Рабочая программа по курсу коррекционных занятий Развитие психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

Главное управление образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Славгородская общеобразовательная
школа-интернат»
«Согласовано»

Руководитель МО начальных классов
____________Юнг Н.А.
Ф.И.О.
Протокол № ___ от
«___» августа 2016г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР КГБОУ «Славгородская ОШи»
___________ Петерс В.Н.
Ф.И.О.
«__»августа 2016г.

«Утверждено»
Директор
КГБ)ОУ «Славгородская ОШи»

______________ Бойко А.В.
Ф.И.О.
Приказ № ____ от
«__» августа 2016г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
срок реализации 2016-2017 учебный год














Педагог-психолог Окунева Г.П.



г. Славгород
2016

             В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся 1 класса должны научиться:
требования к достаточному уровню:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предмета;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
различать речевые и неречевые звуки;
10.ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
11.выделять части суток и определять порядок дней недели.

Требования к минимальному уровню:
1. целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предмета;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
ориентироваться на собственном теле;



Наименование разделов учебного предмета, коррекционного курса
Количество часов, отведенных на изучение разделов учебного предмета, коррекционного предмета
Содержание тем учебного предмета, коррекционного курса
Форма организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности


Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Раздел 1.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.








Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.


Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.



Раздел  4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов .














Раздел  5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти .






Раздел  6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) .




Раздел  7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти .



Раздел  8. Восприятие пространства









Раздел  9. Восприятие времени .


 

2

12 часов









5 часов



4 часа




16 часов
















4 часа






4 часа






5 часов




8 часов









6 часов





Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Формирование навыков зрительного анализа. Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
 Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
 Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


Коррекционные занятия

Практические занятия, коррекционные занятия



Тематическое планирование 1 класс ( 66часов)

I четверть (16ч)
Название раздела, тематика занятий
Кол -во часов
Дата

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий
2
05.09.16
07.09.16

Развитие крупной и мелкой моторики
12


Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)
1
12.09.16

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)
1
14.09.16

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
1
19.09.16

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)
2
21.09.16
26.09.16

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
1
28.09.16

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)
1
03.10.16

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
2
05.10.16
10.10.16

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
2
12.10.16
17.10.16

Работа в технике рваной аппликации. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос
1
19.10.16


Тактильно-двигательное восприятие
5


Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
1
24.10.16

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
26.10.16


II четверть (16ч)
Упражнения в раскатывании пластина. Лепка «Угощение».
1
07.11.16

Игры с крупной мозаикой.
2
09.11.16
14.11.16

Кинестетическое и кинетическое развитие.
4


Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)
2
16.11.16
21.11.16

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
2
23.11.16
28.11.16

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
16


Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
2
30.12.16
05.12.16

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
1
07.12.16

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
2
12.12.16
14.12.16

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
1
19.12.16

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)
1
21.12.16

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)
1
26.12.16

Различение предметов по величине (большой - маленький)
1
28.12.16


III четверть (18ч)

Сравнение двух предметов по высоте и длине
Сравнение двух предметов по ширине и толщине
1
11.01.17


Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий)
1
16.01.17

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»
2
18.01.17
23.01.17

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
1
25.01.17

Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)
1
30.01.17

Составление целого из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале
1
01.02.17

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
4


Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
1
06.02.17

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни картинки»
1
08.02.17

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки)
1
13.02.17

Дидактическая игра «Что изменилось»Упражнения для профилактики и коррекции зрения
1
15.02.17


Восприятие особых свойств предметов
4


Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом
1
27.02.17

Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
1
01.03.17

Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»
1
06.03.17

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1
13.03.17

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
5


Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух»
1
15.03.17

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
1
20.03.17

Прослушивание музыкальных произведений.
1
22.03.17


IV четверть (14 ч)
Различение речевых и музыкальных звуков.
1
03.04.17

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).
1
05.04.17

Восприятие пространства
8


Показ на себе основных частей тела и лица.
1
10.04.17

Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле.
1
12.04.17

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)
2
17.04.17
19.04.17

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
2
24.04.17
26.04.17

Определение расположения предметов в помещении (вверху – внизу).
2
01.05.17
03.05.17

Восприятие времени
6


Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»
2
08.05.17
10.05.17

Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
2
15.05.17
17.05.17

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.
2
22.05.17
24.05.17

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 2 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида





класс
количество часов в неделю
количество часов за 1 четверть
количество часов за 2 четверть
количество часов за 3 четверть
количество часов за 4 четверть
количество часов за год

1
2 часа
16часов
16 часов
18 часов
14 часов
64 часа
























Лист внесения изменений
15