Коррекционно-развивающие упражнения и иры на развитие внимания и памяти на уроках географии


-610235-10795000
Мы пришли запоминать,
Нашу память упражнять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем вспоминать!
Тренировка зрительной памяти.
Игра «Что изменилось?»
На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов.
Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.
Игра «Ищи безостановочно».
В течение 15 – 20 секунд найти на карте (слайде) как можно больше условных знаков полезных ископаемых, условных знаков плана местности и. т. д.
Игра «Слова».
Записать как можно больше слов, относящихся к темам:
«Вода»: родник, море, река, дождь, и т.п.
«Пустыня»: барханы, верблюд, оазис, и т.п.
Игра «Запоминаем слова».
Игра проводится в парах.
Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листе 5-6 слов по теме.
Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через определённое время (1-2 мин.) участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.
« Какого предмета не хватает?»
На одной странице (карточке) расположено несколько рядов разных предметов (животных, растений ). На другой странице в каждом из рядов какого-либо предмета не хватает. Ребенок должен запомнить предметы на первой странице, а затем ответить на вопрос, «Какого предмета не хватает на второй странице».
Или: на одной странице пишутся географические объекты, словарные слова и т.п. На другой странице одного названия не хватает. Ребёнок должен запомнить названия на первой странице, а затем ответить, какого названия нет не хватает.
Упражнение «Трудное – запомни»
Учитель показывает ученикам на 25 – 30 сек. десять слов с трудным написанием и убирает их (можно написать на доске и потом их закрыть). Затем под диктовку ученики пишут эти слов на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Затем правильность написания слов проверяется. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.
Упражнение «Словообразование»
Образуйте как можно больше слов из слов по теме урока. Совсем не обязательно, чтобы в новых словах было столько же букв как и в заданных. К примеру: промышленность – ром, мышь, пот, нос, мел и т.д. Можно при выполнении этого упражнения ввести и соревновательный момент, посостязаться с партнерами на время, на самое длинное слово.
Упражнение «Я - фотоаппарат»
Учащийся в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе, слайде, иллюстрации. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Упражнение «Пропущенная буква»
Вариант 1. Учитель предлагает учащимся представить такую ситуацию. Если какая-то буква, допустим «л», исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например:
коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).
А теперь учащимся необходимо определить, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочитать их правильно:
потет, коидо, инг, штоа, пата, кышка.
Составьте таким образом небольшой рассказ и попросите «перевести его на русский язык».
Предложите перевести его товарищам с условием, кто быстрее.
Игра «Разрезанные картинки»
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки по изучаемой теме урока. .Одна целая, другая -разрезанная по линиям.
Задание: собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а картинку собрать по памяти.
«Географические силуэты»
Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём особенности, чем известен?
Задание «Узнай страну по описанию»
На доске под номерами написаны названия стран (кол-во определяет учитель). Учащиеся читают их, фиксируют в памяти, затем надписи закрываются (можно оставить только контуры стран), а учитель задает вопросы, ответы на которые ученики прописывают в тетрадях. Задание стимулирует познавательный интерес, развивает зрительную память, внимание, способствует лучшему запоминанию карты.
1)Австрия 2) Швейцария 3) Греция 8) ФРГ
Возможные вопросы:
- Эта горная страна не имеет выхода к морю. Специализируется на производстве оптического оборудования, часов. Особую роль в экономике играют банковские услуги.( 2 )
- Государственный язык - немецкий. Столице этого государства, расположенной на крупной судоходной реке, И. Штраус посвятил один из известных своих вальсов. (1)
- Страна расположена на юге Балканского полуострова. Самая высокая гора – Олимп. Страна древней культуры. Наиболее развита лёгкая, пищевая промышленность, туризм.
-Страна-лидер в регионе. Специализируется на производстве автомобилей, станков, бытовой техники. Очень хорошо развита химическая промышленность. Символом страны являются Бранденбургские ворота, находящиеся в её столице.
Города:
1.Этот город расположен у подножия горного массива Витоша. Одно из самых древних строений города-церковь Святой Софии. Много красивых площадей, на одной из них стоит памятник русским воинам, освободившим в 19 веке страну от турецкого ига. (София)
2.Название какой европейской столицы переводится как «купеческая гавань»? (столица Дании – Копенгаген).
4. Город – столица, стоит на берегах реки Сена. Достопримечательности: Лувр, Эйфелева башня, Триумфальная арка, проспект Елисейские Поля. Центр «высокой моды» (Париж)
5. Крупнейший город страны, расположенный на реке Шпрее. В годы 2 мировой войны был разрушен на 80%, несмотря на это сохранились Бранденбургские ворота, здание Оперного театра. В городе находится знаменитый на весь мир зоопарк. (Берлин)
Тренировка слуховой памяти.
Упражнение «Гуляем по зоопарку»
Учащийся закрывает глаза и представляет, что он в …(по теме) например, в тундре. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, тюлень, лемминг, северный олень …
Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает.
Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам.
В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.
Послушайте два раза следующие ряды слов и постарайтесь их запомнить.
Роза, розовый, ранить, я, яблоко, яркий, янтарь, читать, чтение, чистый. Вспомните все услышанные слова и попытайтесь ответить на вопросы:
а) Сколько всего слов ты услышал? (10)
б) С каких букв они начинались?
в) Какие были названы прилагательные?
г) Какое слово состояло лишь из одной буквы?
«Три слова»
Это задание для тренировки слуховой памяти. Работают два ученика. Один называет ряды из трёх слов. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, а второй ученик произносит два остальных:
* Польша, Чехия, Словакия;
* Уголь, олово, медь;
* Река, озеро, пруд;
* Ветер, дождь, снег;
Игра «Цепочка слов».
А) Зачитываются слова. Учащиеся должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают (называют) второе.
Материал для запоминания можно подготовить по теме урока): 1. зима-снег, родник-вода, холм - гора, гора-вулкан, Париж - Сена, Италия - Рим, и т.пБ). Детям предлагается запомнить тройки слов, которые учитель называет один раз:
Земля, Марс, Венера;
Африка, Австралия, Антарктида;
Исток, русло, устье; и т.п.
Проверка. Учитель читает только первое слово в каждой строке, а второе и третье вспоминают и произносят дети.
“Астрономическая считалка” А.Усачева поможет запомнить расположение планет Солнечной системы:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Игра «Чудесные слова».
Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время повторяют только первые слова пар, а вторые ребёнок должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребёнка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
Игра “Раз! Два! Три!”
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит , то он выбывает из игры.
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
Игра на внимание и память «Принеси мне…
На доске крепятся картинки, знаки по теме. Учитель говорит «Принеси мне…
Например;
1.Зайца, лису, медведя, волка
2.Подсолнечник, кукурузу, пшеницу, гречиху
3.Торф, нефть, газ, каменный уголь
«Геоалфавит».
В этой игре может быть несколько вариантов.
1.Задаются вопросы на географическую тему, ответы начинаются с одной буквы.
Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
Назовите столицу европейского государства. Париж.
Какая река протекает в Южной Америке? Парана.
Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.
Какую вы знаете горную страну? Памир.
Назовите известный вам канал. Панамский.
2.Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.
Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.
Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.
«Пароль»
Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.
«Кто больше запомнит»
Первый участник называет слово по теме. Например, снег. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, снег, ветер. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (снег, ветер) и произносит свое: гроза. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов.
Развиваем ассоциативную память.
-Напишите к словам (по теме) определения, не забывая, что русский язык - самый богатый язык в мире. Он дает возможность точно и красиво описать любое явление. Например, утро может быть ранним, туманным, свежим, солнечным, ненастным, долгожданным... Помните, что ни одно определение у вас не должно повторяться.
НЕБО -
ВЕТЕР -
СНЕГ –
А теперь давайте проверим, сможете ли вы, не подсматривая, написать исходное слово около определеДвигательная память
Игра «Делай, как я».
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом уч-ся совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Игра «Повторяем движения».
Участники игры стоят в кругу. Учитель в центре. Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторять, кроме одного, двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в стороны» - топать ногами. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.