А.М. Горький «Песня о Соколе»

Тема. А.М. Горький. «Песня о Соколе».
«Безумству храбрых поем мы славу!..»
Цель: Раскрыть проблему, в чем смысл жизни на основе произведения А.М.Горького «Песня о Соколе».
Проблема урока. Прав ли Горький, утверждая, что единственно правильное решение в выборе смысла жизни это стремление вперед.
Задачи:
1. Образовательная.
Помочь учащимся понять горьковскую концепцию гармонии человека и природы в песне, осознать мысли автора о единстве мира, нерасторжимой взаимосвязи человека и природы;
раскрыть основной конфликт как столкновение светлого начала жизни с серым существованием.
2. Развивающая. Развитие умения самостоятельного анализа текста, умение обобщать и делать выводы.
3. Воспитательная. Воспитание уважения к мнению других, умения слушать.
Воспитание чувства восхищения бесстрашием, героизмом и свободолюбием Сокола.
Оборудование урока: Портрет писателя, опорные схемы.
Ход урока I. Организационный момент.
Цель. Воспитание культуры труда. Психологическая установка.
Ветка в руках учителя - символ урока. Природа стремиться к новой жизни, а стремиться ли человек к ней, должен ли? (Вопрос остается открытым до конца урока).
Оформление доски.
А.М.Горький. «Песня о Соколе»
«Безумству храбрых поем мы славу!..»

Есть только две формы жизни: гниение и горение.
Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые -вторую ...
А.М.Горький
П. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами узнали точку зрения Владимира Галактионовича Короленко на проблему в чем смысл жизни человека. Дома вы должны были сделать выводы по уроку. Давайте прослушаем некоторые из них.
1.Чтение учащимися выводов по прошлому уроку.
(2-3 ответа)
Предполагаемый ответ.
Смысл жизни человека в необходимости делать добро людям. В произведении звучит афоризм (краткое и выразительное изречение) «Человек создан для счастья, как птица для полета». Если рассмотреть этот афоризм, то согласиться со второй частью можно легко: птица действительно создана для того, чтобы летать. Но каждый ли человек счастлив? На это ответом может послужить высказывание самого Короленко: «Ну, что же, исключение не опровергает правила. Нет своего есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление». Не зря данный афоризм обращен к юным героям произведения, у которых все впереди.
2.Оценка за домашнюю работу.
III. Объяснение нового материала. 1. Формулирование проблемы урока.
Мы с вами познакомились с точкой зрения В.Г.Короленко о смысле жизни человека. А сегодня нам предстоит узнать, что говорит по этой же проблеме А.М. Горький своим творчеством. Нам предстоит ответить на вопрос: «Прав ли Горький, утверждая, что единственно правильное решение в выборе смысла жизни - это стремление вперед?» Символом нашего урока я выбрала ветку дерева, а почему? Попытаемся получить ответ в конце урока.
2. Выявление первоначального читательского восприятия
произведения учащимися.
Цель. Побуждение к активной учебной, творческой деятельности
Какое впечатление у вас сложилось после прочтения произведения Горького «Песня о Соколе»?
Обратили ли внимание на своеобразие вступления и концовки произведения? Что описывает нам автор?
(Пейзаж)
- Проследите по тексту, каким образом Горький говорит о природе.
( Обратить внимание на глаголы действия)
«Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и не подвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.
Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их. как бы желая остановить единственное движение...
Молчит опаловая даль моря.. и я молчу.
Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.
- Куда идешь?.. Пшла! -- машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.»
- Какой можно сделать вывод?
Таким образом, природе придают действия человека, то есть природа очеловечена.
Природа += человек = единство природы и человека
Сравните две картины. Какой цвет, по-вашему, преобладает в каждой из них?
- Небо - яркие краски, ущелье - серый.
- Место обитания каждого из героев резко контрастны, подчеркивают их характеры.
Цвет каждой из этих картин это ощущение жизни. Ощущение необходимости в ярком, светлом, и, напротив, удовлетворение от серости, обыденности.
Б) Определение идейной направленности героев «Песни...»
Рассмотрим образы Сокола и Ужа.
Что заставило Сокола из последних сил подойти к обрыву и прыгнуть вниз.
Желание вновь познать счастье полета. Фактически, Сокол совершает подвиг, приближая смерть своей последней попыткой взлететь.
Как выдумаете, к чему стремится Сокол?
- А способен ли на поступок Уж? Решителен ли он в своих действиях?
- Да. Его попытка полететь.
Почему же Ужу так и не было дано понять любовь птицы к полету? Почему он не смог понять Сокола?
«Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу...» Уж ищет выгоды только для себя.
- К чему стремиться Уж?
Уж - стремление к удобству, собственному
благополучию, уединению, к жизни без поступков, без
подвигов.
Противопоставление стремлений героев: одного к светлому, бесконечному, другого - к серому, замкнутому.
Следовательно, мы еще раз убеждаемся, что у Сокола и Ужа разные жизненные цели и устремления. Представлены две жизненные позиции, два взгляда на смысл жизни человека с помощью образов Горького.
Природа и человек взаимовлияют друг на друга:
Молчит опаловая даль моря.... и я молчу.
Природа и человек - едины.
Не зря Горький именно Рагиму, человеку близкому природе, позволяет с ней разговаривать «Куда идешь?.. Пшла! - машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море».
2. Определение конфликта произведения - внутреннего: столкновение светлого начала жизни с серым существованием.
А) Беседа по вопросам. (В ходе беседы на доске
составляется опорная схема «Картины природы,
занимаемые героями».)
Далее следует песня Рагима о Соколе.
Прежде чем начать разговор о героях песни, рассмотрим картины природы , которые окружают Сокола и Ужа.
Что послужило убежищем для Ужа?
Ущелье.
Найдите эпитеты, которыми наделяет автор ущелье.
Сырое душное, гнилое.
А как в песне изображено появление Сокола?
«Пал с неба»
Каким в песне изображено небо .

«Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо».
Следовательно, небо яркое светлое, дышащее зноем (свежестью).
IV. Подведение итога урока.
В уста моря вложены слова: «Безумству храбрых поем мы славу!...»
Какое слово здесь повторяется?
Безумство.
Что вы понимаете под этим словом.
Возможно, безрассудство.
Кто впервые произносит это слово?

Уж. Себялюбивым обывателям. Трусам ужам подвиг Сокола представляется безумством.
Почему большая часть произведения посвящена описанию поступков и размышлений Ужа, а называется «Песня о Соколе»
Жизнь Сокола - это песня. Прекрасная, волнующая. А обыденность жизни Ужа не может вызвать отклика своей повседневностью, заботой о собственном благополучии.
«Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером...»
- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую ...» -Итак, Прав ли Горький, утверждая, что единственно
правильное решение в выборе смысла жизни это стремление вперед.
- Какая цель жизни из представленных вам более импонирует? Почему?
Из рук в руки передается ветка - символ урока, ребята
высказывают свои точки зрения.
Ветка, оторванная чьими-то руками с дерева, все равно стремиться к жизни. Так и человек должен стремиться к лучшему, а не к серому существованию.
У. Домашнее задание.
Выписать афоризмы Сокола и Ужа, характеризующие их
взгляды.

15