«Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».


Конспект урока по русскому языку: «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».
Цель: Познакомить учащихся с правилом переноса слов с двойными согласными.
Задачи:
1. Формировать умения переносить слова с двойными согласными с учетом их особенностей.
2. Развивать умения писать слова с двойными согласными, с безударными гласными.
3. Развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.
4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и любовь к родному языку.
Оборудование:
учебник для 1 класса Н. В. Нечаева « Русский язык»;
сказочные герои, карточки со словами, раздаточные материал ; сигнальные “кружки ”.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение.
Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо. Плывут красивые облака, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг, лучик бодрости, пронизывает вас.
Готовы к получению новых знаний?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Начинаем урок по теме: “Перенос слов с двойными согласными”.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными.
Повторим правописание слов с безударными гласными.
Будем упражняться в нахождении главных членов предложения.
3. Минутка чистописания.
( На доске буквы ) Вв во ве вр дв ув ив
Вывод: какую работу мы проделали и для чего?
4. Словарно-орфографическая работа.
Ворона, вдруг, ветер.
Задание: выписать из словаря и выделить орфограммы.
Вывод: какую работу мы проделали и для чего?
зачем нам нужно знать как правильно писать словарные слова?
5. Работа над предложением:
Задание: записать под диктовку, выделить главные члены предложения, найти связи слов в предложении.
Ночью поднялся сильный ветер.
6. Повторение правил переноса.
( Введение в сказку. Звучит сказочная музыка. )- В некотором царстве, в некотором государстве, под названием “Двойные согласные” жили-были счастливые люди. Они были счастливы потому, что дружили с чем, как вы думаете…?
- С двойными согласными.
- Голубое небо, белые облака, пушистые сугробы, все радовало их.
А двойные согласные вселяли в душу людей чувство прекрасного.
Но однажды случилась беда.
Злой волшебник похитил двойные согласные и получилось какие-то непонятные слова.
(Вывешиваю на доску:) СУОТА КЛА ГРУА
- Но и этого показалось злому волшебнику мало.
Он заставил всех людей забыть правила переноса слов.
- Ребята, давайте поможем жителям этого царства вспомнить правила переноса.
На доске написаны слова:
Парта, чайка, Юрий, письмо
- Запишите эти слова в тетрадь и разделите для переноса.
Вывод: Какие правила переноса мы выполнили?
7. Объяснение нового материала.
- Откройте учебник на стр.18 № 31.
- Ребята, ну, а теперь, кто попробует сделать вывод о переносе слов с двойными согласными?
Вывод учителя: При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. (шос-се)
- Прочитаем это правило вместе…
1) Закрепление нового материала.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
- После долгой ночи наступило утро.
- Бесцветный мир уже не привлекал внимание людей. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о правилах переноса, еще иногда встречались задания на перенос слов.
2) Работа у доски (у доски один ученик)
Рус-ский язык, осен-ний дождь, новое шос-се,
Запишите и разделите слова с двойными согласными для переноса.
Вывод: В чем упражнялись в этом виде работы?
3) Работа на доске.
А..а, ва..а, килогра.., ..ра, телегра..а.
- Ваша задача: списать слова, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.
Остальные выполняют в тетрадках.
Проверка выполненных заданий
- А теперь, найдите в предложении слова с безударными гласными и подберите устно проверочное слово.
Весна – вёсна, деревья – дерево;
Молодцы, ребята.
- Сядьте поудобнее слушаем продолжение сказки.
- И вот один мальчик (вывешиваю иллюстрацию) отправляется в дорогу. Начал он ходить по царству и расспрашивать, почему стало грустно и скучно жить. Но люди не могли дать ответ.
- Однажды мальчик набрел на старый дом, в котором жила Мудрая сова.
- “Я отвечу на твой вопрос” - сказала Мудрая сова. Если ты выполнишь 3 желания, то сможешь вернуть радость жителям царства “Двойные согласные”.
1-е желание
- Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетрадь, разделив слова для переноса.
Ан-тенна, антен-на, осен-ние листья.
Мудрая сова вас хвалит. Вы прекрасно справились с первым желанием.
Вот еще одно желание.
- Как вы понимаете пословицу?
Весенний день год кормит.
- Прочитайте про себя. Что заметили? (нн)
Очень хорошо.
- Мальчик, поторопил Мудрую сову.
- Какое же будет ваше следующее желание. И мудрая сова сказала приготовьте волшебные карточки.
- Если услышите слово с двойной согласной, то поднимите желтую звезду.
Аккуратный, дорого, хоккей, помидор, троллейбус, топор, лимонный, подарок.
- Прекрасно, вы правильно поднимали нужные карточки
(Вывешиваю солнце, тучку снимаю)
- И внезапно, яркое солнце осветило царство. Глаза жителей были полны радости и счастья. И снова почетное место заняли двойные согласные.
- “Но постойте, постойте” - сказала Мудрая сова. Исправьте наконец непонятные слова
СУББОТА КЛАСС ГРУППА
Дети исправляют и по ходу вывешиваются карточки со словами.
8. Итог урока.
- Чему мы научились на уроке?
- Что нового для себя взяли из урока?
- Любое ли слово можно переносить с одной строки на другую?
Домашнее задание: стр.19 № 36.
Вывод: С каким словарным словосочетанием мы сейчас работали