Урок математики 6 класс Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

.

Конспект урока по математике 6 класса
Тема: Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
Технологическая карта


Этап урока
(в соответствии со структурой учебной деятельности)
Деятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
Развиваемые (формируемые) учебные действия




предметные
универсальные

1.Организационный.
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки.
Аутотренинг.


Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.
Настраиваются на рабочий лад.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения
Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.
К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.




2.Мотивационный
Актуализация знаний






Фронтальная работа.
Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.


Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).
Выдвигают предположение о теме урока.
Контролируют правильность ответов, информации, выработки собственного отношения к изученному материалу.
Записывают тему урока в тетрадь.




.Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел.
Л: развитие мотивов учебной деятельности.
Р: целеполагание.
К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

3. Планирование действий по достижению цели.
Фронтальная работа.
Выясняет у учащихся, какие качества необходимы для достижения цели, как достичь цели, какие для этого будут выполнять действия.
Предлагает выполнить лабораторно-практическую работу.
Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность.
Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять этот план.
Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового.
Л : принятие социальной роли учащегося.
Р : составление плана и последовательности действий, прогнозирование результатов и уровня усвоения материала.
К : умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.
П : умение осознанно строить речевое высказывание.


4. Реализация намеченного (изучение нового материала).
Работа в группах.
Предлагает поработать в группах, выполнить практическую работу;
Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику ( стр.58) , сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы,
применяют полученные знания на практике.
Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с одинаковыми и разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров.
Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.
Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.
П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с одинаковыми и разными знаками. Предлагает решить примеры, которые не смогли решить в начале урока.
Предлагает выполнить задания на нахождение ошибок в решении примеров.

Выполняют задания на нахождение ошибок в решении примеров.
Умение применять правило сложения чисел с одинаковыми и разными знаками при проверке решения примеров.
Л:смыслообразование.
Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
П: способность к использованию выведенного алгоритма;

6. Закрепление изученного.
Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками №266 в тетрадях и на доске.
Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске). Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся
Выполняют задания, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.
Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку.
Применять правило сложения чисел с одинаковыми и разными знаками при решении задач.
Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.
Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения заданий, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция своих решений.
П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.
К: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

7. «Творческое применение знаний».
Работа в группах.
Предлагает найти наиболее удобный способ решения примеров в № 267 в несколько действий на применение правила сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел.
Работают в группах, ищут различные способы решения примера, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный.
Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач.
Л: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.
Р: принимать и осуществлять учебную задачу
П: сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение
К: слушать мнение собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

8. Домашнее задание.
Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разно уровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:


Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.
Работают дома с текстом.
Знать правила сложения чисел с одинаковыми и разными знаками, уметь применять их при решении практических задач.
Л.принятие социальной роли обучающегося
Р. Адекватно осуществляют самооценку.
П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения
К.

9. Рефлексия.
Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.
Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.
Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.


Л: независимость и критичность мышления;
Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность
П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.


Содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) представлены отдельными приложениями.


МБОУ «Далайская СОШ №11»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Предмет: математика
Авторы учебника: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.
Класс: 6
Учитель: Ивченко Р. Ф.

Тема урока: « Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел»
( продолжительность урока 45 мин)

Цель урока:
формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи урока: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
Повторить правило сложения отрицательных чисел
тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
повторить и закрепить правило вычисления значения алгебраической суммы ;
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
развивать умения слушать и тактично исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно - практической работы, листы самооценки.


Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I. Организационный этап
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Мы снова вместе в кабинете математики и я рада видеть вас. Один мудрец сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?
«Вы – пытливые ребята! Вы хотите еще многое узнать. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться,
· У меня всё получится.
Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.



Высказывания детей.
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

2 Актуализация знаний.
Разбейте числа, которые вы видите на доске на группы
А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
Даны числа: -15; -2; -17; -9
8; -16; -26; 28
3,2; -1,9; -3,9; 0
а) назовите модуль каждого числа;
б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.
Вычислить, подтверждая действие правилом
-15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3)

-6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11

-456+ 287



Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой?
.

Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.
Откройте тетради и запишите тему урока « Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел»
Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов..

Положительные, отрицательные., ноль;
дробные, целые.
Сравнивать, находить модуль, складывать
Отвечают на вопросы.






Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут.



Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать

Найти правило, которое нам поможет.
формулируют тему.
Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.
Записывают тему урока.
Оценивают себя и одного одноклассника .



3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать?
Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.



Сообща.
Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый
Можно найти в учебнике, в интернете,
Оценивают себя и одного одноклассника.



4. Изучение нового материала

Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с одинаковыми и с разными знаками.
Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
Проверьте себя по учебнику на стр.58.
Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.





Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы.
Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают.


5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Давайте вернемся к примеру -456+ 287
Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

-12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7 47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-9
Не забывайте про самооценку.

проговаривают правило, решают пример.
ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.
Выставляют баллы.

6. Закрепление полученных знаний.
Работа по учебнику: выполнить № 266,267 у доски и в тетрадях.

Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа)
1. Определите знак суммы:
а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19); ж) (+3,7) + (-8,4);
б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300).
Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.
2. Выполните действия: Ответы:
а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21.
б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1.
в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5.
3.Найдите сумму всех целых чисел,
расположенных между числами -5,6 и 3,5.
. 1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.


Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.
Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

7. «Творческое применение знаний» Работа в группах.
Найдите наиболее удобный способ решения.
- 4,8 +3,4 +2,6 -7 - 3,4 + 4,8 + 2 - 1

Выполняют задание в группах.
Проводят самооценку.

8. Домашнее задание.

Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров:
Стр.58 - 59 выучить правило.
№272(а-г), 274(а-г), задача 276 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.
Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера.

Выбирают и записывают домашнюю работу.
Оценивают свой выбор домашней работы.


9. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.
Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника.
Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.


Приложение 2.

Лабораторно-практическая работа в парах

Тема: «Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел»

Задача: Вывести правило сложения чисел с одинаковыми и сразными знаками.

Ход работы: начертите координатную прямую.
С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу:
Пример
Сравнить
Знак суммы
Ответ

-5 + 3=
|-5| |3|



7 + ( -3 )=
|7| |-3|



-4 + 6 =
|-4| |6|



-9 +10=
|-9| |10|



-8 + 3=
|-8| |3|




Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?

________________________________________________________________________________________________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.
Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:
36 +(-33)=
-92 + 12=
15 + (-18)=
-44 +56=
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .
Проверьте себя по учебнику на стр.58 -59.


Приложение 1 Лист самооценки.

№ п/п
Деятельность учащегося
Критерии самооценки
Самооценка
Критерии оценки одноклассника
Оценка одноклассника (Ф. И.)

1
Формулировка темы урока, цели и задач урока
Я сам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.
Я смог определить только тему урока -1 балл.
Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.

Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.
Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 0 баллов.



2
Что я буду делать для достижения цели.
Я сам определил, как достичь цели урока -1балл.
Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл.
Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 0 баллов.



3
Выполнение лабораторно - практической работы в паре.
Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.


Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.



4

Работа в группе по закреплению правила . проверка правильности решения примеров № 266
Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.


Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.



5
Выполнение № 267
Сделал все примеры сам - 2 балла.
Сделал больше половины сам – 1 балл
Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился у доски с заданием - 1 балл.
Не справился у доски с заданием -0 баллов.


6
Выполнение самостоятельной работы
За каждый правильно решенный пример -1 балл

Не оценивается


7
Выполнение творческого задания (работа в группе)
Нашел удобный способ решения -1 балл.
Не нашел удобного способа решения - 0 баллов.


Нашел удобный способ решения - 1 балл.
Не нашел удобного способа решения -0 баллов.



8
Выбор домашнего задания
4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера.


Не оценивается



Поставьте себе оценку: если вы набрали 9-11 баллов - «5» ; 6 – 8 баллов – «4»; 3 – 5 баллов – «3»























15