Урок литературы в 8 классе на тему:«М.Горький «Песня о Соколе»








































Тема: «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.

Цель: вспомнить известные биографические факты; познакомить учащихся с содержанием «Песни» и проанализировать ее, донести до учеников идейный смысл произведения, раскрыть его высокий пафос, воплощенный в контрастных образах Сокола и Ужа; объяснить, что «Песня» - произведение романтическое.

Ход урока.
Оргмомент.

Блиц-опрос по жизни и творчеству М. Горького.
1. Назовите настоящую фамилию писателя.
2. Почему писатель выбрал такой псевдоним?
3. В каком городе родился М. Горький?
4. Назовите любимое занятие писателя.
5. «Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького. Назовите, кто это.
6. В какой город приехал шестнадцатилетний Горький? О чем он мечтал?
7. С кем познакомился Горький, живя в Тифлисе?
8. Как называлось и как было подписано первое опубликованное горьковское произведение?
9. Назовите автобиографическую трилогию писателя.
10. Когда была написана «Песня о Соколе»?

Комментированное чтение «Песни» и ее анализ.

-работа по первой части «Песни»: «Рожденный ползать – летать не может».
-Где происходит действие в «Песне»?
-Что случилось с Соколом?
-В чем героизм Сокола?

Учащиеся подкрепляют свои ответы выразительным чтением отрывков из текста.


-работа по второй части «Песни»: «Безумству храбрых поем мы песню».
-работа с учебником: анализ высказывания М.Горького о двух формах жизни: гниении и горении.
Вывод: «Песня» построена на противопоставлении двух форм жизни.
-Характеристика образов Сокола и Ужа.

-Коллективное обсуждение; работа с текстом – подбор цитат, подтверждающих позицию Сокола и Ужа (оформление плакатов).

-Размышления учащихся о смысле человеческой жизни

«Самый жалкий человек – это человек без стремлений».
Абай. Слова назидания. Слово 44.

«Это, брат, . Хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ».
М. Горький. Письмо к сыну.

-Отработка выразительного чтения отрывков из второй части «Песни».

Составление таблицы: «Сравнительная характеристика Сокола и Ужа»:

Герои «Песни»
Место, где живут герои
Речь и действия героев
Стремления героев

Сокол

Высокое светлое небо
Пал с неба,
Храбро бился,
Славно пожил,
Гордо крикнул
Взлететь в небо, видеть небо, храбро биться, ощутить счастье битвы





Уж
Тёмное, сырое ущелье
Вполз, лёг, свернувшись в узел, отполз проворно, прошипел, испугался
Спокойно ползать в сыром и душном ущелье


Особо подчеркнув стремления героев «Песни», я подвожу ребят к выводу об идейном смысле горьковского произведения: суть человеческой жизни – в стремлении к свободе, к счастью. Этот вывод даёт нам возможность поговорить о романтизме «Песни». Мы определяем его как определение в литературе, главный принцип которого – показать в ярких образах высокое назначение человека. Основные особенности романтизма учащиеся записывают в тетрадь:
Драматизм событий.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Природа – действующее лицо.

Домашнее задание: предлагаю подтвердить каждую особенность романтизма примерами из «Песни о Соколе», написав сочинение-миниатюру «В чем видит Сокол счастье и смысл жизни» и выучить отрывок из «Песни».

Заключение урока: подхожу к портрету писателя и говорю о том, что жизнь и литературная деятельность Алексея Максимовича Горького – великий подвиг во имя счастья людей. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильным духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поём мы песню!»

Итог.
Гуляйполевская ОШ15