчку;
4. Подчеркни «лишнее» слово:
Зажужжал, весенний группа, весна, аллея, русский, суббота
5. Найди слово, которое написано правильно
А) крос Б) Россия В) кросовки Г) пасажир


Тест.
1. Найдите слово, которое неправильно разделили для переноса
А) рус – ский Б) сум – ма В) ап – пе – тит Г) па – сса – жир
2. Найди ошибку в написании слова
А) грамматика Б) телеграма В) теннис Г) ссора
3. Найди правильное утверждение
А) При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а второю переносят на следующую строчку;
Б) При переносе слов с двойными согласными две буквы оставляют на строке, а переносят оставшуюся часть слова;
В) При переносе слов с двойными согласными две буквы переносят на следующую строчку;
4. Подчеркни «лишнее» слово:
Зажужжал, весенний группа, весна, аллея, русский, суббота
5. Найди слово, которое написано правильно
А) крос Б) Россия В) кросовки Г) пасажир
Памятка-помощник
Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!
бб – суббота
жж - дрожжи, вожжи, жужжать
кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно
лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, Кирилл
мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия
нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно
пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам
рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон
сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж
фф - суффикс




Памятка-помощник
Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!
бб – суббота
жж - дрожжи, вожжи, жужжать
кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно
лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, Кирилл
мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия
нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно
пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам
рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон
сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж
фф - суффикс





Памятка-помощник
Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!
бб – суббота
жж - дрожжи, вожжи, жужжать
кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно
лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, Кирилл
мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия
нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно
пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам
рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон
сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж
фф - суффикс





Памятка-помощник
Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!
бб – суббота
жж - дрожжи, вожжи, жужжать
кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно
лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, Кирилл
мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия
нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно
пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам
рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон
сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж
фф – суффикс


Ученики могут Ученики могут Ученики могут переносить слова с удвоенной согласной, но иногда допускают ошибки.

Ученики могут переносить слова с удвоенной согласной, не допуская ошибок.

15