«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории»


№ п/пДеятельность учителя Деятельность учащихся t′
1 Организационный момент 1
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь. Меня зовут Гульназ Фанавилевна. Я прохожу педагогическую практику в Вашей школе. И мне посчастливилось поработать именно с Вашим классом. Надеюсь, что мы с Вами найдем общий язык и подружимся. Давайте начнем урок. Дежурный, будьте добры, назовите отсутствующих.
- Хорошо, садись. - Здравствуйте!
(слушают)
- Отсутствуют … 2 Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся 5
- Что Вам задавалось на дом?
- Хорошо, спасибо. Давайте перейдем тогда к проверке домашнего задания . Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое массовая доля растворенного вещества?
- Верно. А с помощью какой формулы вычисляют массовую долю ты сейчас напишешь на доске.
- Правильно. Итак, следующий вопрос: что означает проба , стоящая на золотых изделиях?
- Очень точный ответ. Молодец. А по какой формуле можно найти объемную долю газообразного вещества в газовой смеси?
- Верно. С теорией , как я вижу, Вы справились. Соберите, пожалуйста тетради, чтобы я смогла оценить на сколько Вы справились с практикой прошлого занятия. - Прочитать §24, выполнить задания после параграфа.
(слушают)
- Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворенного вещества.
ω (в долях)=m(в-во)/m(р-р),
ω (%)=ω∙100%
- Проба означает массовую долю золота в сплаве, а точнее содержание его из расчета на тысячу массовых частей. Например, проба 585 означает, что в сплаве массовая доля золота составляет 58,5%.
φ=V(в-во)/V(смесь)
(слушают) 3 Мотивация учения школьников и формирование у них положительного отношения к обучению 3
- Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики .
- А кто такие алхимики, ребята?
- Да, это так, так же это те люди которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории. (слушают)
- Алхимики это первые ученые химики.
(слушают) 4 Сообщение темы и цели урока 2
- Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с Вами познакомимся с химической посудой.
- Тема нашего урока сегодня «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории» и это будет не просто урок, а практическая работа(слайд 1). Поэтому тему и число урока Вы сегодня будете записывать в тетрадях для практических работ. Дежурные, раздайте, пожалуйста, тетради.
- Давайте запишем тему практического занятия и число в тетрадях.
- А целью урока и самой практической работы является изучение правила техники безопасности при работе в лабораториях, лабораторное оборудование и простейшие приемы работы с ним(слайд 2). Цель работы так же запишите в тетрадях.
- Так же, давайте запишем оборудование, которое нам сегодня понадобится на уроке(слайд 3). (слушают)
(пишут)
(слушают)
(пишут)
(слушают)
(пишут) 5 Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала 23
- Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием. У каждого из вас есть эти правила в учебниках на странице 105, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил. Но для начала запишите в тетрадях «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».
- Давайте начнем. Первое правило зачитает Аделя Амирова.
- Возникает вопрос: почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны? Ответ: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю. Перепишите первое правило.
- Второе правила зачитает Сахиба.
- Запишите второе правило, пожалуйста.
- Алина прочитает нам третье правило техники безопасности.
- Почему нельзя пробовать вещества на вкус?
- Верно. Потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды. Запишите правило в тетради.
- Четвертое правило прочитает Фейруза.
- Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки. Запишите правило, пожалуйста.
- Мадина, пятое правило ждет тебя. Прочитай его, пожалуйста.
- Запишите правило.
- А шестое правило прочитает Чулпан. Прошу, Чулпан.
- Перепишите правило в тетради, ребята.
- Камила прочитает седьмое правило. После запишите его.
- Восьмое правило зачитает Дебетеева. Прошу, Айгуль.
- Ничего не знаю не стоит что- то выполнять, так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю. Ребята, запишите в тетради.
- Следующее правило за Юлей. Прочитай, пожалуйста, Юля.
- Если не выполнять это правило, Вы можете нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы. Запишете, пожалуйста.
- Аделя Шипшова, зачитай , пожалуйста десятое правило.
- Правило – в тетради, ребята.
- Следующее правило зачитает Гузал Сабирова.
- Это правило необходимо соблюдать, потому что Вы можете случайно порезаться . Перепишите правило, пожалуйста.
- И последнее правило зачитает Муштари.
- Запишите и это правило в тетради, ребята.
- Давайте сейчас посмотрим слайды, повторим правилы, при необходимости будем комментировать (слайды с 2 по 9).
- Следующее, что мы сегодня должны пройти – это лабораторное оборудование и его назначение. Я Вам буду называть посуду и показывать ее. Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов. Первый тип: посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы, это пробирки, стаканы, колбы, воронки.
- Второй тип - посуда специального назначения: холодильники, колбы Вюрца, аллонжи.
- Третий тип - мерная посуда: цилиндры, мензурки, колбы, бюретки.
- Четвертый тип - фарфоровая посуда: стаканы, кружки, воронки Бюхнера, тигли, ступки с пестиками.
- Пятый тип - металлическое оборудование: лабораторные штативы, держатели для пробирок, ложечки для сжигания веществ, тигельные щипцы.
- Шестой тип - Нагревательные приборы: спиртовки, горелки, электроплитки.
- А теперь давайте посмотрим слайды, повторим название посуды и узнаем их предназначение (слайды 10-15).
- Теперь давайте изучим строение лабораторного штатива. Откройте тетради, запишите «Опыт №1. Изучение лабораторного штатива»
- Штатив служит для укрепления частей химических
Установок при выполнении опытов (слайд 16). Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. Массивная подставка придает штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца. Муфту на стержень закрепляют таким образом, что бы закрепляющий
ее винт был справа от стержня штатива, а лапка или кольцо лежали в углублении муфты.
- Теперь давайте зарисуйте строение лабораторного штатива и обозначьте его составные части. Можете воспользоваться как учебником, так и слайдом.
- Кто хочет выйти к доске и попробовать собрать штатив самостоятельно?
- Следующее, что мы должны рассмотреть это строение и правила пользования спиртовкой (слайд 17). Спиртовка состоит из сосуда(резервуара), в который налит спирт, фитиля , укрепленного в металлической трубке с диском, и колпачка. Зарисуйте пожалуйста строение спиртовки в тетради и подпишите его составляющие.
- Сейчас рассмотрим правила пользования спиртовкой. Вам следует их запомнить. Спиртовка должна находиться от Вас на расстоянии 15-20 см. Предварительно надо убедиться в том, прилегает ли диск к сосуду, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде. Спиртовку зажигают только спичками, ни в коем случае этого не делают другой спиртовкой или зажигалкой(слайд 18). Гасят спиртовку только колпачком!(слайд 19). Теперь давайте я Вам покажу как это все выполняется на практике. (слушают)
(записывают)
Амирова: Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
(слушают)
(пишут)
- Сахиба: строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.
(пишут)
Алина : Не пробуйте вещества на вкус.
- Можно отравиться.
(записывают)
Фейруза: Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно.
(записывают)
Мадина: при выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах.
(пишут)
Чулпан: Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом.
(пишут)
Камила: В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю.
(пишут)
Айгуль: Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как.
(пишут)
Юля: Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте.
(пишут)
Аделя: Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.
(пишут)
Гузал: обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.
(пишут)
Муштари: закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
(пишут)
(просмотр слайдов и комментирование)
(слушают и смотрят)
(просмотр слайдов и комментирование)
(пишут)
(слушают)
(зарисовывают,пишут)
(слушают)
(одна из учащихся собирает штатив)
(зарисовывают,пишут)
(слушают)
(смотрят) 6 Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения знаний и навыков 8
- Для того, чтобы проверить насколько Вы все поняли , давайте проверим Ваши знания. Смотрим слайды, там будут картинки, Ваша задача назвать химическую посуду (слайды с 20 по 34). (выполняется задание со слайдов) 7 Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учеников 2
- Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня изучили?
- Верно. А теперь запишите вывод в тетрадях самостоятельно.
- Дежурный, будьте добры, соберите тетради. - Мы ознакомились с лабораторным оборудованием, правилами их пользования и правилами безопасности при работе в лаборатории.
(пишут)
(собирают тетради) 8 Домашнее задание 1
- На дом Вам задаю : § 23, прочитать, повторить, рассмотреть вопросы после параграфа. Запишите
- Всем спасибо за внимание! Урок окончен! До свидания! (слушают)
(пишут)
- До свидания!