Вопрос психологу: Что значит одаренный ребенок?


Вопрос психологу: Что значит одаренный ребенок?
Давайте определимся с понятиями. И начнем с самой высшей степени развития одаренности – гениальности.
Гениальность - предполагает врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области.
Гений - это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия.
Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества.
Талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности
Четко разграничивает гении и таланты формула:
"Гений делает то, что должен, талант - то, что может".
Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Формула подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность, его подчиненность своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения поставленной задачи.
Психологическая "формула гения":
гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики
А теперь давайте посмотрим – как понять природу одаренности?
Одаренность - это сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности.
Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому:
нельзя говорить об одаренности вообще, а можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.
В качестве основных сфер проявления одаренности выделяют:
интеллектуальную (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, позволяющих успешно решать различные задачи);
сферу академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знания);
креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем);
общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером);
сферу художественной деятельности (успешность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);
двигательную сферу (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).
При этом выделяют семь относительно независимых видов интеллекта, через которые общая интеллектуальная одаренность становится специальной:
лингвистический, основанный на чувствительности к смыслу и эффективной вербальной памяти;
логико-математический, как способность оперировать категориями, понятиями и символами;
пространственный, как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, оперировать объектами в уме;
телесно-кинестетический, как способность использовать двигательные навыки;
музыкальный - способность исполнять, сочинять и эмоционально воспринимать музыку;
интраперсональный - способность понимать и опознавать собственные чувства;
интерперсональный - способность замечать и различать мотивацию, намерения, темперамент других людей. Часто 6 и 7 виды одаренности выступают вместе.
Все они характеризуют интеллектуальную одаренность в ее специфических проявлениях.
Потенциальная одаренность проявляется и развивается при благоприятных условиях.
В рамках летней смены «Талантливых лицеистов» на базе лагеря «Салют» была проведена работа психолога по выявлению одаренностей учащихся среднего звена. По результатам данной работы все участники смены получили личные характеристики с описанием своих способностей и особенностей личности, а также рекомендации – куда двигаться и дальше и что делать с этими способностями.
Родители учащихся также поделились своими впечатлениями от работы психолога:
- характеристика, которую я получила на своего ребенка на 100% совпадает с его характером (мама ученика 8б)
- деловая игра, которую проводили во время смены талантливых лицеистов вызвала много эмоций у моего ребенка. Он стал анализировать причины и следствия полученных результатов и переносить это на жизнь (мама ученика 8в)
- очень хочется попросить организовать подобную смену еще и зимой (папа ученицы 7е)
Статью подготовила педагог – психолог МБОУ лицея «Технический»к.психол.наук Яковлева Марина Владимировна