Конспект на тему История возникновения цифр

Муниципальная казенная общеобразовательная организация
«Красноармейская средняя общеобразовательная школа»




Тема работы:
История возникновения цифр






Работу выполнила:
Максимова Татьяна Владимировна








2015
Содержание
Введение.
1. Из истории возникновения чисел
2. Как считали древние люди
3. Цифры у разных народов
4. Цифры нашего времени
5. Заключение
6. Приложения
7. Литература


Введение
С самого раннего возраста человек сталкивается с необходимостью считать. Однако, научившись считать, люди мало знают о том, откуда появились числа, кто придумал использовать ту или иную форму записи числа. Проведенный мною опрос показал, что некоторые обучающиеся нашего класса, а также наши родители не смогли дать ответ на вопрос: « Как и где возникли первые числа?». Встречаясь с цифрами на каждом шагу, мы настолько привыкли к их существованию, что вряд ли задумываемся, а откуда же они взялись. А, между прочим, история их возникновения чрезвычайно увлекательна. Поэтому я решила изучить историю возникновения чисел и представить полученный материал другим обучающимся, который можно так же использовать на уроках математики.
Цель: Узнать историю возникновения цифр
Задачи:
1.Изучить имеющуюся литературу по теме.
2.Определить, как появились цифры
3.Выяснить, как считали древние люди, которые не знали цифр.
4.Собрать информацию о цифрах других народов
В современных условиях очень важно каждому человеку правильно понимать законы чисел. Числа – являются необходимой частью математики. Отсюда-актуальность темы.

1. Из истории возникновения чисел
Учится считать, люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Что бы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади , четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь». Он мог показать числа на пальцах рук.

2. Как считали древние люди
Сначала былипальцы. Весьма универсальное, удобное и сподручное средство для счёта. Его используют и до сих пор, правда, лишь в том случае, если нужно показать небольшое, ограниченное одним десятком число (здесь учитываем лишь возможности рук, пальцы ног не в счёт).
Пальцы сыграли немаловажную роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая поменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого вальца его руки нужно положить шкуру. Одна пятерня означала 5, две – 10. Не удивительно, что очень быстро назрела потребность в других, более совершенных символах счёта. Когда рук не хватало, вход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем что дала им сама природа, - собственной пятерней.

3. Цифры у разных народов
На протяжении истории каждый народ писал числа, считал и вычислял с их помощью. У разных народов было свое, определенное написание чисел (см. приложение 1).
Первое подобие цифр возникло около пяти тысяч лет назад в Египте и Месопотамии и представляло собой засечки на дереве или камнях. Египетские жрецы использовали для письма папирус, а в Месопотамии для этих целей служила мягкая глина. Единица изображалась колом, десяток как бы парой рук, сотня свернутым пальмовым листом, тысяча цветком лотоса, символом обилия, сто тысяч лягушкой, так как лягушек было очень много во время разлива Нила (см. приложение 2).
Не всем для записи чисел понадобилось столько символов. Например, майя в первом тысячелетии нашей эры писали любое число, используя лишь три знака: точку, линию и эллипс (см. приложение 3). Точка означала единицу, линия имела значение пяти, а эллипс, находясь под любым из этих знаков, увеличивал его значение в двадцать раз. Подобная минимизация отнюдь не приводила к упрощению записи: для обозначения того или иного числа приходилось использовать длинные ряды символов.
Следующий этап в истории цифр принадлежит древним римлянам. Изобретенная ими система исчисления основана на использовании букв для отображения чисел (римские цифры). Но это было очень не удобно - записи длинные, умножение и деление в письменном виде производить было невозможно. Все действия надо производить в уме. Даже чтобы прочитать число, нужно устно складывать или вычитать потому, что каждая римския цифра означает всюду, где бы она ни стояла, одно и то же число (см. приложение 4).
4. Цифры нашего времени
Современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение. Хотя арабы в свою очередь заимствовали их у индусов, видоизменив их и приспособив к своему письму. Характер написания каждой из девяти арабских цифр хорошо прослеживается, если записать их в «угловатой» форме (см. приложение 5). Количество углов каждой цифры соответствует количеству, которое эта цифра обозначает. Привычные, нам формы цифр, более округлые. Это влияние скорописи: так цифры записывать быстрее и удобнее (см. приложение 6).
Десятичная система, которой широко пользуется в настоящее время во всем мире, более совершенна. Вместо палочек, взятых от одной до девяти, используют цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Для обозначения десятков, сотен и т.д. не нужны новые значки, так как те же цифры используют и для записи десятков, сотен и т.д. Одна и та же цифра имеет различные значения в зависимости от места (позиции), где она записана. Благодаря этому свойству современную систему счисления называют позиционной. Десятичная позиционная система счисления позволяет записывать сколь угодно большие натуральные числа.
Народы пришли к этой системе постепенно. Она зародилась в Индии в V веке . В IХ веке ею уже владели арабы, в Х она дошла до Испании, а в ХII веке появилась в других странах Европы, но широкое распространение получила в ХVI веке. Долгое время развитие позиционной системы счисления тормозилось отсутствием в ней числа и цифры нуль. Только после введения нуля система стала совершенной.
Сейчас мы постоянно пользуемся числами. Используем их, чтобы измерять время, покупать и продавать, звонить по телефону, смотреть телевизор, водить автомобиль. К тому же у каждого человека есть различные числа, идентифицирующие лично его. Например, в удостоверении личности, в банковском счете, в кредитной карточке и т.д. Более того, в компьютерном мире вся информация, и этот текст в том числе, передается посредством числовых кодов.
Мы встречаемся с числами на каждом шагу и настолько к ним привыкли, что почти не отдаем себе отчета, насколько важную роль они играют в нашей жизни. Числа составляют часть человеческого мышления.

5. Заключение
В ходе выполнения данной работы, мною были прочитаны, рассмотрены книги и сайты об истории чисел и цифр. Я узнала как люди научились считать , как появились цифры которые мы используем в нашей жизни.
Изученный материал я обобщила и предоставила своим одноклассникам.

6. Приложения Арабские цифры, используемые в арабских странах Африки (кроме Египта)
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Римские цифры

I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX

Индо-арабские цифры, используемые в арабских странах Азии и в Египте

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Персидские цифры

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Индийские цифры (в письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), используемые в Индии

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·













Цифры в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·













Цифры в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Цифры в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·




Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4
1
I
10
X
100
С

2
II
20
XX
200
СС

3
III
30
XXX
300
ССС

4
IV
40
XL
400
CD

5
V
50
L
500
D

6
VI
60
LX
600
DC

7
VII
70
LXX
700
DCC

8
VIII
80
LXXX
800
DCCC

9
IX
90
XC
900
CM



Приложение 5



Приложение 6
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Используемая литература:
1.Сайт- Википедия
2.Сайт –BF.ru
3.Сайт Библиофон [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Сайт OSSBE http://ossbe.com/community/1136/posts/38461/









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115





15