Конспект урока литературы. М.Горький Песня о Соколе


МОБУ ООШ с.Инзелга МР Гафурийский район














Конспект
урока литературы
в 8-м классе
(по учебнику К.М.Нартова)






Подготовила
и провела: Гафарова Г.В.


























Тема: В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
Цели: Определить, в чем смысл человеческой жизни, выявить авторскую поэзию и способы её выражения; учить коллективной работе; делать обобщения и выводы.
Словарная работа:
Антитеза – это резкое противопоставление сравниваемых понятий.
Патетика – страстность, откровенное выражение чувств.
Афоризм – краткое выразительное изречение.
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности.
Безумство храбрых – вот мудрость жизни.
М. Горький «Песня о Соколе».
1.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением М.Горького «Песня о соколе». Постараемся выяснить, в чем смысл человеческой жизни.
Нам предстоит работа в группах.
Итак, начнем с проверки домашнего задания
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы говорили с вами о роли пейзажа в произведении.
Автор использует пейзажное обрамление.
- Что это? (В начале и в конце произведения помещает пейзаж летней ночи на берегу моря)
1.
Пейзажное обрамление его роль
- Что это?
- Для чего?
Пейзаж летней ночи на берегу моря, на фоне которого идет беседа старого Рагима с повествователем. Обрамление подготовит читателя к пониманию мудрости песни Рагима .Оно показывает как прекрасна жизнь ,как загадочна, значительна.

Сопоставление начала и финала пейзажей
- Какими чертами наделен пейзаж у Горького?
1часть пейзажа? 11часть?
Пейзаж одухотворен.
Море, горы, небо – все живет, дышит, говорит.
1 часть – ожидание чего-то важного
11 часть – говорит о мудрости

2. Назвать средства художественной выразительности, использованные в пейзажном обрамлении.
1 группа отвечает (2 дополняет), 2 отвечает (1 дополняет)
1) Олицетворение – вид метафоры, основанный на перенесении человеческих черт (живого существа) на неодушевленный предмет.
- «море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло».
- волны шепчутся
- горы задумчивы
- море ластится
- волны просят пустить погреться
- волна подползла
1) Эпитеты – поэтическое, художественное определение.
- тайная тишина, печальный камень, ласковая мгла
- море мягкое, серебристое
- ласковая южная ночь

2) метафоры – перенос свойств одного предмета или явления на другие.
- горы подняли свои вершины в синюю пустыню
- прозрачная тень облаков
- волны звучат ласково
- луна задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу

Итак, сделаем вывод:
- Какую роль играет пейзаж в произведении
1) фон, на котором разворачивается сказочный сюжет
2) природа является героем произведения (море слушает грозную песню волн)
3) отражает эмоциональное состояние рассказчика
4) связывает сказку с окружающей действительностью
5) побуждает задуматься над вопросом о сущности жизни, о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии

III.Чтение второго пейзажного описания.
С. 59 «Блестело море Безумство храбрых – вот мудрость «жизни»
Эпиграф
- Прочитать эпиграф
- Как вы понимаете это высказывание?
3.
1 группа
2 группа

Описание пейзажа,
- преддверие появления Сокола
- как описание пейзажа характеризует Сокола
(зачитать) с. 57
Величественный, грозный.
На фоне гремящего моря является Сокол, сраженный в бою
- Описание пейзажа (ущелье) места обитания Ужа
- Как характеризует Ужа?
С.58
«Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью»

4. Чтение по ролям диалога Сокола и Ужа с.58
Уж –
Сокол –
Автор –
5.
1 группа
2 группа

- Какие чувства испытывал Сокол? (Зачитать)
«Я славно пожил!
Я знаю счастье!
Я храбро бился!»
Чувство гнева и жажды борьбы.
- Что поразило вас в Соколе, и считаете ли вы в чем-то правым Ужа?


6. Произведение богато афоризмами (определение)
- В произведении какого писателя прозвучал афоризм:
«Человек создан для счастья как птица для полета»? Как понимаете?
(очерк В.Т. Короленко «Парадокс»; человек должен быть счастлив. Как птице свойственно летать, так человеку – быть счастливым)

Какое содержание в понятие «счастье» вкладывает герой Горького «Песни о Соколе» Уж?
(противоположность Сокола – темное сырое ущелье)
Для Ужа небо – «пустое место», «пустыня без дна и края»
Какое содержание в понятие «счастье» вкладывает герой Горького «Песни о Соколе» Сокол?
(Счастье в битве с врагом, его любимая стихия – небо простор.)
Для Сокола небо – символ счастья, борьбы за свободу

7.
Нарисовать символ – смысл жизни для Сокола.
Нарисовать символ – смысл жизни для Ужа.


- Распределить афоризмы, кому принадлежат?
Физ.-ка. Прежде составить их. (по 2 части к столу учителя)
8.
Сокол
Уж

1. «Я знаю счастье Я храбро бился!.. Я видел небо!»
2. «О, если б в небо хоть раз подняться! О, счастье битвы»
3. «Безумству храбрых поем мы песню»
4. «Безумство храбрых - вот мудрость жизни» (Идея предисловия: Горький прославляет героев, людей, предпочитающих битву спокойному и сытому обывательскому житью)
1. «Ну что ж небо - пустое место»
2. «Летай иль ползай, конец известен; все в землю лягут, все прахом будет». О конечности земной жизни позиция Ужа и автора не совпадает: Уж считает, что все прахом будет», а Горький утверждает, что бессмертие человека в памяти, которого он себя оставит.
3. «Рожденный ползать – летать не может!»
( «не в свои сани не садись» - русская пословица)
4. Земли творенье – землей живу я.
(прямое и переносное значение: 1) отношения к Ужу
2) философия людей, которую олицетворяет Уж)


9.
- Кого автор подразумевает под образом Сокола?
Людей – борцов, для которых идеалом жизни являются действие и борьба.
- Кого автор подразумевает под образом Ужа?
Обыватели, для которых идеалом жизни является покой.


10. – Какой художественный прием использует писатель? Почему применил?
Аллегория – иносказательное изображение
(Изображая птиц, подразумевает людей, человеческие характеры, взаимоотношения.)
Аллегория замаскировала политическое содержание «Песни о Соколе», глубоко революционное, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой.
- Почему произведение, в котором большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»? (Сокол – любимый герой устной поэзии русских и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе. В исторических песнях ясными соколами называли вольных людей. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
IV. Итог.
– Прочитайте заключительные строчки М. Горького из «Легенды о Марко» (на доске)
Как они соотносятся с содержанием «Песни о Соколе»
А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут,
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен о вас не споют.
- Кому бы вы адресовали эти строки?
(Эти строки соотносятся с жизненной позицией людей, похожих на Ужа. Писатель осуждает их слепоту. Ему по душе герой, которые заслуживают памяти людей, о которых складывают песни и сказки.)

- В чем для каждого из нас смысл жизни?
- Есть в нашем обществе «Соколы» и «Ужи»? (Примеры)


Чтение стихотворения Ю. Николаева о Семене Гудзенко, прошедшего войну с белофиннами и Великую Отечественную войну и умершего от старых ран уже в мирное время. (Стих напечатан в «Правде» в 1965г)

Жизнь, борьба и любовь – все со словом «когда-то»
Утром был, как обычно, врачебный обход.
И профессор сказал за дверями палаты:
«М-да, коллеги, здесь явно летальный исход».
Человек умирал на большой постели.
В тишине. Почему в тишине, почему?
Дождик стих, даже птицы и те улетели
Чтоб ничто умирать не мешало ему.
Снова боль.
Но и боль эта кончится скоро.
Так что даже и думать о ней ни к чему.
Даже солнце заботливо спрятали шторы
Чтоб ничто умирать не мешало ему.
Нет же, черт побери!
Стоит только подняться.
Стоит только добраться,
Окно распахнуть,
С этим городом
Чистым, как детство,
Обняться
И весеннего свежего ветра вдохнуть.
К солнцу, к жизни стремиться душа беспокойно,
Шаг
Темнеет в глазах
Шаг
Конец. Тишина.
Человека, прошедшего с честью сквозь войны,
Старой раной добила,
убила война.
Но пока его дело на свете живет,
И пока его слово звенит и поет,
Вы не верьте тому, что он умер,
Не верьте!
Словно горьковский Сокол в последний полет,
Настоящие люди уходят в бессмертье.

Вывод: оценки
Д/з выучить отрывок из «Песни о Соколе». Мини-сочинение «В чем я вижу смысл жизни?»
15