КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ», ПРОВЕДЁННОГО ВО 2 КЛАССЕ УЧИТЕЛЕМ ЯНЮШКИНОЙ Т.В.


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ «ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ»,
ПРОВЕДЁННОГО ВО 2 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЕМ ЯНЮШКИНОЙ Т.В.
КГО
2013
Тема: Звонкие и глухие согласные звуки, их способы обозначения на письме.
Цель: дать обучающимся представление о способах проверки парных согласных путём изменения формы слова.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные звуки, сопоставлять произношение и написание слов.
Оборудование: смайлики, КАРТЫ-ОПОРЫ, МАГНИТНЫЕ И РАЗРЕЗНЫЕ БУКВЫ, ТОЛКОВЫЙ словарь, презентация, карточки с текстом.
Ход урока
Орг. момент
Добрый день, ребята и гости!
Перед вами – смайлики. Чего не хватает? Дорисуйте смайлики так, чтобы я увидела. С каким настроением вы пришили на урок.
( я тоже рисую).
- Покажите свои смайлики. Надеюсь, что к концу урока оно останется хорошим, а у кого – то станет хорошим.
- Итак, начинаем работать с хорошим настроением.
Самоопределение к деятельности
На каждой парте лежат карты – опоры.
- Что на них написано? (3 вопроса)
- Вы можете сейчас на них ответить?
- Цель нашего урока: вывести новое правило, найдя ответы на эти вопросы.
Работа по теме урока
1). -Что вы видите на доске? (з,о,о,п,р,к,а)
- У вас на парте лежат наборы таких же букв. Работая в паре, разделите эти буквы на две группы.
- Кто готов, покажите, взявшись за руки.
- Покажите на доске, как вы это сделали, и объясните, почему.
- Во второй группе какую букву можно назвать лишней? (р) Почему?
- Кто догадался: что мы будем проверять?
- Вписываем в карты – опоры: парные согласные
2) Для достижения нашей цели ( чтобы узнать новое правило) совершим небольшое путешествие. Куда? Составьте из этих букв слово и узнаете. (Работа в парах)
- Что такое зоопарк? (Выслушиваю мнения детей)
- До урока я попросила двух ваших одноклассников поработать со словарём С.И.Ожегова и узнать значение этого слова. С помощью этого словаря вы можете узнать не только значения слов, но и их написание и правильное произношение.
(Слушаем учеников)
- Зоология – наука о животных. Значит, зоопарк – парк с животными.
- Кто был в зоопарке? Понравилось?
- Как вы думаете: давно появились зоопарки?
- Первый зоопарк открылся в России в 1864 г – 149 лет назад, в Москве. Его создали замечательные люди – учёные. Животных для зоопарка привозили из разных стран, дарили богатые люди и зоопарки других стран.
- В Челябинске тоже есть зоопарк. Он создан в 1996 году – 17 лет назад. Какой зоопарк моложе? Кто в нём был?
- Работники зоопарка стараются сделать всё, чтобы условия жизни животных были похожи на привычные для них, чтобы животным было уютно и комфортно.
- Какие правила надо соблюдать в зоопарке?
- не приводить других животных;
- не дразнить животных и не пугать их;
- не шуметь, не включать магнитофон, телефон;
- не кормить.
- Когда вы были в зоопарке, как узнавали, какое животное находится в вольере?
3) - Представим, что вы – работники зоопарка. Вам нужно подписать эти таблички.
- Я читаю загадку, вы пишите отгадку: 1 вариант – в ед.числе, 2 вариант - во множ.числе.
- Мне нужны 2 помощника, которые будут работать на доске.
( Загадка – слайд)
- Быть колючим не обязан
Дальний родич дикобраза.
Посмотрите, ну и что ж
Весь в иголках острых …
- Корабль пустыни по пескам плывёт.
Я здесь хозяин, здесь мне почёт.
Зверь я горбатый
И нравлюсь ребятам.
- Неуклюжий, косолапый,
Я держу в передних лапах
Мёд – любимейшую снедь,
Потому зовусь…
- Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт,
На носу имеет рог
Африканский … .- Сверим ваше выполнение с работой на доске. Пройдя по рядам, я увидела другие варианты написания этих слов. А у 2-го варианта все записи одинаковые. В чём дело? (парные на конце слов оглушаются).
- Вернёмся к нашим картам – опорам: на какой вопрос можем ответить? (Где – на конце слова)
- Какую же букву надо писать? Почему? (Она слышится чётко перед гласной)
- Кто сможет сформулировать правило проверки парных согласных?
- Проверим по учебнику (стр.108)
- Мы нашли ответ на вопрос КАК?
_Что пишем? (После согласного – гласный)
- К парному согласному мы подставим гласный и загадка решена, что за буква здесь нужна.

Мы хорошо потрудились и немного устали. Отдохнём вместе с обитателями зоопарка. ФИЗМИНУТКА
Закрепление
-Чем любят лакомиться животные?
( Индивидуальная работа по слайдам: вставить букву, написать проверочное слово). Пишем в тетради.
Хле. -… , анана… - … , гри. - … , арбу. - …
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа с помощью слайда.
Помогите найти ошибку и объясните её.
- Кто справился с работой?
2) Как вы думаете: зачем нам надо знать это правило?
- Есть ещё одна причина: сейчас вы её сами назовёте.
- Работник зоопарка в одном из вольеров нашёл записку ( карточки по одной на парту)
- прочитайте и исправьте ошибки.
- Какой корнеплод мог найти енот?
В каких словах нашли ошибки? Докажите.
- А разве нет слов «лук» и «плот»? Почему вы их исправили?
- В рус. Языке есть такие слова, значение которых меняется от выбора буквы. (слайд)
- Так для чего нам нужно знать правило проверки парных согласных?
(Для сохранения значения слова и для грамотного написания).
Итог урока
- Скажем зоопарку «До свидания» и вернёмся в кабинет.
- Вспомним: какая была цель нашего урока?
- Кто сформулирует правило?
- На ваших картах-опорах есть ? Почему он стоит?
(Мы не знали ответы на эти вопросы)
- Теперь вы можете исправить этот знак:
! – хорошо знаю правило
. – не уверен
? не понял
- У кого остался вопрос?
- С завтрашнего дня вы будете учиться применять это правило на письме и надеюсь, что вопросы исчезнут. Но правило надо выучить: карты – опоры вам помогут.
Рефлексия
- Вернёмся к смайликам: переверните их и покажите, какое сейчас у вас настроение.
Поднимите, чьи смайлики улыбаются.
- Рада, что настроение у всех хорошее. Спасибо за урок.