Этапы процесса реабилитации и создания Книг памяти жертв политических репрессий


Этапы процесса реабилитации и создания Книг памяти жертв политических репрессий.
Последствия беззаконий политических преступлений, проводимых советским руководством, рано или поздно, наше общество и государство должны были преодолеть. Преступления возникали на почве злоупотреблений властью. Общественно-политическая актуальность темы реабилитации граждан, ошибочно и безвинно репрессированных по политическим и другим мотивам, очень тесно связана с задачей более полного раскрытия сущности тоталитаризма и освобождения общества от его деструктивного наследия.
Необходима комплексная работа:
по преодолению стереотипов, которые остались от административно-командной системы,
по формированию новой нравственности и правового сознания граждан, без которых невозможно создание атмосферы уважения к человеку,
создание единого всеобъемлющего механизма защиты прав и свобод человека.
Именно реабилитационная политика легла в основу морального и правового возрождения советского общества.
Четко видно, что реабилитация обращена не только в прошлое, но и в будущее. Явные случаи ошибочного привлечения к юридической ответственности нельзя исключить из правоприменительной практики. Следовательно, будет постоянно возникать потребность в реабилитации невиновных граждан. Все это обусловливает необходимость всестороннего исторического и теоретико-правового исследования института реабилитации, вопросов обеспечения его практической реализации, а также разработок конкретных предложений по формированию эффективного механизма принятия решений по широкому комплексу проблем в этой области.
На данный момент, в научной литературе нет единого мнения об этапах восстановления прав и свобод бывших политических заключенных.
В свою очередь, опираясь на периодизацию, представленную Петровым А.Г., Путилова Е.Г. разделила процесс реабилитации жертв политических репрессий на три этапа.
Началом первого можно считать принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии». А в мае 1954 г. Генеральный прокурор СССР Руденко Р.А, принял решение пересмотреть все уголовные дела на лиц, которые осуждены за контрреволюционные преступления и отбывают наказание в лагерях, колониях и тюрьмах, а также находятся в ссылке на поселении. Для этого создавались комиссии в республиках, краях, областях. Тогда было реабилитировано около 800000 человек. Началась публикация некоторых воспоминаний репрессированных, художественных произведений, связанных с темой репрессий. Уничтожались памятники Сталину, но памятных знаков в местах репрессий не появилось.
«Никто всерьез не ставил вопрос об увековечении памяти жертв репрессий. Бывшие соратники вождя совсем не мечтали о серьезном переосмыслении советского прошлого, которое могло высветить их действительную роль в политике репрессий. Уже к середине 1960—х годов тема была снова закрыта, запрещены всякого рода разоблачительные публикации и написание «Архипелага ГУЛАГ» А.И.Солженицыным было делом тайным и опасным. Однако, благодаря газетным и книжным публикациям, пусть и в ничтожно малом масштабе, выборочно было восстановлено доброе имя сотен граждан СССР».
Второй импульс официальной реабилитационной политике был дан в период «перестройки» на январском пленуме ЦК КПСС, и в частности, образованием 28 сентября 1987 года Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов.
Летом 1987 года сформировались первые инициативные группы движения «За увековечение памяти о жертвах репрессий». Еще задолго до этого отдельные активисты будущего движения – Юрасов Д. из Москвы, Ростальный В. из Чернигова, Перченко Ф. из Ленинграда, Кушнер Д. из Куйбышева собрали данные о более чем 200 000 жертв террора. 28 сентября 1987 г. по решению ЦК КПСС была создана комиссия Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40-х - начала 50-х годов. Затем, после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. о восстановлении прав жертв политических репрессий началась широкомасштабная реабилитация репрессированных. Факт массовых политических репрессий был официально признан. Это позволило получить доступ к данным о жертвах репрессий. А 28 июня 1989 г. принято постановление Политбюро ЦК КПСС «Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов».
В 1989 г. движение «Мемориал» охватило более 180 городов СССР. 29 января 1989 года в Москве было создано Всесоюзное историко-просветительское общество «Мемориал». Одной из главных его уставных задач стала работа по увековечению памяти жертв репрессий.
К этому времени работа по реабилитации граждан СССР заметно продвинулась вперед. С 1987 по 1990 год восстановлена справедливость в отношении 1 043 750 человек.
Принятый 18 октября 1991 г. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" ознаменовал начало третьего этапа, который характеризуют как период «массовой реабилитации». На основании данного Закона должна проводиться процедура реабилитации всех оставшихся категорий жертв необоснованных репрессий; а государство должно заняться восстановлением нарушенных прав этих граждан, возместить ущерб, причиненный незаконным применением к ним политических репрессий.
Данный закон и последующие законы, и нормативные акты привели к рассекречиванию инструкций и приказов, послуживших основанием для массовых репрессий. В тексте закона 1991 года был определен порядок публикации списков реабилитированных.
«Роль «мемориальского» движения в процессе реабилитации возросла. Работу парламентской комиссии по реабилитации возглавили активисты «Мемориала». В связи с этим многие из них (например, Н.Охотин, А.Рогинский, Н.Петров, И.Чухин) получили доступ к архивным материалам КГБ-ФСБ и МВД, связанным с репрессиями. Благодаря рассекречиванию, раскрываются архивы спецхранов и становится доступным для всех исследователей архив ГУЛАГа. По решению президента РФ началась передача фондов прекращенных дел из КГБ-ФСБ в государственные архивы. Так постепенно создается основа для написания первых Книг Памяти. И они не замедлили появиться.
В Российской Федерации отсутствует единая государственная программа увековечения памяти репрессированных. С началом деятельности Комиссий по восстановлению прав реабилитированных и выходом в свет Закона о реабилитации жертв политических репрессий планировалось, что именно комиссии будут инициаторами деятельности различных государственных и общественных организаций по увековечению памяти репрессированных».
В «Положении о комиссиях», в частности, говорилось: «…координирует работу государственных органов управления, общественных организаций, объединений граждан, пострадавших от политических репрессий, по реабилитации, предоставлению льгот, восстановлению прав реабилитированных и увековечению их памяти, розыску и содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения… организует ведение книг памяти, публикацию списков и сообщений о реабилитации конкретных лиц в органах печати».
В 1992 году была создана Комиссия при президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий. Одна из задач Комиссии определялась как «…полное и всестороннее изучение, анализ и оценка политических репрессий… информирование общественности о масштабах и характере политических репрессий».
В начале своей деятельности комиссии достаточно активно публиковали списки реабилитированных граждан и отчасти помогали решать вопросы о создании памятных знаков в местах репрессий. Глава Комиссии при президенте Яковлев А. Н. (публицист, академик РАН, российский, советский политический и общественный деятель, один из главных идеологов, «архитекторов» перестройки) создал фонд «Демократия», который в 1997 году основал серию публикаций «Россия. ХХ век. Документы». Главной задачей этой серии стала публикация документальных материалов о практике тоталитаризма в СССР.
Однако Комиссии по реабилитации не стали главными центрами увековечения памяти репрессированных. Они были поглощены в первую очередь контролем работы по реабилитации и защите прав репрессированных. «В 2001 году в рамках проекта «Возвращенные имена» был проведен мониторинг состояния работы над Книгами памяти в пределах России, Украины, Казахстана и частично Беларуси. Он выявил следующую картину: из 88 организаций в России, занимающихся подготовкой Книг памяти, только 19 — Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (КПВРЖПР). В целом этой работой занято 39 общественных (в том числе 15 «Мемориалов», 15 Ассоциаций жертв политических репрессий) и 49 государственных организаций (ФСБ, МВД и Прокуратура — 14; Архивы — 10, КПВРЖПР — 19 и т. п.)».
Огромную роль в подготовке материалов для Книг памяти, публикации списков реабилитированных играют по сей день подразделения ФСБ, МВД и прокуратуры, отделы спецфондов. Лишь в небольшом количестве изданий основой сведений по персоналиям репрессированных являются анкеты, разработанные независимыми исследователями или профессиональными архивистами.
В некоторых республиках (Татарстан, Калмыкия, Башкирия и др.) и областях (Свердловская, Псковская, например) создание Книг памяти и памятных знаков в местах захоронений происходит в рамках отдельных правительственных и административных постановлений.
Кириллов В. М. (доктор исторических наук, занимающийся историей репрессий и правозащитного движения) выделяет несколько этапов в процессе создания Книг Памяти:
первый этап - период с середины 1980-х по 1991-й годы был временем создания списков репрессированных из различных неофициальных, полуофициальных и официальных источников. Юрасову Д.Г. (политолог, историк-архивист, основное направление деятельности: установление имен погибших во времена репрессий), например, помогла работа в архиве, располагавшем сведениями о репрессиях, большинство энтузиастов-общественников, историков-краеведов и журналистов черпали сведения из воспоминаний жертв репрессий, различных документальных сборников и публицистики.
Первая генерация Книг памяти, основанных на полуофициальных источниках информации, появляется в первой половине 1990-х годов. В качестве примера: Пашков А.М. Боль и память.; 37-й на Урале//Сост. Адамова Л.Г.; Назвать поименно: Свидетельствуют жертвы и очевидцы сталинского террора//Сост. Хазанов М.А.; Возвращение памяти//Ред.-сост. Павлова И.В.; Боль людская: Книга памяти томичей, репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов. Т. 1//Сост. Уйманов В.Н., Петрухин Ю.А.; Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью; Расстрельные списки. Вы. 1: Донское кладбище, 1934-1940.; Книга памяти ссылки калмыцкого народа. Т.1: Ссылка калмыков: как это было: Сб. док. и материалов; Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской области; Книга памяти: Посвящается тагильчанам-жертвам репрессий 1917-1980-х годов и другие.
Второй этап - 1991 – середина 1990-х годов. После издания закона о реабилитации 1991 года, создания Комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, списки стали поступать из КГБ-МБ-ФСБ и прокуратуры. Они публиковались в газетах, передавались в руки представителей общественных организаций – «Мемориалов», «Ассоциаций жертв политических репрессий». Лишь очень немногие члены этих организаций получили доступ в архивы КГБ-ФСБ и имели возможность знакомиться с подлинниками документов о репрессиях, проверять на их основе списки, попавшие в их руки. Появились первые издания книг, посвященных жертвам репрессий, где публиковались имена репрессированных, узнанные различными путями в предыдущий период времени.
Третий этап в создании и публикации списков репрессированных – середина 1990-х - начало 2000-х гг. Длительная подготовительная работа, поиск финансовых ресурсов, развитие реабилитационного законодательства привели к настоящему прорыву в решении проблемы увековечения памяти. Издание Книг памяти стало массовым явлением. Кроме вышеназванных центров предыдущего периода, Книги памяти изданы в десятках новых областных и республиканских городов. В 1995 году Книги памяти вышли в Кемерово, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Ставрополе. В 1996 – Республике Алтай, Белгороде, Курске, Пскове, Республике Марий-Эл, на Сахалине, в Ульяновске, Чите. В 1997 – Башкортостане, Иванове, Кабардино-Балкарии, Карелии, Липецке, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Самаре, Томске. В 1998 – Алтайском крае, Иркутске, Республике Коми, Оренбурге, Перми, Хабаровске. В 1999 – Архангельске, Магадане, Свердловске, Туле, Тюмени, Республике Хакасия. В 2000 – Астрахани, Кирове, Республике Мордовия, Москве, Омске, Республике Татарстан, Твери, Чите. В 2001 – Благовещенске, Владимире, Республике Удмуртия. В 2002 – Республике Ингушетия, Республике Карелия, Кургане.
Теперь списки готовились намного тщательнее, проходили длительную предиздательскую подготовку-сверку, наряду с ними публиковались уникальные документы карательных органов мест репрессий, составлялись статистические таблицы, характеризующие социальный портрет репрессированных. Кроме кратких биограмм, авторы книг старались восстановить полную картину жизни людей, попавших под каток репрессий, от рождения и до смерти.
А в 1996 г. в Москве был создан Музей и общественный центр имени Сахарова А.Н. (советский и российский историк, доктор исторических наук (1982), профессор (1988), член-корреспондент РАН с 7 декабря 1991 года по Секции гуманитарных и общественных наук (история России). Директор Института российской истории РАН (1993—2010). Член Союза писателей России), который принял программу «Память о бесправии». Задача этой программы – содействие сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима. Программа включила в себя пять проектов: «Мартиролог расстрелянных в Москве и Московской области в годы массовых репрессий», «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы», «Памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий, установленные на территории бывшего СССР», «Репрессированные художники и искусствоведы», и ежегодный семинар для учителей «история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».
Последнее десятилетие выявило серьезные проблемы в вопросе увековечения памяти репрессированных в условиях отсутствия единой государственной программы в России и межгосударственных программ в пределах бывшего СССР. Одна из них — кого следует считать жертвами политических репрессий, и каким категориям репрессированных уделять первоочередное внимание при составлении Книг памяти. Другая — проблема доступа к информации о репрессированных исследователям и создателям баз данных из общественных организаций. Из этого вытекают проблемы взаимодействия общественных и административных структур в создании Книг памяти, централизации и унификации материалов архивов; создания унифицированной программы формирования баз и банков данных; организации и финансирования работы по созданию единого банка данных в пределах России и других постсоветских государств. В этих условиях в 2000 году оформилась новая общественная программа увековечения памяти репрессированных, немного позднее получившая название «Возвращенные имена».
Четвертый период в создании книг памяти 2001-2003 – 2005-2006 гг. По мнению Кириллова В.М., это, пожалуй, один из самых благоприятных моментов в деятельности издательских коллективов, когда сложилась возможность интеграции их усилий. Во многом это связано с международным проектом «Возвращенные имена» и усилиями многих центров, занимающихся проблемой увековечения памяти, по созданию электронных банков информации. Именно в это время Международное общество «Мемориал» выпустило ныне хорошо известные компакт-диски с данными о репрессированных. Третий диск «Жертвы политического террора в СССР» включил в себя более 1 340 000 имен репрессированных. Огромное значение имела электронная публикация такого источника, как «Сталинские расстрельные списки».
В 2000 г. совершен прорыв в изучении истории репрессий против немецкого этноса в СССР – принята программа «Gedenkbuch», вышли первые Книги памяти, посвященные немцам-трудармейцам.
И последний, пятый, по времени период: 2005-2013 гг. и в перспективе. Он отмечен многими негативными тенденциями: свертыванием государственной реабилитационной политики под предлогом исчерпанности проблемы (закрытие Комиссий по содействию реабилитации жертв политических репрессий, сокращение должностей заместителей прокуроров, занимающихся вопросами реабилитации, сокращение отделов реабилитации при Информационных центрах УВД областей); принятием нового закона об архивах в 2004 г., резко ограничившего доступ к личным делам репрессированных на основании принципа защиты тайны частной жизни (установлен 75-ти летний срок давности на личные дела); изгнанием иностранных благотворительных фондов с территории России; отсутствием планового финансирования издательской деятельности и т.п.
В то же время, именно сейчас завершилась подготовительная работа по созданию Книг Памяти в Украине и они выходят одна за другой (правда, ничтожно малым тиражом). В 2007 г. издан новый электронный диск Международного «Мемориала» «Жертвы политического террора в СССР» с данными на более чем 2 250 000 персоналий репрессированных. Началась публикация имен раскулаченных-спецпереселенцев, увеличивается количество электронных ресурсов по теме репрессий в Интернете.
Процесс реабилитации жертв политических репрессий в нашей стране прошел несколько этапов в своем развитии и только его современный период связан с постановкой вопроса об увековечении памяти репрессированных.
Научных работ, в которых бы тема реабилитации рассматривалась в совокупности с темой увековечения памяти жертв политических репрессий, в нашей стране недостаточно. Исключение составляют статьи в Книгах памяти, выступления представителей общества «Мемориал» на разном уровне, работа Комиссий по реабилитации и тексты, исходящие из них и т.п.).
Но и при создании Книг Памяти есть свои трудности. По мнению Путиловой Е.Г., колоссальные масштабы репрессий делают работу по созданию Книг Памяти трудоемкой и медленной. Дополнительные трудности возникают из-за нечеткости границ самого понятия «политические репрессии». Тормозящим фактором является и отсутствие (или недоступность) многих документальных источников, необходимых для выяснения судеб жертв репрессий.
Еще одной проблемой является то, что нет никакого федерального нормативного акта, предписывающего готовить и издавать Книги памяти, нет разработанной единой методики и общих критерий отбора. В деле подготовки этих книг царит полный разнобой:
где-то такие книги готовят и издают местные администрации или отдельные ведомства, так или иначе связанные с проблемой реабилитации (региональные комиссии по восстановлению прав жертв репрессий, региональные органы ФСБ, прокуратуры и другие структуры),
где-то – научные и культурно-просветительские организации,
где-то издание осуществляется исключительно силами общественности, при минимальной поддержке региональной власти или вовсе без таковой.
И в заключение стоит заметить, что в России, и в некоторых других странах бывшего СССР, издание Книг памяти тесно связано с процессом юридической реабилитации пострадавших от политических репрессий. А в этом процессе возникали и возникают свои трудности.
Вывод: Работа по увековечению памяти жертв политических репрессий и созданию Книг Памяти самым тесным образом связана с процессом реабилитации. Несомненно, российские общественные организации при поддержке правительства, делают многое в данном направлении. Тем не менее, пока не произойдет усовершенствование законодательной базы реабилитации, отечественные государственные и общественные органы не смогут полноценно заниматься работой по увековечению памяти жертв политических репрессий. Например, в настоящее время уже ощущается проблема, связанная с отсутствием на федеральном уровне нормативного акта по увековечению памяти жертв репрессий, что заметно тормозит эту работу в регионах.