Конспект урока по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»


Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» (5 класс)
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», повторение изученных морфологических признаков глагола.
Задачи:
Дидактическая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»;
Коррекционно-развивающая: развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление;
Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.
1. Организационный момент. Введение в тему.
- Сегодня на уроке мы вспомним все, что изучали по теме…. Определите по какой теме, расшифровав запись.

Л О Г А
- Цель нашего урока: повторить морфологические признаки глагола.
- Откройте тетради и запишите дату, вид работы и тему урока: « Классная работа. Обобщение по теме «Глагол».
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания по теме «Глагол». Словесный метод (обобщающая беседа), практическое задание на сопоставление.
- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. За каждый правильный ответ получаете жетон (фишку). В конце урока подведем итог по количеству набранных жетонов и выставим оценки.
Какая часть речи называется глаголом?
Упр.1. Посмотрите на слова, записанные на доске, и найдите им соответствие.
Соловей рычит
Лиса кудахчет
Ягнёнок пищит
Сорока поёт
Мышь лает
Курица блеет
Тигр трещит
(Слова напечатаны на отдельных листочках, существительные расположены в один столбик, а глаголы расположены беспорядочно. Ребята выходят к доске по цепочке и подбирают к существительному соответствующий ему глагол).
Учитель:
В каком столбике записаны глаголы?
Как вы это определили?
На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
А почему два вопроса?
Как определить вид глагола?
Как изменяется глагол? Какие постоянные признаки глагола вы знаете? Какие непостоянные признаки глагола вы знаете?
Как изменяется глагол в прошедшем времени?
Каким членом предложения являются глаголы?
3. Обобщение.
1) На доске записаны глаголы. Определите, в какой форме находятся данные глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Запишите данные глаголы, изменяя их по временам.
Наст. вр. Прош. вр. Будущ. вр.
Стоять
Читать
Доверять
Сеять
Лететь
- Чем отличаются данные глаголы?
Вывод: глаголы в первой колонке не изменяются (т.к. находятся в неопределенной форме), а глаголы в третьей, второй, четвертой изменяются.
2) Физкультминутка.
На уроках не скучаем –
Правила мы изучаем.
Вот немного отдохнем
И опять учить начнем.
Головой мы покачаем
И кистями повращаем,
Глаза на миг закроем
И широко раскроем.
Пальцами пошевелим,
Друг на друга поглядим,
По лицу себя погладим
И на место тихо сядем
3) Выборочный диктант.
- Внимательно прослушайте предложения и выпишите только глаголы. Определите время, лицо и число выписанных глаголов.
Уж голубеют дали. Небеса неожиданно засинели. Скоро зазеленеет степь. На лугу пестреют яркие цветы. Чистыми голосами поют соловьи.
Голубеют (наст.в., 3л., мн.ч.), засинели (прош.в., мн.ч.), зазеленеет (буд.в., 3л., ед.ч.), пестреют (наст.в., 3л., мн.ч.), поют (наст.в., 3л., мн.ч.).
- Сделайте вывод.
4) Цифровой диктант.
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению, ко 2 спряжению?
- Какие личные окончания имеют глаголы 1,2 спряжения?
- Назовите глаголы-исключения?
- Я буду называть глагол, а вы определяете его спряжение и записываете цифру 1, если глагол 1 спряжения и цифру 2, если глагол относится ко 2 спряжению.
1спр. – 1 ; 2 спр. – 2
Хвалит, пашет, держит, копает, теплеет, всходит, стелет, терпит
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед, поставьте оценку соседу. (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки «3», более 4 ошибок – «2»)
21211212
5) Из данных слов составьте предложение и подчеркните глагол как член предложения.
на ручья цветут берегу Незабудки.
- Найдите в предложении глагол. Каким членом предложения является глагол? Как вы его подчеркнули? Вывод.
6) Морфологический разбор глагола.
- Произведите морфологический разбор глагола «цветут» из составленного вами предложения.
Самостоятельная работа учащихся.
4. Итог урока.
Вспомните, какая часть речи называется глаголом? Расскажите о глаголе как о части речи, пользуясь записями на доске.
5. Оценивание.