Урок-анализ с элементами деловой игры. Алексей Максимович Горький « Песня о Соколе»


Урок-анализ с элементами деловой игры.
Алексей Максимович Горький « Песня о Соколе»
Эске Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы
высшей категории


Цель об.Выявить жизненную позицию писателя. Уяснить идейно- тематическое содержание и художественные достоинства «Песни»
Цель раз. Формирование умений сравнения, сопоставления, обобщения.
Цель вос.Воспитание у школьников уважения к человеческой личности, активной жизненной позиции.

Самый жалкий человек- это человек без стремлений
Абай.
Ход урока.
1.Орг. Кл.
2.Блиц-опрос. (2 команды)
Давайте вспомним, что вы знаете о Горьком?
Когда родился М. Горький? (в1868)
Назовите настоящую фамилию писателя. (Пешков)
Творческий путь писателя начался с публикации рассказа «Макар Чудра» в 1892г.Тогда же появился литературный псевдоним- М.Горький. Почему он выбрал такой псевдоним?
Кто учил Алешу грамоте? (дед его, Василий Каширин)
«Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького. Назовите, кто это? (бабушка Акулина Ивановна)
Назовите автобиографическую трилогию писателя («Детство», «В людях», « Мои университеты»)
Что сказал М. Горький о значении книг в своей жизни? ( Всем лучшим во мне я обязан книгам)
На творчество какого казахского писателя повлияли рассказы М Горького? ( на творчество С .Сейфуллина)
Когда была написана «Песня о Соколе»? (в1899)
Что такое неоромантизм? (направление в литературе, искусстве)
Что воспевали неоромантики? (Воспевали мужество.,приключения в необычайной обстановке)
Особенности неоромантизма: * драматизм событий.,*Исключительный герой в исключительных обстоятельствах, *Природа-действующее лицо.
Назовите представителей неоромантизма ( Бальмонт,Андреев,Короленко,Казаков,Горький)

Тренинг- готовит учащихся к эмоциональному восприятию «Песни»
(Возьмитесь за руки и закройте глаза. Слушаем запись: шум моря)
Природа-это вечное движение ,Какую картину вы представили , слушая запись?

«Песня о Соколе» является одним из романтических произведений Горького,идейный смысл которого: суть человеческой жизни-в стремлении к свободе,к счастью. Это своего рода лирическая песня- легенда , связанная с фольклорными образами,написана ритмической прозой.

3 .Анализ «Песни о Соколе»
1Как построена «Песня о Соколе»?

(построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и спокойного благополучия, жажды битвы и стремления к покою.)
Да, для выражения идеи Горький использует прием контрастного построения.
2)Где мы с таким приемом уже встречались?
(использовал антитезу Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» для характеристики образа мышления и взглядов на жизнь.)
Горький в «Песне» использует так же и своеобразный прием –пейзажное обрамление.
3) Что включает в себя пейзажное обрамление? ( вступление и заключение «Песни»)

4С какой целью писатель использует пейзажное обрамление? (чтобы создать внутреннее состояние героя- рассказчика. Создаёт поэтическое настроение не только у Рагима, но и у читателей, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.)
А В . Луначарский писал:»Горький поистине великий пейзажист, а главное, страстный любитель пейзажа. Он почти не может подойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что делают солнце, луна и звездыСколько у Горького моря, сколько у него гор, лесов. Степей, сколько у него маленьких садиков, закоулков природы! Какие необыкновенные слова придумывает он для нас! Он работает не только как живописец. Он работает над природой как поэт.
Итак, 1й вступительный пейзаж.
5.Найдите в тексте олицетворения (стр.359-1я ком. Стр.360-2я ком.)
Природа одухотворена, очеловечена, а человек жаждет слиться с природой.
6.Так в чем же смысл такого обрамления « Песни»?
(Создать фон для развертывания сказочного сюжета, одухотворенность природы во вступительном пейзаже помогает естественнее воспринять грозную песню волн в главной части произведения.
Но значение обрамления и в том, что оно побуждает читателя задуматься над серьезнейшим вопросом о сущности жизни, о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии, и тем связывает сказку с окружающей действительностью. Внешне тихо, размеренно живет природа. Но если пристально всмотреться в жизнь, то можно увидеть в ней бурные страсти, переливающиеся через край эмоции, борьбу за свое место в жизни, стремление выбраться из узких рамок окружающей действительности.)
За внешним спокойствием кроется вечное движение природы.
7.Где происходит действие в «Песне о Соколе»?
8.Что случилось с Соколом? В чем видит Сокол смысл жизни?
9.Найдите в тексте на стр.361 глаголы движения (1ч.бились волны, поток стремился, резал гору, падал в море и др.)
При помощи этих глаголов создается динамика ( движение) жизни.
10.Истытывает ли Сокол отчаяние? (Нет. Родная среда возвращает Сокола к жизни, не отчаяние испытывает он, а чувство гнева, жажду битвы.)
11.Прчитайте диалог между Соколом и Ужом. (1ч.стр.361, по ролям.)
В речи Сокола слова жизнь, счастье. небо, битва стоят рядом и не оставляют сомнений в благородстве его стремлений.
12. Понимает ли Уж Сокола? (Разный образ жизни, мировоззрения)
2ч. Во 2й части в пртивопоставлении образов Сокола и Ужа выражен идейный смысл «Песни», мировоззрение Горького – романтика. В этом проявляется вызов автора всем, кто бездействует, всем, кто пассивен в жизни.
13.Назовите образы- символы в произведении. (Сокол и Уж)
Кого они символизируют? ( «Песне» Горький показал 2 философии, 2 морали. Неяркой жизни Ужа противопоставлена радость борьбы Сокола за свободную жизнь).
14.На чьей стороне Горький? Докажите.
(Произведение называется «Песня о Соколе»,хотя в нем 2 героя. Автор утверждает:»Безумству храбрых поем мы песню»!
15.Выразительное чтение. Наизусть отрывок.
16.Работа с текстом : Выбрать цитаты из текста (афоризмы), характеризующие позицию Сокола (1ком.), Ужа (2ком.) (см.стр.26,№6,04 р.я .в каз.шк.)
17.Какой вывод можно сделать о жизненных позициях Сокола и Ужа?
( Сокол- это борец за лучшую жизнь, а Уж тот человек, кто привык жить спокойно, без волнений, без тревог, без желания что-нибудь изменить в жизни. Не зря гордая птица назвала Ужа «беднягой»)
18.Составьте таблицу «Сравнительная характеристика Сокола и Ужа»
19.Игра «Полиглот»: Каждой команде предлагаются строки из «Песни»,которые нужно дополнить словом на 2х языках- русском, казахском, записав его и произнеся. (карточки прилагаются) (1-море, очи, вода, 2-камня, о счастье, славу(песню)
20.Можно ли считать «Песню» актуальной и в наши дни?

Обобщение.
Чтобы лучше понять современное звучание «Песни»,я хочу прочитать отрывок из стихотворения Николаева о поэте Гудзенко, ветерана В.О, умершем от ран уже в мирное время.
Человека, прошедшего с честью сквозь войны,
Старой раной добила, убила война.
Но пока его Дело на свете живет,
И пока его слово звенит и поет,
Вы не верьте тому , что он умер, не верьте!
Словно горьковский Сокол в последний полет,
Настоящие люди уходят в бессмертье.
И жизнь и литературная деятельность А. М. Горького- великий подвиг во имя счастья людей. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю:
Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!

Оценки за урок. Д/з соч-е – миниатюра «Как я понимаю смысл афоризма «Безумство храбрых- вот мудрость жизни.»
15