Конспект урока русского языка в 4 классе Тема урока: Обобщение знаний по теме «Глагол».

Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Глагол». Исследование слова «сверкать».
Цель: организовать учебно-поисковую деятельность уч-ся с целью развития системного мышления, создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность.
Задачи: 1) закрепить знания уч-ся по теме «Глагол».
2) закрепить умения производить известные виды грамматического анализа.
3)закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Тип урока: урок-исследование.
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.
1. Вводно-мотивационный этап.
-отгадывание кроссворда: 1) Выражать свое мнение, доказывать несмотря на правоту (спорить).2)Двигаться из стороны в сторону (вилять). 3)Мужественно переносить боль (терпеть). 4) Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить). 5)Подвергаться опасности, риску (рисковать). 6)Относиться с уважением к людям (уважать). 7) Не забывать о дорогих тебе людях (помнить). 8) Нестись, передвигаться по воздуху (лететь).
Появляется слово «СВЕРКАТЬ».
-посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.
-Как вы думаете, какая цель этого исследования?
2. Познавательный этап.
-Что изучает фонетика? ( наука о звуках, а звук - это то, что слышим и произносим.
Рассмотрим, из каких звуков состоит слово «сверкать». Для этого произведем фонетический анализ слова. ( один ученик работает у доски).
Подведем итог: Что можно сказать о количестве букв и звуков? Почему оно неодинаково?
Сколько гласных? Сколько согласных? Какие звуки в слове не соответствуют написанию? Почему (е) в безударном положении произносится как (и)? Какие же трудности в связи с этим появляются? (как правильно написать слово). Поможет нам здесь следующий раздел.(слайд)
-Что изучает раздел орфография? (правописание).
а) Какие орфограммы есть в слове «сверкать»? (безударный гласный, непроверяемый ударением).
б) Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе? (Дети определяют задание. Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Уч-ся работают самостоятельно, проверка в парах).
Над м.ею Русью с сев.ра на ю.
Пр.л.тели гуси, раст.ряли пух.
Белый пух сверка.т, сыплется на лу.,
Мя.кою п.риной он л.ж.т вокруг. (Итоги этапа урока. Уч-ся читают слова, доказывают ответ).
-Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке, орфографией и фонетикой. А что изучает лексика?(лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность слов).
-Как известно, маленькие дети задают много вопросов: почему? Как? Что? Зачем? Как бы вы объяснили значение слова «сверкать» младшему братику или сестре?
-Посмотрим, как объясняет это слово С.И.Ожегов в словаре.
СВЕРКАТЬ: 1)Сиять ярким, искристым прерывистым светом.2) Ярко блестеть, переливаться, отражая свет, лучи.
-А как объясняет это слово В.И.Даль? Как по-вашему, кто ближе всего, точнее дал свое определение? (рассуждения детей).
-Как вы думаете, есть ли у слова «сверкать» синоним? Уточним в словаре синонимов.(слайд).
-Посмотрите на ряд слов: сверкать, сверкает, сверкаешь, сверкание. Какое слово лишнее? Почему?
-Слово «сверкание» это не форма слова «сверкать», а новое слово.
-Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
-Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? (словообразован ие).
Работа в группах: самостоятельно в тетради образуют новые слова от слова «сверкать».
-Что исследует морфология? Какой частью речи является слово «сверкать»?
-Докажите, что это-глагол. Что мы знаем о глаголе? (слайд).
-Произвести морфологический разбор-исследование по памятке у доски.
-Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение?
-Придумайте словосочетания со словом «сверкать».(ученики работают по группам).
(Сверкать огнями, сверкать в небе, сверкать ослепительно). (слайд)
-Ребята, я тоже придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались. Помогите составить предложение.(лучах, сверкала, в, солнца, роса).
Проводим разбор по членам предложения и частям речи. Называют словосочетания.
-С позиции какого раздела науки о языке мы еще не исследовали слово «сверкать»?
-Что изучает фразеология? Какие устойчивые сочетания со словом «сверкать» знаете? (слайд)
(сверкнуть глазами, только пятки сверкают). Что они означают?
Сверкнуть (сверкать) глазами- выражать чувство гнева, раздражения. Только пятки сверкают
(у кого-то)- кто-либо очень быстро убегает, удирает.(слайд)
-Ребята, послушайте «Кто чем сверкает?»
Сверкает яркий луг росой,
Карась- боками гладкими,
Мудрец- умом, лицо- красой,
А трус- босыми пятками.
3. Творческая работа.
Задание для первой группы: составить свои предложения со словом «сверкать».
Задание для второй группы: выписать предложения со словом «сверкать» из дополнительной литературы. ПРОВЕРКА.
4. Итоговый этап: что узнали нового на уроке? Какое задание показалось трудным?
Что было особенно интересным?


15