Разработка родительского собрания Семья и семейные ценности


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Чеховского муниципального района
Московской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №6
Методическая разработка
родительского собрания в 1 классе
на тему: «Семья и семейные ценности»
Ермишина Анна Викторовна,
учитель начальных классов

2016 год, г.ЧеховПояснительная записка
Цель:
изучение точек зрения родителей о понятии семьи и семейных ценностей;
раскрытие понятия семьи и ее значении в жизни маленького человека.
Задачи:
выявить наличие семейных ценностей и традиций в каждой семье;
раскрыть понятие семьи и ее значение для ребенка;
оказать методическую помощь семьям в вопросах семейных ценностей и традиций.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
интерактивная доска;
листы бумаги;
тест, проводимый с учащимися до родительского собрания.
Приложение
Тема родительского собрания: «Семья и семейные ценности»
Ход собрания
(Заранее с учащимися был проведен ряд тестов, ответы на которые потребуются в работе с родителями.)
- Здравствуйте, дорогие родители! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Семья и семейные ценности», и я бы хотела начать его со следующего высказывания:
Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.
(Эдуард Александрович Севрус)
- Для начала мы узнаем как вы понимаете значение слова «семья» и «семейные ценности». Для этого вам нужно разделиться на две команды. Вам раздаются два листа, на которых вам нужно в виде кружочков гусеницы дать характеристику понятиям «семья» (1-ая команда), «семейные ценности» - (2-ая команда). (Проводится игра)
- Существуют ли в ваших семьях традиции, если да, то какие?
- Итак мы выяснили, как вы понимаете значение этих слов, а еперь я хочу зачитать вам значение слова «семья», то которое раскрывает нам энциклопедия: семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Специфический социальный институт со своей системой норм, санкций, прав и обязанностей, функцией которого является регуляция отношений между супругами, родителями и детьми.
- Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Благодаря этому ребёнок становится успешным в школе и в жизни. А какие традиции вашей семьи помогают становлению ребенка, как личности? (ответы родителей)
- Я хочу перейти к еще одному понятию «родственные отношения». Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте ответить на вопрос в конце его прочтения.
Послушай: вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота. А почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – Я.
Какая же у нас семья? (7 человек)
- Немаловажно чтобы ребенок четко знал значение каждого человека в семье. Нужно помнить что мы для ребенка – правосудие. Мы должны уметь принимать мудрое решение. Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, помните: вам обязательно нужно оставаться ребенку другом. Ребенок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.
- Для того, чтобы узнать какова роль ребенка в вашей семье предлагаю провести небольшой игру, которая называется «Ладошки». Для этого вам необходимо на листе бумаги обвести свою руку с расставленными пальцами и «расположить» на пальцах себя и членов своей семьи. А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей. Данный тест помогает определить какое положение занимает ребенок в семье и к кому ближе он находится, либо кого больше всего хочет видеть рядом с собой. (Приложение 1)
- Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.
Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.
Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.
Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.
- Раздаю вам памятки по воспитанию детей, надеюсь они помогут вам не допустить ошибок в воспитании. (Приложение 2)
Ошибки воспитания
Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.
Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.
Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.
Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.
Также хочу с вами поговорить на тему серьезной и очень опасной проблемы, как суицид. Хоть наши дети пока еще и маленькие, но все равно уже сейчас нам с вами нужно думать о том, как не навредить детской психике. Для этого я вам раздам памятки по воспитанию детей. Надеюсь что наша с вами совместная работа даст хорошие результаты и дети будут счастливыми и любящими вас и жизнь.
Итог собрания:
- Сегодняшнее родительское собрание подходит к концу, и я хочу узнать у вас совпало ли ваше понятие семьи и семейных ценностей с тем, каким оно является в идеале. Почерпнули ли вы для себя что-то новое, что помогло бы вам сделать свою семью еще лучше, а жизнь ребенка в ней более значимой и комфортной? Хочу посоветовать вам литературу, которая помогла бы вам найти ответы на вопросы о правильном воспитании детей: «Как воспитать здорового ребенка» - Л.А. Никитина, «Книга вопросов и ответов» - Ю.Б. Гиппенрейтер.
- Закончить наше родительское собрание я бы хотела стихотворением М. Лангера:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Приложение 1
Тест «Ладошки»
На листке бумаги родители должны обвести свою руку с расставленными пальцами. Распределить членов семьи на каждом пальце. Сравнить рисунок ребенка, ранее нарисованный, с рисунком родителей. Этот тест помогает понять какое место в семье занимает ребенок, кто находится с ним рядом, или кого бы он хотел видеть рядом с собой. И дает возможность родителям увидеть какова ситуация в семье, по мнению ребенка.
Приложение 2
СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Совет первый: Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Совет второй: Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Совет третий: Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Совет четвертый: Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Совет пятый: Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…». Совет шестой: Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Совет седьмой: Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Совет восьмой: Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Совет девятый: Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Совет десятый: Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.