Конспект урока по русскому языку на тему Слова с удвоенными согласными


Тема: « Слова с удвоенными согласными»
Цели: образовательные:  - закрепить написание слов с двойными согласными и умение их переносить с одной строки на другую;
  развивающие:  совершенствовать умение правильно писать и переносить слова с двойными согласными; развивать речь, словесно-логическое мышление, внимание; развивать орфографическую зоркость;
 воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
1. Орг. момент (актуализация знаний).
- Ну, давай, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!
- Да, ребята, многие в нашем классе получают пятёрки по русскому языку, расскажите, пожалуйста, а за что вы их получаете, что мы изучаем на уроках русского языка? Для чего это вам нужно? Достаточно ли вам этих знаний? Будем дальше продолжать знакомиться с великим и могучим русским языком.
Открываем наши рабочие тетради, записываем число и словосочетание «Классная работа». Прежде чем писать число, давайте вспомним, какое сегодня число и подумаем, как мы его будем писать. Четырнадцатое октября. (Проговорить все трудные места, в которых дети могут ошибиться). Записать, подчеркнуть все орфограммы, всё проговорить.
- Сегодня меня будут помощники, которые будут помогать мне. Угадайте, кто это? Слайд 2.
Многим долго неизвестныйСтал он каждому дружок.Всем по сказке интереснойМальчик-луковка знаком.Очень быстро и недлинноОн зовется … Чиполлино
Предложить ребус.
Он и весел, и не злобен,Этот милый чудачок.С ним приятель Пятачок.Для него прогулка – праздник,И на мед особый нюх.Это плюшевый проказник,Медвежонок … Винни-Пух  (Слайд 14)
- Ребята, что можете сказать об этих героях? Почему именно их я выбрала к себе в помощники? Над чем будем работать сегодня? Сформулируйте тему нашего урока. (Двойные согласные в корне слова).
2. Работа по теме урока.
Минутка чистописания.
- Предлагаю вам выписать из имён героев двойные согласные и прописать их в минутке чистописания. Каких ещё сказочных героев в именах, которых встречаются двойные согласные, вы знаете? Слайд 3. (Дописать до конца строки разные сочетания двойных согласных). Расскажите, что вы знаете об этих согласных, в какой части слова они встречаются? Можем ли мы объяснить их написание, проверить? Почему? Что же делать, где проверять написание таких слов? (В словаре).
3.Работа со словарными словами.
–Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Приведите примеры слов с двойными согласными, давайте запишем несколько таких слов. (Кто называет слово, тот записывает его у доски). Предложите задание к слову (поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, подчеркнуть двойную согласную, поделить на слоги, разделить для переноса, повторить правила переноса, звукобуквенный анализ). Записать 5-7 слов.
- Придумайте предложения с одним из записанных слов. Одно давайте запишем, предложите задание к предложению? (Подчеркнуть главные члены предложения).
4.Работа по развитию речи.
– Ребята, а как называются предложения, в которых заключена народная мудрость? Или, ребята, что мы с вами ещё не сделали из того, что обычно делаем каждый урок? (Не написали пословицу или поговорку). А, как вы думаете, для чего они нужны? Сегодня пословицу для вас приготовили наши герои, но они усложнили задание. Слайд 4 .
- Что нужно сделать? Сколько заданий нужно выполнить? ( Поставить слова по порядку, вставить пропущенные буквы, объяснить, почему вставили именно эти буквы. ) Как вы понимаете эту пословицу? Наш класс можно назвать коллективом? Каким должен быть наш коллектив, чтобы он был по-настоящему сильным? Спишите эту пословицу.
5. Физ. минутка.
- Ребята, чтобы сила у нашего коллектива никогда не заканчивалась, нужно немножко отдохнуть. Слайд 5.
6. Работа с учебником.
1) - Где ещё для нас приготовлены интересные задания по теме урока? Правильно, в учебнике. Откроем учебник на стр.39, упражнение №77. Читаем задание, выполняем. Самопроверка по слайдам с 6 по 12. Какое слово здесь можно назвать «лишним», почему? Как называются такие слова? (Имена собственные). Какие ещё вы знаете имена собственные, которые пишутся с двойными согласными, вспомните ещё имена сказочных героев.
2) - Давайте потренируемся в написании таких слов и выполним упр.№79 на стр. 40. Прочитайте задание. Выполните задание и сделайте взаимопроверку.
3) -Почти все задания на уроке вы выполняли коллективно, теперь упражнение для самостоятельной работы. Я предлагаю вам такое задание: я буду читать вам слова, а вы будете записывать их в два столбика, в один столбик – слова, где нет двойных согласных, а в другой столбик слова с двойными согласными. Давайте подумаем, как лучше оформить, и приступим к выполнению задания.
Крупа, группа, антенна, стена, ванна, Ваня, класс, квас, Аня, Анна.
7. Подведение итогов урока.
-Расскажите, о чём мы говорили сегодня на уроке? Как вы думаете, всё ли мы изучили про двойные согласные? Прислушайтесь к слову «рассказ». Давайте запишем его, подберите к нему однокоренные слова.
Рассказ - сказка – скажет. Выделите общую часть слов, кто помнит, как называется часть слова перед корнем? В слове рассказ можно объяснить написание двойной согласной и таких слов в русском языке много. Вот над такими словами мы и будем работать в дальнейшем.
- Напоминаю вам домашнее задание. Слайд 13. Спасибо за урок!