Урок по русскому языку Обобщение и систематизация по теме Глагол

Разработала
Учитель ОШ № 13 города Тореза
Котова Анжела Леонидовна

Литература и кино, живопись и театр формируют отношение человека к действительности, к себе и лишь косвенно, опосредствованно через это – поведение и поступки.
Задача учителя – увлечь учащегося чтением художественных произведений, познакомить с миром литературных героев, научить чувствовать чужую боль, сопереживать, уметь самостоятельно и креативно мыслить, сопоставлять ситуации из литературных произведений с жизненными.
Поэтому я предлагаю вашему вниманию уроки, которые могут увлечь учащихся, дать им возможность проверить свои знания, проявить творческие способности.
Именно от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих и сложных проблем бытия.
Я разработала разнообразные по форме и содержанию уроки.
Мои разработки помогут сделать уроки более интересными, насыщенными и увлекательными.
Русский язык.
Тема: Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи, дать представление о морфологических признаках глагола и его синтаксической роли; развивать умение находить и выделять глаголы в речи, языковое чутье и орфографическую зоркость; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: « открытие» нового
Использование УУД:
личностные : ученик включается в процесс « открытия» новых знаний, адекватно реагирует на трудности , не боится сделать ошибку ;
познавательные: ученик умеет слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами;
коммуникативные: ученик решает учебные проблемы , возникающие в ходе групповой работы, отслеживает действия партнера;
регулятивные: ученик владеет навыками результирующего, процессуаль-ного и прогностического самоконтроля.
Ход урока.
I. Объявление темы и цели урока.
Отгадайте! Какой посвящен части речи эпиграф!
Что без меня предметы?
Лишь название.
Но я приду – всё в действие придёт:
Лежит ракета, люди строят здание,
И рожь в полях растёт.
В.Кондрашов.


II. Актуализация опорных знаний
Вы, конечно, догадались, что речь идет о глаголе.
Беседа с учащимися
На какие вопросы отвечает глагол?
Что обозначает?
Внимание на мультимедийную доску. Прочитайте текст. (Доп. задание «История осеннего листочка»)
Над спящим озером лес шумит листвой.
Смотрю, вслушиваюсь в «мелодию» осеннего леса.
Каждый лист неповторим.
Ярко-красный, желтый, кое-где зеленовато-желтый лист тихо опускается на землю.
Как коротка и мимолетна жизнь листочка
Вот он совсем недавно радовал нас своим зеленым нарядом.
Сейчас золотится на ветвях и ,время от времени, спускается в ритме вальса вниз.
Скоро – появятся новые зеленые листочки.
Они будут радовать нас своей красотой до следующей осени.
Работа с текстом.
Найдите в тексте глаголы, выпишите их, в скобках укажите вопросы, на которые они отвечают.
Шумит – (что делает?);
смотрю – (что делаю?);
вслушиваюсь – (что делаю?);
опускается – (что делает?);
радовал – (что делал?);
(что делает?);
спускается – (что делает?);


появятся – (что сделаю?);
будут радовать – (что будут делать?). Проверка
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Глаголы употребляются в форме трех наклонений: изъявительного (глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени);
повелительного (приказ, просьба);
условного ( с частицей бы).
Бывают несовершенного и совершенного вида.
Совершенный – (что сделать?);
Несовершенный – (что делать?).
Изменяются по временам: настоящее, прошедшее и будущее. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам (ед. ч; мн. ч; 1-е; 2-е; 3-е лицо).
В прошедшем времени по числам. В единственном числе прошедшего времени по родам.
IV. Закрепление изученного материала. (Вновь обращаемся к тексту).
- Что у меня на столе?
– Ваза?
- А что в ней
- Ветки?
- А в руках у меня осенние листья. И вы мне поможете эти ветки превратить в красивый осенний букет. На обратной стороне листочков задания. (Задание по рядам. Каждый ряд работает самостоятельно, а потом объясняет остальным)
1 ряд. Найдите в тексте глаголы н.в, п.в, б.в. Поставьте к ним вопросы, докажите правильность своего выбора.


2 ряд. От глаголов (смотрю, опускается, золотится ) образовать глаголы совершенного и несовершенного вида. Докажите .
3 ряд. Употребить глаголы (шумит, вслушиваюсь, радовал, спускается )
в повелительном, условном наклонении. Докажите.
Букет наш становится красивее. Следующее задание всему классу.
- Что значит грамматическая основа?
- Подлежащее и сказуемое.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Обратимся вновь к нашему тексту. Определить синтаксическую роль глагола в предложениях. Запишите 1, 6, 7, 8, 9 предложение. Вывод (глаголы изменяются по временам, лицам и числам. А в прошедшем времени по родам).
Творческое задание.
Составить четверостишье
Я осенний листочек
1 ряд (с использованием глаголов настоящего времени)
2 ряд (прошедшего времени)
3 ряд (будущего времени)
Букет наш полностью готов.
VI. Подведение итогов урока.
(Мультимед. доска) Кроссворд.









1.
г
л
а
Г
о
л













6.
п
о
 
ч
и
с
Л
а
м
,
р
о
д
а
м











5.
с
к
А
з
у
е
м
ы
м



4.
п
о
в
е
л
и
т
е
л
ь
н
о
Г
о









2.
и
з
ъ
я
в
и
т
е
л
ь
н
О
г
о

















3.
у
с
Л
о
в
н
о
г
о




Переведите с украинского языка «дієслово»
Какого наклонения глаголы н-в, п-в, б-в?
В глаголах какого наклонения добавляется частица бы?
Какого наклонения глагол читай?

В предложении глагол обычно бывает?
Как изменяются глаголы прошедшего времени?
VІI. Домашнее задание.

Дополнительное задание: сочинение-миниатюра с использованием глаголов (изученное) «О чем мечтает осенний лист?»