Статья «Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках биологии»

Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках биологии

Добрый день уважаемые коллеги!!!
1сл.
Вашему вниманию предлагается прослушать доклад на тем у «Коррекция и развитие высших психических функций на уроках».
В первой части выступления я расскажу через что осуществляется коррекция и развитие на уроке, а во второй части рассмотрим конкретные способы решения поставленных целей.
Часть 1
Итак, коррекция недостатков предшествующего развития личности осуществляется посредством коррекционно-развивающих упражнений (КРУ).
2 сл.
Под системой КРУ мы будем понимать педагогически обоснованную совокупность заданий, адресованных тем или иным учащимся с учетом их способностей и уровнем подготовки.
КРУ определяется как одна из форм внутренней дифференциации обучения, призванный способствовать максимальной коррекции высших психических функций во время учебного процесса, на любом уроке, в любой момент, а также адаптации учащихся к учебной нагрузке и сохранению учебной активности в течение урока.
Ученики могут решать КРУ разной степени сложности, овладевать темами с разной степенью силы и устойчивости, усваивать разные ценностные отношения.
3сл.
При составлении КРУ необходимо соблюдать следующий ряд педагогических и методических требований:
Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и учитывать требования программы.
Система упражнений базируется на логической основе изучаемого учебного предмета.
Задания должны учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся в познавательной деятельности и ориентированы на «зону ближайшего развития».
Упражнения составляются так, чтобы умственные действия, соответствовали характеру изучаемого материала и способствовать формированию познавательных действий, особенно мыслительных.
Задания должны быть разнообразны, предусматривать постоянную тренировку доминантных анализаторов и их частую смену.
Необходимо использовать КРУ во всех звеньях учебного процесса.
4 сл.
Выделяют несколько комплексов КРУ, каждый из которых выполняет определенные дидактические функции:

Комплекс КРУ обеспечивающий произвольность психических процессов, сформированность важнейших учебных действий направлен на ориентацию ученика на всю систему требований, определенных учебной задачей; принятие поставленных целей, сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче; систематизация знаний, перенос учебных навыков; коррекция восприятия, тренировка памяти, развитие навыков запоминания.
Комплекс КРУ направленный на развитие мышления, обеспечивает учет особенностей мышления, овладение навыками логических операций; выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей; развитие навыков самоконтроля
Комплекс КРУ обеспечивающий коррекцию деятельностей анализаторов направлен на развитие произвольного восприятия, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; тренировка доминантных анализаторов в ходе урока; работа по аккуратному оформлению заданий; самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий
Комплекс КРУ обеспечивающий поведенческую саморегуляцию, отвечает за регуляцию поведения и естественную двигательную активность, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; способность к ответственному поведению; эмоционально-положительному восприятию учеником системы своих отношений со сверстниками и учителем; овладение навыками самоанализа, самоконтроля.

Часть 2
Рассмотрим практические приемы организации учебной работы с использованием КРУ.
В качестве примера проиллюстрируем несколько вариантов КРУ, которые можно использовать при постановке новой темы, применяя следующие способы:
1. На доске заранее чертится схема, и детям предлагают выполнить задание:
5сл.
6сл.
Тему урока можно зашифровать с помощью карточек, геометрических фигур или цифр:
7сл.
8сл.
9сл.
Тему можно записать целиком, но на квадратах разного цвета, после показа закрыть. И задать детям вопросы такого типа: на квадрате какого цвета была буква В? О? и т.д.
10сл.

Тема урока записывается только нижней половиной букв. Учитель просит ребят дописать верхнюю половину букв и прочитать тему урока.

Вы обратили внимание на то, что каждое КРУ преследует свои цели и ориентированы на конкретный результат?

12сл.

Для регуляции развитие навыков самоконтроля, сдерживание непроизвольных эмоций применяют следующие упражне
·ния:

«Слушаем» (фонограмма шума ветра в лесу 2-3 мин.). За этим следует обсуждение: кто что услышал и в каком порядке.
Видеоконкурс «Телекоментатор». Демонстрируется с отключенным звуком кинофрагмент, а учащиеся комментируют кадры кинофрагмета, отвечают на вопросы учителя.
Диктант (цифровой, терминологический и т.п.) по изученным понятиям, с последующей взаимопроверкой и самоанализом.





Для развития мышления, овладения навыками логических операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения и другие) применяют разнообразные комплексы упражнений:
13 л .

1. Какие две буквы здесь лишние.
2. Назовите лишнее слово.
3. Работа с осколочной картиной.
4. Работа с силуэтами.
5. Назовите, одним словом.
6. Закончите ряд слов.
14 сл.

7. Найди соответствие.
8. Выпишите из списка
9. Разделите слова на две группы
15сл.

Задать вопросы определенного характера: Чем отличаются растения от животных? А что между ними общего?
Сравнить какие либо процессы, явления или объекты: например искусственный и естественный отбор (выделив критерии для сравнения).

16сл.

Продолжить логические ряды.
Заполнить пропуски (в цепях питания).
Задать проблемный вопрос: В каком порядке будут заселять эти животные организмы вновь возникший вулканический островок в океане?


При переходе на новые ФГОС в основной школе необходимо большое внимание уделять работу с учебным материалом, в процессе которой дети приобретают умения выделять главное в тексте, структурировать его содержание.

Среди наиболее эффективный способов работы с текстом, стоит отметить такие приемы как кластер и опорные конспекты. Главная цель которых развитие критического мышления детей.
18сл.

Кластеры - это приемы графической систематизации материала. Автор данного приема – американец Гудлат.
Данный прием используется как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии.
На доске чертится или проецируется на экран схема, учащимся предлагается почитать текст и найти информацию, которую необходимо вписать в кластер.
Алгоритм действий учащихся сводится к тому, что они:
-читают или слушают текст,
- делают пометки на полях,
- соотносят полученную новую информацию со схемой,
- производят окончательный отбор информации
- и заносят в определенном порядке в кластер.
Сейчас вы можете посмотреть, как это происходит на уроке в 9б классе: видео.
Как видим, ребята успешно справляются с заданием и способны объяснить новый учебный материал.
19 сл.
Следующий активный метод работы с текстами, является составление опорных конспектов. Данный опыт систематизировал и создал целую систему обучения Виктор Федорович Шаталов.
20сл.
Опорный конспект – это построение по специальным принципам наглядное средство обучения, в котором концентрированно отображено основное содержание учебного материала, а также использованы графические приемы повышения мнемического эффекта.
Для иллюстрации покажем один из возможных вариантов последовательных цепочек приемов работы с применением опорных конспектов:
21 сл.
- активное, смысловое чтение текста,
- отбор информации, наиболее значимой для достижения цели,
- составление опорных конспектов или использовать заранее подготовленных о/к,
- проведение пробных опросов 1-2 учеников без выставления оценок,
- сжатое объяснение материала по опорному конспекту на оценку.

Посмотрим, как ребята в 5 б классе воспроизводят учебный материал по опорному конспекту – видео.

Как видим, ученики полнее и глубже усваивают новый материал и способны ответить на хорошую оценку.

Заключение
Предлагаемый опыт нашей работы в классах коррекционно-развивающего обучения, показал, что предлагаемые, подходы по организации учебно-воспитательного процесса, оказываются весьма, результативными.
Надеемся, что данная методика обучения будет интересна и Вы найдите ей применение на уроках не только в классах КРО, но и во всех остальных.

Спасибо за внимание.