Дыхательные движения и их регуляция. Дыхательный центр. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание. Практическая работа № 1 по оказанию первой помощи при остановке дых



Тема урока: Дыхательные движения и их регуляция. Дыхательный центр. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.
Практическая работа № 1 по оказанию первой помощи при остановке дыхания.
Цель и задачи урока:
-Раскрытие понятий о дыхательном центре. Выявление особенностей защитных рефлексов: кашля и чихания. Выявление жизненной емкости легких. Привитие умения оказания первой помощи при поражении органов дыхания. Закрепить знания о строении дыхательной системы человека.
-Развитие логического мышления и навыков сотрудничества, иумение самостоятельно приобретать знания, анализировать, обобщать, аргументировать.
- Воспитание ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью, коммуникативных навыков.
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Интерактивный урок- практикум ( работа в парах).
Оборудование: Интерактивная доска, презентация , видео о первой помощи приостановке сердца и дыхания, спирометр из лабораторного оборудования интерактивной доски, кукла, задания на карточках.
Ход урока:
Оргмомент.
2.Актуализация прежних знаний. Проверка знаний: . 2. Экспресс-опрос по терминам. Каждому варианту даётся карточка , вы должны дать определение. Вариант 1: дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание. II вариант : носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма. III вариант.: гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра. Фронтальный опрос: где начинаются воздухоносные пути, что к ним относится? Где расположена голосовая щель? Где расположены голосовые связки, каково их значение? С чем связана высота голоса? Что содержится в плевральной полости, каковы её функции? В какой орган поступает воздух из гортани? Каково строение задней стенки трахеи, прилегающей к пищеводу? Объясните причины такого строения. В чем различие между бронхиолами и лёгочными пузырьками? Каковы функции носовой полости? Почему левое лёгкое меньше правого? Что называется дыхательным движением? (Дыхательные движения - это циклические (ритмические, вдох - выдох) изменения объёма грудной клетки за счет работы дыхательных мышц и эластичности аппарата внешнего дыхания. Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга, обеспечивая прохождение воздуха через легкие, их вентиляцию. Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, расположенном в продолговатом мозге. В дыхательном центре ритмически возникают импульсы, которые по нервам передаются межреберным мышцам и диафрагме, вызывая их сокращение. Ребра приподнимаются, диафрагма за счет сокращения ее мышц становится почти плоской. Объем грудной полости увеличивается. Легкие следуют за движениями грудной клетки. Происходит вдох. Затем межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, объем грудной полости уменьшается, легкие сжимаются и воздух удаляется. Происходит выдох.Во время сна за 1 час человек поглощает 15-20 литров кислорода; когда он бодрствует, но лежит, потребление кислорода увеличивается на 1/3, а при ходьбе - вдвое, при легкой работе - втрое, при тяжелой - в шесть и более раз. Сколько дыхательных движений совершает человек за 1 минуту в состоянии покоя? Причины чихания. Самый крупный хрящ гортани? Что относится к дыхательной системе? (У доски показать на таблице). Какие мышцы участвуют в дыхании? Объём какого газа не изменится в процессе дыхания? На одинаковые ли доли разделяются правое и левое лёгкие, если нет, каким количеством долей образовано правое и левое легкое ? Частота дыхания человека остается постоянной или изменяется, если изменяется, то в каких случаях это происходит? Какие газы участвуют в газообмене?
3.Изучение новой темы. 4. Домашнее задание. §38.
Проблемная ситуация. Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите. Беседа: Как вы себя чувствуете? Почему вы почувствовали головокружение, слабость, потемнение в глазах? Сколько времени мы можем не дышать? Зачем же мы дышим? А как мы дышим? Сделайте вдох и проанализируйте ваши ощущения, для того чтобы знать сколько миллилитров воздуха каждый раз вдыхает человек, мы должны познакомиться с жизненной ёмкостью лёгких. Беседа по презентации и демонстрация видео о ЖЕЛ. Сколько миллилитров воздуха человек вдыхает в состоянии покоя? Как называется этот объём воздуха? Если после спокойного вдоха произвести усиленный вдох, то сколько можно вдохнуть ещё дополнительно воздуха? После спокойного воздуха человек может выдохнуть ещё около 1500 миллилитров воздуха. Каково максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха? Как это максимальное количество выдыхаемого воздуха называют? Жизненную ёмкость лёгких используют как показатель состояния здоровья и физического развития организма. Её определяют специальным прибором – спирометром. Запишите определение жизненной ёмкости лёгких в тетради. Практическая работа - измерение ЖЗЛ с помощью лабораторного оборудования к интерактивной доске. Работа с учебником..Как регулируются дыхательные движения и в чём заключается гуморальная регуляция дыхания вы должны выяснить, работая в группах. Задание: I вариант. Составить схему: протекания нервной регуляции дыхательных движений. Задание: II вариант. Составить схему: особенность гуморальной регуляции дыхания. Задание: III вариант. Составить схему: защитные рефлексы. Задание: IV вариант. Сообщение учащихся о вреде курения и алкоголя. «Болезни органов дыхания». Болезни органов дыхания возникают при проникновении в них болезнетворных микроорганизмов. Большинство из них задерживаются, обезвреживаются и выводятся наружу слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Часть микроорганизмов, проникших в органы дыхания, может вызвать такие заболевания, как групп, ангина, бронхит, туберкулёз и некоторые другие. Выступление учащихся по заданиям. В первую очередь необходимо соблюдать правила гигиены. Заслуженный ученый Хаил Досмухамедов, внёсший огромный вклад в развитие медицины, даёт следующие рекомендации по сохранению здоровья школьников. Если хочешь сохранить здоровыми органы дыхания (зачитать). Мне бы хотелось каждому из вас раздать эти рекомендации, чтобы они были всегда с вами. Искусственное дыхание. Практическая работа № 1 (выписать в тетрадь правила искусственного дыхания из учебника стр 169-170.Сегодня у нас на уроке присутствует медсестра которая ознакомит вас с приёмами искусственного дыхания или ( или демонстрация видео об искусственном дыхании. ).
5.Подведение итогов и выводы по теме. Что вы узнали нового на уроке?
Вариант 1
Дать определение , что такое дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание.
Вариант 2
Дать определение , что такое носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма.
Вариант 3
Дать определение , что такое гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра.
Вариант 1
Дать определение , что такое дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание.
Вариант 2
Дать определение , что такое носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма.
Вариант 3
Дать определение , что такое гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра.
Вариант 1
Дать определение , что такое дыхание, трахея, лёгкие, внутреннее дыхание.
Вариант 2
Дать определение , что такое носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма.
Вариант 3
Дать определение , что такое гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра.