Многие учителя даже не берут эту форму работы на урок, так как хотят сохранить тишину и дисциплину. Я тоже за дисциплину, но я ещё и за «здоровый» шум. Если дети нарушают тишину, обсуждая тему или вопрос по теме, я это только приветствую. Они учатся догов


Тема самообразования: Инновационный подход к созданию оптимальных условий для организации самостоятельной деятельности детей с учетом ФГОС
Как распределить роли учеников в группе из 5 человек быстро, удобно и тихо.
В моём классе много детей с лидерским характером. Это часто проявляется на уроках при работе «в группе». Многие учителя даже не берут эту форму работы на урок, так как хотят сохранить тишину и дисциплину. Я тоже за дисциплину, но я ещё и за «здоровый» шум. Если дети нарушают тишину, обсуждая тему или вопрос по теме, я это только приветствую. Они учатся договариваться и выражать свои мысли. Но если шумно от того кто будет главным в группе или кто возьмёт колбу первым и т. д., то это «нездоровый шум». Именно он разрушает главную задачу класса «3-Д «Дружного»» стать одной командой, которая будет уметь договариваться и решать вопросы словами. Встал вопрос, как разделить на группы бесшумно? Ответ подсказала мама, в прошлом тоже учитель, которая придумала такой приём «На коней!» (Те, кто сидит на первой и дальше на нечётной парте, садятся на свои стулья, как на коней, лицом к спинке стула. Получается группа из 4 человек, если есть один за партой, присоединяется к этой группе со стулом.) Таким образом, нет шума от передвижения стульев
Теперь вопрос, как бесшумно разделить роли. Я придумала приём и назвала его «СКРИП». С детьми проговариваю «запоминалку»:
Чтобы в группе не шалить,
«СКРИП» пошёл дела делить!
В это время дети выкладывают 5 цветных карандашей: жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый. Разбирают по одному карандашу (если в группе 4 человека второй карандаш себе берёт «руковододисциплин»)
На доске всегда - расшифровка «СКРИП», рядом с каждой буквой ставлю любой из данных цвет (всегда по-разному) Например:

С – словОчтец (читает задание)

К – конспектОкоммент (записывает ответ, и комментирует запись всем в группе)

Р – руководОдисциплин (следит за выполнением всей работы, отвечает за дис-ну)

И – исследОинструмент (предлагает пути решения задачи)

П – проверкОсоглас (отвечает всему классу, согласовывает ответ с группой)
Таким образом, мы избавляемся от бесполезного шума. Этот приём пока опробирован только на уроках математика и окружающий на этапе урока – закрепление материала.
Моя следующая задача, продумать организацию работы в парах и в группах на других этапах урока и на разных предметах. Создать комфортные условия работы в учебном процессе не только для учеников, но и для учителя. Для активизации работы на уроке, пользоваться различными формами органицации детей и учебного процесса вцелом.