Конспект урока по русскому языку — Обобщение по теме глагол (4 класс)


 Тема: Обобщающий урок по теме глагол.
Цель: развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов.

Ход урока:
Орг. Мом. (проверка готовности к уроку)
Актуализация знаний:
Работа в тетрадях:
1) Запись даты, вида работы – спросить об имеющихся орфограммах в слове - седьмое, о количестве букв и звуков (7 букв, 7 звуков), ответ прокомментировать.
2) Работа над скороговоркой:
- Послушайте предложение, определите, к какому жанру УНТ относится. (скороговорка) Гуси на лугу прячутся в стогу.
- Почему так решили? (повтор звука (г))
- Сколько в предложении звуков (Г)
- Повторите по памяти скороговорку, а затем соседу по парте в разном темпе – медленно-быстро.
Заслушать 2-3 человек
- Запишите предложение в тетрадь. (Желающий ученик работает у доски)
Задание: выделить грамматическую основу предложения, определить части речи, дать характеристику предложения по интонации, по цели высказывания и по наличию главных и второстепенных членов. Объяснить известные орфограммы.
Проверка:  *Гуси на лугу прячутся в стогу. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)
Самоопределение к деятельности:
- Послушайте стихотворение: (с. 476-477) – поур. разр.
- В чём особенность стихотворения? (много глаголов)
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте задачи урока. (ответы учащихся)
4. Работа по теме урока:
1) Какой глагол встретился в скороговорке? Прячутся
- Проанализируйте его. (мн. ч., 3 л., н. в., возвратный глагол)
2) Игра «Снежный ком»
Каждый из учеников называет по одному морфологическому признаку глагола, фразу, сказанную одним другой должен повторить и предложить следующую.
3) Игра   «Четвёртый лишний».  - Работа в парах на карточках, один ученик работает у доски.   Карточки раздать детям !!!
- Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово, выделите его.
Проверка:
Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)
5. Физминутка для глаз (использовать карточку со стрелками)
6. Продолжение работы по теме урока
1) Игра «Не ошибись!» (индивидуальная работа на карточках)
 Цель: проверить  умения определять время глагола.
-Условия игры: Соединить слова первого ряда с понятиями второго ряда - Н. вр., Пр. вр., Б. вр. Слова на карточках для определения времени глагола: (один ученик выполняет у доски)
1.ряд 2.ряд
клеил
бросит Н.в.
слышит
таяла П.в.
сушишь
заплатим Б. в.
работает
наберут
шить (глагол неопределённой формы)
Проверка С/Р- Что известно о глаголах неопределённой формы? (не определяют лицо, число, время), отвечают на вопросы что делать? что сделать?
2) Работа в тетрадях:
- Запишите только словосочетания с глаголами  в неопределённой форме. (один ученик у доски)
Радостно закричали
Съесть обед
Жаркая печь
Стеречь дом
Обходить стороной
Помочь маме
Ползти по траве
Выполнил задание
Проверка
3) Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов, выделите окончания.
Поспеш…шь – людей насмеш…шь.

Правда в огне (не) гор…т и в воде  (не) тон…т.
- Как определяют спряжение глаголов? Какие глаголы-исключения известны? (брить-стелить -1 спр.; 4 глагола на –ать, 7 глаголов на –еть)
6. Рефлексия урока:
А) Морфологический разбор глагола (тренировка) – работа на карточках:
- Впишите на месте пропуска глагол, в соответствие с морфологическими признаками.

Б) Тестовое задание
Проверка: (индивидуально учителем)
7. Подведение итогов:
- Выполнили ли те задачи, которые ставили в начале урока?
Поработайте с карточкой САМООЦЕНКА, сдайте работы.
!!! Оценки за урок.

Карточка
- Определите время глаголов
(соедините стрелочками)
клеил
бросит Н.в.
слышит
таяла П.в.
сушишь
заплатим Б. в.
работает
наберут

Карточка:
Запишите только словосочетания с глаголами  в неопределённой форме.
Радостно закричали
Съесть обед
Жаркая печь
Стеречь дом
Обходить стороной
Помочь маме
Ползти по траве
Выполнил задание
Карточка
Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов, выделите окончания.
Поспеш…шь – людей насмеш…шь.

Правда в огне (не) гор…т и в воде  (не) тон…т.
карточка
Игра   «Четвёртый лишний».  - Работа в парах
- Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово, выделите его, объясните почему оно лишнее.
Трещит, скрипит, воет, скулил.
Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
Прочитает, запишет, нарисует, удивил.
Ф.И._________________________________
_______________________________________
___________________
___________________________
_________________
о каком глаголе идёт речь?

Ф.И._______________________________________
Отметь выбранный смайлик галочкой - V

__Ф.И._________________________________________
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет В) письменный2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать?
В) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени
А) вылетит  Б) осветило В) засвистят
4. Найди глагол женского рода
А) прилетела Б) наполнил В) прошло
5. Как пишется частица не с глаголами?
А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) 1 спряжения Б) 2 спряжения
7. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы будем строить новый дом.
8. Найди глагол 1 спряжения.
А) дышать
Б) полоть
В) строить