Мастер — класс Семейные ценности — основа школьной успешности

Методическая система эффективного педагога.

Семейные ценности - основа школьной успешности.
Учитель: Зайцева Людмила Николаевна

Вид: мастер - класс
Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум.
Цель: Показать важную роль семейных ценностей в повышении качества обучения детей.
Задачи:
Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
2. Показать важную роль ценностей в каждой семье.
3. Расширить объём знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми.
4. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений.
5. Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей.
6. Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки учебной деятельности ребёнка.
Ожидаемый результат:
создание условий для:
более тесных взаимоотношений родителей и детей;
оказания позитивного влияния на воспитание своих детей;
формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения взрослого, ребёнка.

Актуальность проблемы.
Очень показательно для меня, что наши конкурсные испытания проходят в эти светлые праздничные дни всего православного народа. Это является своеобразным подтверждением моих педагогических стремлений и убеждений того, что я иду верной дорогой.
Главным законом жизни должна быть не сила, а любовь, заявил патриарх Кирилл, выступая перед детьми в Храме Христа спасителя.
Он выразил сожаление, что некоторые до сих пор продолжают жить по закону силы.
«Кто сильнее  тот и прав, кто сильнее  тот может отобрать у слабого, кто сильнее  тот может слабого подчинить своим интересам»,  говорил патриарх. И я действительно наблюдаю все эти моменты в взаимоотношениях между учениками, родителями, и что уж там говорить, иногда и я позволяю себе проявлять свое учительское превосходство.
Глава РПЦ дал наставления собравшимся детям следовать главному закону христианства.
«Я желаю вам, мои дорогие дети, чтобы вы этот закон Христов усвоили и чтобы с самого раннего детства научились любить друг друга, а любить  это значит помогать другому, делиться с другим»,  сказал Кирилл. Я не религиозно настроенный человек, не четко придерживающийся всех канонов, но я поддерживаю всей душой и всем сердцем эту мысль: учиться любить, понимать чувства другого. Уже несколько тысячелетий весь просвещенный мир живет по нравственным заповедям, которые отражаются в моральных жизненных принципах: один из которых звучит: уважай отца своего и мать.

Часто родители и учителя задаются одним и тем же вопросом: «А почему мой ребенок (ученик) получает плохие оценки, или в чем причина низкой успеваемости?» На этот вопрос однозначного ответа до сих пор не нашлось.
В процессе подготовки к конкурсу я задавала ребятам вопрос «Что такое современная школа?»
Дети отвечали по – разному. Например – чтобы ставили пятерки просто так?

Как бы Вы помогли понять ребенку, что это не правильно?
(каким учеником вы будете если закончите школу с пятеркой просто так?)

Успеваемость в школе связана с хорошим поведением и, конечно же, с хорошими оценками по всем предметам. Для того, чтобы ее добиться нужно лишь хорошо учиться. Учеба это то, что позволяет добиться хороших результатов по окончании школы. Но далеко не все ученики могут добиться успеваемости в школе. С чем это связано? Как раз с тем, что слишком много факторов, которые прямо влияют на успеваемость.
В первую очередь успеваемость в школе зависит от воспитания и от родителей. Именно родители способны развивать у ребенка желание учиться и добиться чего-то в жизни. Плохо когда родители заставляют ребенка учиться, и хотят с его помощью сбывать свои мечты, которые сами так и не смогли осуществить. Необходимо быть для ребенка примером успешного человека, который многого добился в жизни, так чтобы ребенок хотел следовать этому примеру.
Некоторые родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Но правы те родители, кто уверен, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами». Школа без родителей не сможет сделать мир каждого ребенка настолько полезно разнообразным, насколько это возможно и необходимо.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей,
но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка, его успешности в обучении.

Это и есть основопологающая идея моей методической системы, как эффективного педагога.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания. Самое важное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Основная часть.
Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и образовательные технологии. Изменилась структура общения современных детей и подростков. В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.
«Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей»
В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.
Модернизация – введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям.
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.
Задачи воспитательной работы учителя начальной школы логически вытекают из общей задачи общеобразовательной школы. В настоящее время обозначены ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы, основанные на концепции духовно-нравственного воспитания.
Гуманистический принцип (воспитание отношений, построенных на основе духовного чувства любви, миролюбия, дружелюбия и взаимопонимания).
Коммуникативный принцип (понятие «общение» является предметом обучения).
Культурно-исторический принцип дает представление о зарождении, накоплении «живых знаний», превращении их в словесно-понятийную форму, в систему теоретических понятий, абстракций, правил, законов, формул, которые даются детям на усвоение).
Принцип творческой активности предполагает признание за каждым ребенком творческого начала, которое должно быть реализовано в любой деятельности.[2]

Кроме этого, в настоящее время разработаны и внедрены в практику различные воспитательные технологии.








Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.
Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.
Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Например, применительно к семье может быть использована классификация методов воспитания, разработанные профессором И.П. Ивановым. При таком подходе, основанном на идеях методики коллективной творческой деятельности, внимание родителей обращается на следующие три группы методов:
1.Методы родительского побуждения
Методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым и прекрасным, необычным и веселым;
Методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, жестом, взглядом, рассуждениями;
Методы родительского требования, контроля, напоминания, помощи, осуждения;
Методы доверия к ребенку, родительского внушения, обращения к ребенку за помощью.
2.Методы родительского убеждения
В эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседа – размышление, обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.
3. Методы родительского приучения
В эту группу входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручение, семейные традиции.

Послушайте, пожалуйста стихотворение.
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так. Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, что ты здесь ревёшь!?
О, Господи! С ума с тобой сойдёшь!
Будет ли успешным этот ученик?

Важнейшим условием семейного воспитания является правильный выбор и разнообразие методов. Большую роль в семейном воспитании играет личный пример родителей. Этот метод является комплексным, он может быть отнесен к каждой из трех групп методов. Родители передают ребенку свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песни, традициям, к людям. Большое впечатление на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

- Можете ли Вы назвать человека оказавшего на вас положительное влияние?
Например мама листая семейный альбом, рассказывает детям о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю.
Такая история случилась с Анисимовой Л. И. и моим учеником Анисимовым Мишей.
- Перебирая старые вещи Л.И. наткнулась на старые письма. Разговорившись с бабушкой она выяснила ,что это письма деда с фронта. Так началась исследовательская работа, в которой приняли участие не только члены семьи Л.И. , но и мой класс, и родители других детей.
-мы с детьми научились складывать солдатские треугольники, написали письмо : «Моему деду на фронт» – попробуйте и вы.
С данной исследовательской работой Михаил стал успешным учеником, он является призером 1 городского конкурса проектных исследовательских работ «Дебют». А последующее продолжение – поиск новых сведений и материалов жизни своей семьи принесло еще одну победу в конкурсе «Первые шаги в науке». Конечно в этом большая заслуга мамы Л.И. Но Мишины слова не оставят никого равнодушными: я понял, что вера, надежда и любовь всегда присутствовали в моей семье, способствовали сплочению семьи. Я стал лучше понимать какой ценой достается в нашей жизни мир, доброта, благополучие. Мне есть чем гордиться, и есть к чему стремиться.
Занятие столь благородным делом, увлеченность мамы, папы, бабушки историей своей семьи сделали свое дело – Миша хорошо учится, проявляет в делах ответственность а в поступках порядочность.
Так , Какие же семейные ценности должны присутствовать в семье, чтобы наши дети стали успешным в школе?
Предлагаю вам обратить внимание на экран помогите определить семейные ценности влияющие на качество обучения и успешности наших детей.
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте. (сопереживание)
Всей семьёй Вы способны на многое. (поддержка)
Нежная забота друг о друге. (любовь)
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга. (равенство)
Прислушиваться друг к другу. (умение слушать)
Уважение и благодарность. (признание)
Чувство безопасности и уверенности. (доверие)
Умение принимать человека таким, какой он есть. (толерантность)
Умение уступать друг другу. (компромисс)

Рефлексия.
Проанализировав свою работу с родителями, я сделала вывод, что в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью и т.д., нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности и прочем, в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности. А дети в семьях с деструктивным типом родительского отношения(опека, диктат и невмешательство), характеризуются низкой успеваемостью в школе.
Поэтому , очевидно, что ни одна даже самая совершенная образовательная и воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога, обладающего высокой психолого-педагогической культурой.
Вместе с тем я понимаю, что в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.


Благодарю за понимание и сотрудничество.