Выступление к презентации на тему Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода


Организация учебных ситуаций как способ реализации
деятельностного подхода.
Слайд №1
Введение Федерального государственного стандарта начального общего образования повлекло за собой пересмотр традиционно сложившейся системы работы начальной школы: общих подходов к проектированию образовательного процесса, способов организации учебной деятельности, структуры урока.
На первое место ставим заповедь – знание мертво, пока оно не становиться предметом деятельности. Как только ученик начинает действовать со знанием, т.е. применять его в различных ситуациях, в знакомой, совсем незнакомой, в творческой ситуации, знание оживает. И оно становится уже его собственным знанием, не чужим, а своим собственным.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется).
Обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Слайд №2
Особым компонентом урока или учебного занятия становиться учебная ситуация, которая представляет собой не просто промежуток учебного времени, когда учащиеся решают предложенные учителем учебные задачи, а «оболочку» учебной деятельности ребенка. Учебную ситуацию нельзя рассматривать вне деятельности ребенка, она является обстановкой познавательной активности.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Продолжительность учебной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. Использование учебной ситуации на уроке или внеурочном занятии способствуют открытию знания в разных областях на всех ступенях образования.
Слайд №3
Структурные части учебной ситуации
Учебная ситуация - особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, обращаясь к известному материалу, личному опыту, художественному произведению, когда учащийся проверяет свои умения и выявляет для себя их недостаточность в новой ситуации учения. Исследуют предмет своего действия с помощью разнообразных учебных действий: анализа, выявления противоречий, выдвижения предположений о возможных способах их устранения, когда учащийся проводит обследование предмета своего действия, определяет его незнакомые характеристики. Преобразуют предмет своего действия воздействуя на предмет, проверяя предложенные способы их устранения, выбирают более рациональный, когда учащиеся преобразует свои умения в соответствии с новой ситуацией учения. Формируют выводы, свидетельствующие о понимании и запоминании – проверка и самопроверка достижения результата, сравнение достигнутого результата с планируемым, определения места и роли достигнутого результата в жизни, в копилке собственных учебных действий.
Слайд №4
Проектирование учебного процесса означает:
-определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи,
-отбор учебного материала
-определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
-прогнозирование возможных действий детей.
Слайд №5
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом–   возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
–   специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
–   меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Слайд №6
Эффективным способом реализации учебных действий является работа над проектом, структура которого, как это видно из таблицы совпадает со структурой учебной деятельности.
Слайд №7
Пример учебной ситуации. Фрагмент урока окружающий мир, 1класс, программа «Школа 2100», тема: Наши помощники органы чувств.
Загадка: «Один говорит, двое глядят, да двое слушают». Что это такое?
-Достаточно ли нам этих органов чувств для познания мира? (обнаружение)
Учитель выдает закрытые коробочки (по две на парту) с маленькими отверстиями. Дает инструкцию: не открывая коробочки, определить, что находится внутри.
Проведем игру «Волшебный мешочек». Узнайте, что в нем?
Дети ищут способ действия для определения предметов в коробочке и в мешочке.
(исследование)
Читают текст в учебнике: Кожа помогает человеку ощущать изменение температуры и боль, нос – определять запах (преобразование).
-Чем для нас являются наши органы чувств? НАШИ ПОМОЩНИКИ (вывод).
Слайд №8
Определить начало и завершение учебной ситуации, ее структурные части по предложенной таблице.