Статья Учебная ситуация как основа деятельностного подхода


Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода на уроках математики и информатики
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Бернард Шоу
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
При деятельностном подходе – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении школьников.
Благодаря деятельности происходит развитие познавательных процессов у ребенка, поэтому ее необходимо организовывать. А это значит, что задача образования организовать условия, провоцирующие детское действие.
Эти условия могут задаваться и описываться с помощью:
образцов деятельности;
различных методических или дидактических средств;
последовательности выполняемых действий;
особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса;
Можно также использовать понятие учебной ситуации, как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
обнаруживают предмет своего действия;
исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п.;
частично запоминают.
Цель учебной ситуации состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Создание учебной ситуации должно строиться на основе
возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Примеры учебных ситуаций по математике
Измеряем с помощью стандартных единиц
Учащиеся сравнивают размеры детской площадки в шагах и в метрах. пользуясь метровой линейкой.
Учащиеся используют метровую линейку для измерения больших предметов, расположенных в классной комнате: парт, подоконников. Они решают, к какому целому числу метров ближе всего измеренные длины. Умение округлить значительно важнее, чем умение записать размер в метрах и сантиметрах.
Учащиеся с помощью термометра отмечают температуры в различных помещениях школы в разное время дня.
Учащиеся с помощью эталонной массы в 1 кг и весов с двумя чашками сортируют различные предметы, принесенные из дома или имеющиеся в классной комнате на весящие точно 1 кг; больше, чем 1 кг, и меньше, чем 1 кг.
Учебную ситуацию можно создать, а можно перевести из учебной задачи. Для этого надо продумать содержание учебной задачи; продумать её «аранжировку» и поставить задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали учащихся на активное действие, создавали мотивацию учения.
Пример перевода учебной задачи в учебную ситуацию на уроке математики:
Тема «Единицы измерения времени». Учебная задача: выполнить сложение величин 2 часа 15 мин + 51 мин. Учебная ситуация: Занятия в школе начинаются в 8:00. В предпраздничные дни уроки сокращены. В первых классах проводятся 3 урока продолжительностью 35 минут. Перемены по 5 минут. В какое время закончатся уроки у первоклассников?
Тема «Площади и объемы» (5 класс). Учебная задача: Найти площадь прямоугольника, длина которого 6 м, а ширина – 4 м. Учебная ситуация: В квартире две комнаты. Длина и ширина одной из комнат 6 м и 4 м, а другой – 5 м и 4 м. Сколько потребуется краски, чтобы выкрасить пол в этих комнатах, если на окраску 1 кв. м. пола расходовать 100 гр. краски?
Создание учебной ситуации предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
Также интересны для детей учебные ситуации созданные виде проблемы. Учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.
Данные приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.
Приемы создания проблемной ситуации на уроке
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
Рассмотрим еще примеры приемов постановки учебной ситуации, которые обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках информатики.
Прием первый: обращение  к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в Базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.
По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию Базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например: подарок маме «Справочник кулинарных рецептов». Источником информации служат записные книжки  мам.  Такая База данных позволяет надёжно сохранить и быстро найти в домашнем компьютере любой рецепт.
Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.
Второй прием: ролевой подход и  деловая игра.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Пример 1: На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических структур  в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Предлагаем ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:
цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром)(команда исполнителю: «Сделай пять приседаний!»);цикл с предусловием(команда исполнителю: «Пока есть силы, приседай!»);цикл с постусловием(команда исполнителю: «Приседай, пока не устанешь!»).Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических  структур и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.
Пример 2: Урок в 9-м классе. Тема «Массивы». Для усвоения понятий «информационный массив», характеристики массива  и операции над элементами массива в роли элементов выступают учащиеся класса. Они сами дают имя массиву (например, «9 А»).  Каждому присваивается свой номер в массиве (индекс). По команде учителя ученик по индексу называет значение элемента (например,  свою фамилию, если массив имеет строковый тип;  или свой рост, если тип числовой и т.д.). В результате выполнения операций над массивом ребята перестраиваются по возрастанию, убыванию и т.д. Затем уже без особых проблем описывают массив и операции над ним,  используя знаковую форму представления информации.
Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни.  
Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока. На уроках в старших классах можно использовать такие ролевые игры, как «Создание малого предприятия», «Социологический опрос»  и т.д., в ходе которых учащиеся выполняют и защищают проекты.
Третий прием: решение нестандартных задач.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации », учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в  существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению.  Для повышения интереса к изучению этой темы можно использовать следующие задачи:
Пример 1: «Узнай знак зодиака»
В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.
При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям.
Пример 2: «Шифр Цезаря»
Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)Для  психологической разрядки на уроках, требующих сосредоточенности и больших умственных усилий  использую задания, позволяющие ненадолго переключиться на другие области знаний.
Пример 3. «Опознай пословицу»
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале.
1.     Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)
2.     Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
3.     Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)
4.     Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
5.     Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)
 
 Четвертый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.
Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.
Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике. Проекты бывают продолжительностью на 1 урок или несколько. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы.
Пример: В 11 классе при изучении темы «Модели статистического прогнозирования» исследовательский проект «Прогнозирование численности населения села Нармонка».
Этапы моделирования:
1.     Постановка задачи, определение необходимых исходных данных     для компьютерного моделирования.
2.     Поиск информации о численности населения села Нармонка за последние 10 лет.3.     Создание табличной модели исходных данных в программе MS.Excel4.     Сознание графической модели динамики численности населения  с. Нармонка.
5.     Определение типа графической модели.
6.     Запись математической модели, соответствующей графику.
7. Вычисление коэффициентов математической модели с    использованием функций Excel.
8.     Тестирование модели на известных значениях численности.
9.      Корректировка модели.
10.Прогнозирование численности населения с использование    созданной математической модели.
11.   Анализ результатов.
Работа над проектом и результаты прогноза вызывают большой интерес у учащихся. Данные прогнозирования и реальная численность каждый год сравниваются и анализируются.
Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких  тем, как «Компьютерная  графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам по различным предметам, различным конкурсам и спектаклям.
Такие приемы постановки учебной ситуации обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.
Итак, с помощью учебных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
Самостоятельный поиск новой информации.
Самостоятельная работа с учебником.
Овладение навыком решения задачи.
Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
Развитие личностных качеств.
Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
Решение проблемы психологического комфорта на уроках.