Технологическая карта урока по новым ФГОС Внешняя политика СССР в 30-е годы

Красильникова З.В.
учитель истории УКП при ИК №1 г. Вологда

Технологическая карта урока
по учебному предмету "История" в 9 классе
на тему "Внешняя политика СССР в 30-е годы 20 века»

Тип урока
Урок открытия новых знаний

УМК
Учебник «История России. 20-начало 21 века», под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной

Цель урока:
Формирование представлений обучающихся о российской истории как части мировой истории.

Задачи урока
1. Сформировать у обучающихся знание об изменениях внешнеполитического курса СССР в 30-е годы
2. Способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса. Создать условия для развития их творческих способностей и самостоятельности в обучении.
3. Создать условия для формирования умений искать, анализировать, оценивать информацию, содержащуюся в различных источниках.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
Воспитание российской идентичности.
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и проблему в деятельности.
Умение выдвигать версии, излагать свое мнение, аргументируя его.
Умение организовать учебное сотрудничество.
Владение основами самоконтроля.
Предметные:
Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений
Освоение приемов работы с историческими документами.
Воспитание уважения к историческому наследию народов России.

Оборудование
медиапроектор, ноутбук, пакеты с документами

Образовательные ресурсы
презентация «Внешняя политика СССР в 30-е годы», наглядные пособия (политическая карта мира, портреты И.В Сталина, А Гитлера, М.М. Литвинова, В. М. Молотова), раздаточный материал (документы: «Из постановления ЦК ВКП(б) от 29 декабря 1933 года», «Инструкция членам делегации от Англии и Франции на переговорах в Москве», «Из телеграммы Гитлера Сталину от 20 августа 1939 года» «Правда» 24 августа 1939 года», «Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении. 23 августа 1939г.», «Из записи встречи Сталина, Молотова, Риббентропа 24 августа 1939 года, «Из речи В.М. Молотова на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 31 октября-2 ноября 1939 года», «Из выступления В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 года, «Из выступления И.В. Сталина 3 июля 1941 года»)

Форма проведения урока
интерактивная деловая игра «Заседание общества любителей истории «Что? Где? Когда?»

Организация учебной деятельности
работа в группах постоянного состава

Прогнозируемый результат
обучающиеся должны усвоить направленность внешнеполитического курса СССР в начале и причины его изменений в конце 30-х годов, в чем заключаются просчеты сталинской политики.
Сформировано умение сопоставлять и оценивать информацию о событиях прошлого.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся, которая приведет к достижению планируемых результатов
Формируемые УУД

1
Мотивационный
Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний: исторические документы «Из постановления ЦК ВКП (б) «Новые направления Советской внешней политики» от 29 декабря 1933 г., «Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении от 23 августа 1939 г.»
Исходя из содержания данных документов, формулирует проблемные вопросы урока:
Как и почему изменялась внешняя политика СССР в 30-е г? С какими событиями, происходящими в Западной Европе, это было связано?
Мотивирует учащихся на активную познавательную деятельность, приглашая их вступить в общество знатоков истории «Что? Где? Когда?».


Вспоминают соответствующие учебные задачи, участвуют в учебном диалоге, отвечая на вопросы учителя, делают содержательные обобщения.


Л: - эмоционально-положительное восприятие учебной обстановки;
Р: развитие мотивации на совместное сотрудничество со сверстниками и учителем; П: - построение произвольного высказывания;
К: - умение выражать свои мысли, аргументировать, корректно выслушивать мнение одноклассников.


2
Постановка цели урока
Предоставляет учащимся «конфликтный материал» в виде вопросов:
- Какие пути выхода из кризиса 1929-1932гг. использовали правительства Англии и Франции?
Какой путь выбрала НСДАП во главе с А. Гитлером для Германии?
Как в связи с этим менялась внешняя политика СССР?
Создаёт готовность к самостоятельной познавательной деятельности и принятию цели урока.
Проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, дефицит имеющихся знаний.
Осмысливают содержание проблемы. Высказывают свои предположения, гипотезы.
Осознают и определяют цель предстоящей деятельности.
Л: - смыслообразование, принятие цели каждым учеником;
Р: - целеполагание;
П: - ориентация на разнообразные способы решения учебных задач, достижения поставленных целей;
К: - умение учитывать разные мнения, обосновывать свою позицию, выдвигать гипотезы.

3
Планирование
Акцентирует внимание учащихся на актуальности проблемы политического диалога между государствами в современном цивилизованном обществе.
Предоставляет необходимое количество источников информации, побуждающих к высказыванию предположений о способах изучения нового материала, открытию «нового» знания.
Предлагает нестандартную форму урока – интерактивную ролевую игру «Заседание общества знатоков истории «Что? Где? Когда?»


Работают в группах, высказывают мнения по поводу организации и плана предстоящей учебной деятельности.
Выбирают средства для открытия «нового» знания.
Л: - сдвиг мотива деятельности на цель;
Р: - планирование путей достижения поставленных целей;
П: - постановка проблемы и осуществление поиска необходимой информации для её решения;
К: планирование учебного сотрудничества, согласование действий с учителем и одноклассниками в группе.

4













Открытие нового знания
Стимулирует активное участие всех учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Побуждает учащихся к теоретическому осмыслению фактов в процессе открытия «нового» знания.
Исходя из логики урока, демонстрирует слайды презентации, формулирует для групп задания:
Мероприятия СССР, направленные на создание системы коллективной безопасности;
Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности;
В чем заключались разногласия между англо- французской делегацией и советской стороной на переговорах;
Почему СССР согласился на предложение Германии подписать договор о мире;
Комментирует результаты выполненного учащимися практического задания.
Подводит промежуточный итог урок
Формулирует задание:
Ознакомиться с содержанием исторического документа «Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении. 23 августа 1939 года» и ответить на вопросы:
Почему этот протокол был секретным?
Найти на карте территории, попавшие в зону интересов СССР
Какая страна получила большие выгоды от заключения этого договора?



Слушают объяснение учителя.
Обсуждают в группах варианты решения практических заданий.
Осмысливают новый материал, делают записи в тетради.
Анализируют исторические источники.
Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, обосновывают выбор общего решения.
Оценивают правильность своих выводов и решений.
Л:- формирование гражданской идентичности;
Р:- саморегуляция в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
П: - анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, формулировка выводов и структурирование знаний; К:- организация работы в группе, способность действовать с учётом позиции другого, следовать морально-этическим нормам общения.

5
Первичное закрепление
Демонстрирует слайды презентации, формулирует проблемный вопрос:
Определить противоречия внешней политики СССР в 30-годы 20 века, с чем они были связаны?

Формулирует цель мини-проекта - написать обращение к делегациям на англо-франко- советских переговорах от имени народов Англии, Франции, Германии и Советского Союза.



Отвечают на вопрос и формулируют
основные противоречия внешней политики СССР в 30-е годы.


В группах выдвигают гипотезы по созданию проекта, и основные направления её реализации.
Выполняют самостоятельно творческий мини-проект «Обращение».
Самостоятельно анализируют результаты проекта, презентуют его.
Л:- оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный выбор;
Р: - волевая саморегуляция, коррекция и исправление ошибок;
П: использование полученных знаний в решении практических задач, при выполнении мини-проекта;
К: – взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности, построение речевых высказываний, корректировка своего мнения с учётом позиции партнёра.

6
Рефлексия
Побуждает вспомнить тему и задачи урока, соотнести их с результатом. Оценить меру своего личного участия в заседании исторического общества, успехи класса в целом.
Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы и эпизоды урока.
Определяют степень соответствия поставленных целей и результатов учебной деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.
Высказывают оценочные суждения, анализируют новые знания, которые им потребовались для того, чтобы дать оценку внешнеполитического курса ССС в 30-годы.
Оценивают своё участие в уроке, отношение к новому знанию.
Л:- формирование адекватной самооценки;
Р:- оценка соответствия результатов способам достижения цели;
П: - анализ, обобщение и построение логически-обоснованных рассуждений;
К:- осознанное использование речевых действий, как средства регуляции собственной деятельности.

7
Домашнее задание

Задаёт домашнее задание в виде вопросов, побуждающих к дальнейшему осмыслению темы урока:
1.О взаимоотношениях с какими европейскими странами и СССР вы хотели бы узнать ?
2.На западных границах СССР сохранялся хрупкий мир, а что происходило на его дальневосточных рубежах?


Записывают домашнее задание, при необходимости задают уточняющие вопросы.
Л: - нравственно-эстетическое оценивание нового знания и его развитие;
Р: - планирование самостоятельной учебной деятельности для получения «нового» знания ;
П: - умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;
К: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Условные обозначения : Универсальные учебные действия:
Л – личностные;
П – познавательные;
Р – регулятивные;
К - коммуникативные

15