М.Горький. «Песня о Соколе».


Урок № 27 Русская литература 9 класс
Тема: М.Горький. «Песня о Соколе».
Ссылка: учебник Русская литература для 9 класса - Алматы «Мектеп» 2013 ( Салханова Ж.Х, Ауельбекова Г. Д.).
Цели: Определить идейно-художественное своеобразие произведения;
Формировать личностное отношение к прочитанному;
Развивать творческое мышление, умения интерпретировать текст художественного произведения;
Воспитывать активную жизненную позицию.
Результаты обучения: Знать: идейно-художественное своеобразие произведения;
Уметь: оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.
Ключевые идеи: Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо – символ счастья. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
Ход урока:
Этапы урока Время
45
минут Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Орг.момент 2 мин. Приветствие учителя и подготовка к восприятию урока. Отвечают на приветствие учителя. Сосредотачиваются на уроке.
II. Активизация деятельности учащихся.
5 мин. Распределение в группы.
Приём индуктор.
Блиц-опрос «Ассоциации»
Какие смысловые ассоциации возникают в вашем воображении, когда мы произносим имя «М.Горький»?
Вызов: Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
– Скажите, легко ли размышлять?– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о  судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.
- Какие цели наметим сегодня на уроке? Перечисляют свои ассоциации.
Записывают в тетрадь.
Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)
Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
Высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга.
Формулируют цели урока.
III. Усвоение новых знаний
15мин. – Давайте вспомним содержание произведения.
– Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану.
Работа над идеей произведения
– В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?– Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?– Кого имел в виду автор, описывая персонажей? Сжатый пересказ содержания произведения.
Работа в группах
Характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые  подходят данному герою – Приложение 1). Речь
Среда обитания
Природные стихии
Отношение к жизни, смысл существования
IV. Закрепление новых знаний.
15
мин. Работа над проблемным вопросом
– Прочитайте  еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.– В чем же смысл человеческой жизни?– Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.– Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?– А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил.
Работа с примерами из жизни
– Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случить горе?
– От кого это зависит?Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться. Работают в группах с карточками (Приложение №2)
Высказывают свою точку зрения:
.живем, чтобы быть успешными в делах, семье
живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
живем, чтобы найти себя
живем, чтобы жить
  живем, чтобы действовать
живем, чтобы работать
живем, чтобы быть счастливыми
В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока). Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены в образе Сокола. Вторая форма жизни – гниение присуща Ужу.
V.Рефлексия. 5 мин. Оцените свою работу.
Дети оценивают свою работу.
- Сегодня я узнал, что…
- Больше всего мне понравилось на уроке …
- Испытывал затруднения …
VI.Д/з 3мин. выучить отрывок или написать сочинение. Записывают домашнее задание.