Урок русского языка в 6 классе с использованием лингвистической сказки (Тема Повелительное наклонение глагола.» )


Урок русского языка в 6 классе с использованием лингвистической сказки (Тема " Повелительное наклонение глагола.» ) Цель: дать понятие о повелительном наклонении глагола; показать грамматические особенности повелительного наклонения, способы выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки.
Виды учебной деятельности: беседа, выразительное чтение, самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение заданий и упражнений, словарная работа.
Проверка домашнего задания
Упр.489: обсуждение вопросов и заданий(В это время на доске выполняется морфологический разбор.)
Заглавие текста: «Как чудесна жизнь!»
Работа по теме урока
Беседа
Сегодня мы изучаем повелительное наклонение глагола. По названию понятно, что глагол в этом наклонении повелевает. Но повелевать можно по-разному. «Не влезай! Убьёт!» Эта надпись на знаке электробезопасности – требование. «Помоги, пожалуйста!» Это вежливая просьба. Мы просим или требуем в зависимости от ситуации общения, в зависимости от обстановки, от целей.
Работа с учебником
Самостоятельные наблюдения п.85, с. 206 – 207. Выразительное чтение стихотворения В.А. Жуковского, выполнение заданий.
Рассмотрите таблицу на странице 206. Ответьте на вопросы.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо – приказывает, просит, советует выполнить.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица. Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса –и- или без суффикса: включу – включи, научу – научи.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и родам.
Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного числа при помощи окончания –те. Если говорят одному лицу, то формы на –те означают вежливое обращение.
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется Ь, который сохраняется перед суффиксом –ся (-сь) и окончанием –те.
Выполнение упражнений
Итак, а теперь закрепим изученное, выполнив упр. 491: выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, выполнение на доске и в тетрадях.
Теперь мы с вами изучили все три наклонения глаголов. И чтобы обобщить и вспомнить все то, о чем мы с вами говорили на трёх последних уроках, прослушаем ещё одну лингвистическую сказку.
В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.
Я вам предлагаю поработать в парах.
Работа для анализа №2
Прочитать текст Осеевой «Хорошее». Глаголы записать в таблицу (текст на карточках).
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:"Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!"
А сестрёнка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: "Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!"
А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка.
- Убери сама - некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: "Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!"
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: "Дай мне попить, Юра!"
- Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошёл:
- Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Составление таблицы
Наклонение глагола
Изъявительное Условное Повелительное
что делает? что сделала? что сделал? что сделали? Что сделал бы? Что сделала бы? что сделай? что делай?
что сделайте?
что делайте?
проснулся, посмотрел, светит, захотелось, сидит, думает, обиделась, отошла, покачала, виляет, закрыл, полез, пошёл, погладила.тонула бы, спас бы, напали бы, застрелил бы, упал бы, вытащил бы, погуляй, уходи,
не мешай, убери,
дай, помоги
Проверка по таблице на слайде
Рефлексия
Что вам понравилось на уроке больше всего? Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Домашнее задание
Упр.495, п.85,с. 206 – 207.