Родительское собрание на тему: «Одаренный ребенок, какой он!


Протокол № 1
родительского собрания
МБОУ казачья СОШ № 16
муниципального образования Тимашевский район
Тема «Одаренный ребенок, какой он!»
Цель: познакомить родителей учащихся с признаками одаренности детей, с  созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
Задачи: вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния педагогов и родителей на развитие одаренных детей; разработать тематику конкретных мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей класса.
Проведение собрания. Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает  случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь  чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а  то и утрата некоторых детских возможностей.
Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил и творческих способностей  по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при  рождении, за немногие годы поначалу с помощью и под руководством взрослых, - формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства… Обогащение психики идет в таком темпе, который будет  уже  недоступен в зрелые годы. Детство   - неповторимая по своим возможностям пора развития. Каких же детей можно считать одаренными?
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности:
Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;
Интеллектуальная одаренность различных видов;
Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Показатели одаренности:
любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
высокие интеллектуальные и творческие показатели;
высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
легкость в общении, коммуникабельность;
активность;
высокая мотивация к учебной деятельности;
стихийное стремление к построению целостной картины мира.
Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности:
сформированность любознательности;
проявление высокоинтенсивной познавательной активности
способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);
быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);
произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;
богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;
вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.
Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, – такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми. Причины многих личностных проблем одаренных детей закладываются родителями в раннем детстве. Как избежать подобных трудностей и сделать жизнь одаренного ребенка более счастливой?
Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим. Если к тому же мы активно используем состязательный, соревновательный мотив, позволяем себе сравнивать ребенка с другими детьми вместо того, чтобы делать акцент на его собственных достижениях, ребенок теряет продуктивную внутреннюю мотивацию деятельности. То или иное дело для него становится интересным не само по себе, а лишь с той точки зрения, может ли он победить, обогнать других. Отсюда появляются неумение проигрывать, болезненное отношение к критическим замечаниям и многие другие личностные проблемы одаренных и не только одаренных детей.
Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.
Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.
Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту. Поэтому часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Характер этих проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки.
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
7. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
8. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
9. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
11. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Для того чтобы дать  правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нужно знать его склонности. Вам предлагается тест, подумайте и ответьте на каждый из вопросов теста, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка.
Уважаемые родители! Не спешите и не подгоняйте ребенка в его поиске себя в каком – либо виде деятельности, не заставляйте его зубрить те или иные приемы и действия, подобно таблице умножения. Пусть он в свободное время в школе и дома больше импровизирует, выдумывает новые приемы и действия. Если мы поможем ему (или не будем мешать в этом), наш родительский долг будет выполнен. Наша задача в том, чтобы помочь ребенку раскрыться в своем творчестве, чтобы любая индивидуальность ребенка не прошла мимо нашего внимания, реализовалась и взращивалась в нашей педагогической деятельности с детьми.
Приложение 1
к протоколу
родительского собрания
МБОУ казачья СОШ № 16
муниципального образования
Тимашевский район
Тест «Карта одаренности»
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д.Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется механизмами и машинами.
Инициативен в общении со сверстниками.
 Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
 Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
 Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
 Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
 Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
 Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
 Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
 Интересуется актерской игрой.
 Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
 Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
 Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
 Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
 Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
 Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
 Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
 Хорошо поет.
 Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
 Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
 Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
 Легко общается с детьми и взрослыми.
 Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
 Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
 Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
 Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
 В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
 Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
 Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
 Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
 Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
 Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
 Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
 Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
 Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
 Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
 Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
 Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
 Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
 Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
 Часто руководит играми и занятиями других детей.
 Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
 Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
 Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
 Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
 Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
 Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
 Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
 Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
 Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
 Склонен принимать на себя ответственность, выводящую за рамки, характерные для его возраста.
 Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
 Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
 Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
 Умеет делать выводы и обобщения.
 Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
 В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
 Склонен фантазировать, старается добавить что-новое и необычное, когда рассказывает о чем-то ужезнакомом и известном всем.
 С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
 Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
 Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
 Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
 Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
 Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
 В свободное время любит читать научно-популярное издание (детские энциклопедии и справочники) делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
 Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
 Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
 Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
 Любит игры-драматизации.
 Быстро и легко осваивает компьютер.
 Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
 Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец листа ответов);
академическая (3-й столбец листа ответов);
художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
музыкальная (5-й столбец листа ответов);
литературная (6-й столбец листа ответов);
артистическая (7-й столбец листа ответов);
техническая (8-й столбец листа ответов);
лидерская (9-й столбец листа ответов);
спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов
11 12 13 14 15 16 17 18 19 210