Урок литературы в 8 классе Литературно-музыкальная композиция по произведениям К. Симонова и Б.Васильева

Урок литературы в 8 классе
Литературно-музыкальная композиция
по произведениям К. Симонова и Б.Васильева
Цели и задачи: знать содержание произведений о войне;
понимать роль писателей в развитии русской литературы;
уметь выразительно читать стихи; характеризовать героев.
Эпиграф к уроку
"Это была одна из самых мрачных трагедий -
трагедия людей, которые
умирали под боибёжками на дорогах
и попадали в плен, не добравшись
до своих призывных пунктов"
К.Симонов
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, музыкальные отрывки.
Ход урока
I. Слово учителя
Роман К. Симонова "Живые и мёртвые" и повесть Б. Васильева "В списках не значился" рассказывают о первых месяцах войны, о той неразберихе, которая происходила на западной границе нашей страны.
Главный герой романа Симонова, журналист Синцов, который, не найдя Управления редакциями газет, попадает в давизию Серпилина и отважно сражается вместе со всеми.
Повесть Б. Васильева посвящена героческм защитникам Брестской крепости. Главный её герой - 19-летний лейтенант Николай Плужников - так и не дойдёт до своего командования. Вначале он вместе с пограничниками и солдатами защищает крепость, потом остаётся один; он даёт себе задание, выходя из подвала, уничтожатьхотя бы по одному немцу. Николай продержался 10 месяцев. Ослепший, с обмороженными ногами, он так и не сдался фашистам. Крепость не сдалась, она только истекла кровью.
II. Выразительное чтение стихотворения Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?
/Текст звучит на фоне музыки Чайковского "Октябрь" из "Времён года"/
III. Чтение и обсуждение отрывков из романа Симонова "Живые и мёртвые"
1.Синцову в тот день врезалась в память одна простая картина.. Острое и болезненное чувство родной земли, которая где-то там, позади, уже истоптана немецкими сапогами и которая завтра может быть потеряна и здесь, переворачивало сердце.
2.В стороне, куда повёл глазами старшина, под громадной, старой, до самой верхушки голой сосной желтела только что засыпанная могила... Такой, за которым солдаты идут в огонь и в воду, такой, что мёртвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя; такой, что приказания выполняют и после смерти.
IV. Отрывки из повести Васильева на фоне мелодии Крейцера
1.По окончании военного училища Николай Плужников получил направление в Особый западный округ... Свидский не позволял появляться этим слезам.
2.Чем ближе подходил Плужников к глухому и далёкому подвау, куда стаскивали всех безнадёжных, тем сильнее становились стоны... Но Плужников врал, искренне веря, что знают, что помнят, что придут.
3.Ранним апрельским утром бывший скрипач и бывший человек Рувим Свицкий быстро шёл по улице.... Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.
V. Звучит мелодия из "Реквиема" Моцарта, часть "Лакримоза"
VI. Подведение итогов
VII. ДЗ Чтение произведений о ВОВ