Конспект урока в 6 классе на тему: Повелительное наклонение. Употребление глаголов в повелительном наклонении


Предмет: русский язык
Класс: 6 а,бТема урока: Повелительное наклонение. Употребление глаголов в повелительном наклонении.
Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения.
 Задачи урока:
обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения; развивающие: способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в классном коллективе,
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I.Организационный момент.Добрый день, мои друзья!
Перед  вами снова  я.
Долгожданный  дан  звонок,
Начинается урок.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
II. Актуализация знаний по теме «Глагол». Проверка домашнего задания:
Взаимопроверка. Проверяем друг у друга домашнее задание, если есть замечания, записываем их в тетрадь (карандашом).
Блиц-опрос по теории «Закончи фразу»
(на листах А4 напечатано слово «МОЛОДЦЫ» по букве на каждом, прикреплены листы на доске при помощи магнитов (буквами к доске); при правильном ответе в блиц-опросе нужно выйти к доске перевернуть листочки, укрепив снова магнитами)
М 1) Глаголы называют …действия предметов
О 2) Начальная форма глагола …инфинитив
Л 3) Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.
О 4) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.
Д 5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.
Ц 6) Глаголы изменяются по …лицам и числам.
Ы 7) Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.
III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистические загадки.
– О каком наклонении идёт речь?
1) «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».
2) «Моё действие возможно при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои верные помощники, частицы БЫ или Б».
– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?
- Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном. (работа в парах).
- Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу. Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.
(СЛАЙД № 2)
- Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (инфинитив)
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним наклонением глагола – повелительным.
Урок открытия новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.- Запишем в рабочие тетради число, тему урока. (СЛАЙД № 3)
- Попробуем определить задачи к нашему уроку: (СЛАЙД № 4)
- узнать, что выражают глаголы в повелительном наклонении;
- определить на какие вопросы отвечают; как образуются; где используются в речи.
V. Решение учебных задач.
1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?» (СЛАЙД № 5)
- Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова.(повелевать, велеть, повелитель). Обратимся к толковому словарю.(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. (СЛАЙД № 6)
Вы, отроки - други, возьмите коня. просьба
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! пожелание
Эй, вратарь, готовься к бою! команда
Читайте книги, они учат нас жизни. совет
Молчи! Устал я слушать! приказ

- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)
Физкультминутка
- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.
Без сомненья, вы устали.Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!Разогнулись, потянулись,Вправо-влево повернулись!Головою повертите!
Друг на друга посмотрите!Тихо сели! Продолжаем работать.
2) Задача «Вопросы»
- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?)3) Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?
- Как будем решать задачу?
а) Обратимся к теории, ПРОЧИТАЕМ правило в учебнике. Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения».
Составляем алгоритм (один ученик на доске делает запись).

б) Первичное закрепление и проговаривание вслух:
1) Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий.
Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн. ч.). (на доске)
Писать, смотреть, бежать. (работа в парах)
- Контроль. Ответы пар заслушать.
2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (СЛАЙД № 7)
- Вернёмся к тексту, к которому обращались в начале урока. Прочитайте текст, найдите ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в повелительном наклонении во множественном числе.
Книги просят…
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.
- Ребята, скажите, почему я попросила вас употребить глаголы во множественном числе? (это обращение книг к детям «Книги просят…» как к одному из вас, так и ко всем сразу)
- К кому обращение? (К нерадивым, неаккуратным читателям.). Я уверена, что среди вас нет небрежных читателей.
- Каким образом книга поможет вам стать умнее? Что помогли глаголы в повелительном наклонении выразить книге? (просьбу, крик о помощи)
РАЗМИНКА.
- Я называю глагол в инфинитиве, а вы образуете повелительное наклонение от глагола единственного числа и множественного числа (хором):
ЛЮБИТЬ, ЖИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ.

4) Задача «Где используем глаголы в повелительном наклонении»? (СЛАЙД № 8, 9, 10)
- Ребята, а в жизни, где мы встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?
Пословицы. Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.5) Творческая работа. «Как правильно выполнить упражнение по русскому языку»
- Очень часто бывает, что не можете выполнить упражнение по русскому языку. Почему? Не знаем, или забыли, какие действия следует выполнять при выполнении домашнего задания. Составьте памятку «Как правильно выполнить упражнение по русскому языку» (работа в парах). Прослушивание нескольких работ.
VII. Рефлексия.- Ребята, мы завершаем наш урок.
- Назовите тему урока, какие задачи мы ставили перед собой? Решили мы поставленные задачи?
- По каким признакам узнаем глагол в повелительном наклонении?
– Какова сфера употребления глаголов в повелительном наклонении?
- Я благодарю вас за урок.
VIII. Домашнее задание. (СЛАЙД № 11)
Прочитать и выучить правило § , прочитать, выделить ту информацию, которая не прозвучала сегодня на уроке.
Задание на выбор:
А) записать 5 пословиц с глаголами в повелительном наклонении (толкование)
Б) записать рецепт «Мое любимое блюдо»
В) составить рекламное объявление.
*** Оценки за урок