Программа библиотечных уроков для 1-9 классов «Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»


Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 2 г. Ангарск
«Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»
Программа библиотечных уроков
1-9 классы
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория учащихся:
7 – 16-17 лет
Автор-составитель:
заведующая библиотекой:
Сухорукова Екатерина Николаевна
2014 год
г. Ангарск
Программное содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Пояснительная записка PAGEREF _Toc394654441 \h 31.1. Введение PAGEREF _Toc394654442 \h 31.2. Актуальность программы PAGEREF _Toc394654443 \h 31.3. Нормативно-правовое обеспечение программы. PAGEREF _Toc394654444 \h 31.4. Цели и задачи программы PAGEREF _Toc394654445 \h 41.5. Направления деятельности библиотеки PAGEREF _Toc394654446 \h 41.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки PAGEREF _Toc394654447 \h 41.7. Место реализации PAGEREF _Toc394654448 \h 51.8. Срок реализации программы PAGEREF _Toc394654449 \h 51.9. Возрастная категория учащихся PAGEREF _Toc394654450 \h 52. Этапы разработки и реализации программы PAGEREF _Toc394654451 \h 62.1. Основные принципы PAGEREF _Toc394654452 \h 62.2. Методы, практикуемые в организации работы PAGEREF _Toc394654453 \h 63. Формы и методы реализации программы PAGEREF _Toc394654454 \h 73.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению PAGEREF _Toc394654455 \h 73.2. Методы и формы работы по реализации поставленных задач PAGEREF _Toc394654456 \h 73.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся. PAGEREF _Toc394654457 \h 74. Организационно-методическое обеспечение PAGEREF _Toc394654458 \h 85. Средства контроля PAGEREF _Toc394654459 \h 96. Список литературы PAGEREF _Toc394654460 \h 10

1. Пояснительная записка1.1. ВведениеВелика роль книги в воспитании учащихся. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели – развитию у школьников навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания учащихся в школе. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.
Данная программа позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Она организована в форме библиотечных уроков.
1.2. Актуальность программыПрограмма развития школьной библиотеки составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. Дает примерное распределение учебных часов и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы.Федеральная программа развития образования.
Национальная стратегия «Наша новая школа».
«Закон об образовании РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
Закон РФ "О библиотечном деле".
Закон РФ "Об информации".
1.4. Цели и задачи программыЦель программы.
Формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение учащихся к библиотеке и систематическому чтению.
Задачи программы.
Образовательная: расширение кругозора;
Воспитательная: воспитание любви к книге, к чтению
Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность; развитие читательских интересов.
1.5. Направления деятельности библиотекиРабота с учащимися:
Уроки культуры чтения;
Библиографические уроки;
Информационные и прочие обзоры литературы;
Доклады о навыках работы с книгой.
Поддержка общешкольных мероприятий:
Предметные недели;
День Знаний;
День Матери;
День Земли и др.;
Общественные акции;
Оформление школьных газет и стендов.
Работа с педагогами и родителями:
Выступления на заседаниях;
Обзоры новинок художественной, научной, учебной литературы;
Отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
Выступления на родительских собраниях;
Индивидуальная работа с педагогами.
Пополнение банка педагогической информации.
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.
Создание условий учащимся, педагогам, родителям для чтения литературы.
1.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотекиОбразовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
1.7. Место реализации: ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска.
1.8. Срок реализации программы: 1 год.
1.9. Возрастная категория учащихся: 7 – 16-17 лет.
2. Этапы разработки и реализации программы2.1. Основные принципы1. Принцип системности - этот принцип обеспечивает взаимность всех элементов работы, а также наличие системообразующего элемента, которым является в нашей работе личностный подход.
2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации работы.
Фронтальные формы работы:
– участие в школьных, районных и городских мероприятиях;
– проблемно-тематические семинары;
– тематические педсоветы.
Групповые формы работы:
– посещение и анализ открытых уроков и мероприятий;
– заседания методических объединений классных руководителей;
– заседания координационного совета;
– работа творческих групп;
– обмен опытом.
Индивидуальные формы работы:
– работа отдельных педагогов по теме;
– подготовка педагогами конспектов уроков по теме;
– творческие отчёты отдельных педагогов дополнительного образования;
– взаимопосещение занятий;
– помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками;
– консультации педагогов.
2.2. Методы, практикуемые в организации работы1. Теоретические:
– изучение специальной и психолого-педагогической литературы;
– анализ;
– сравнение;
– обобщение и т. д.
2. Эмпирические:
– тесты;
– анализ и моделирование ситуаций;
– деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;
– тренинги;
– дискуссии;
– лекции;
– беседы;
– анкетирование и т. д.
3. Формы и методы реализации программы3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению1. Создание банка данных:
– разработок уроков;
– лекций и бесед для родителей;
– бесед для учащихся;
– внеклассных мероприятий.
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
3. Сбор текущей информации:
– о результатах тестов, срезов знаний;
– о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
4. Сбор аналитической информации:
– о ходе работы по программе;
– о результатах выполнения программы.
5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
6. Работа школьных методических объединений.
7. Консультационные совещания.
8. Проведение контрольных срезов, тестов.
9. Систематическое оформление информационного стенда.
3.2. Методы и формы работы по реализации поставленных задач:
словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования;
работа с литературой;
наглядно-иллюстративные методы: работа с кино- видеоматериалами, фотоматериалами, плакатами, интернет – обозреватель;
практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники.
Методы наглядной агитации
Оформление стендов;
Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток;
Издание стенгазет;
Конкурсы рисунков;
Просмотр видеосюжетов.
Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
3.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся.В результате обучения учащиеся должны знать:
знания о роли и пользе книги;
знания об источниках информации, информацию о детских писателях;
знать правила пользования библиотекой;
знать правила обращения с книгами.
Учащиеся должны уметь:
умение ориентироваться в библиотеке;
умение самостоятельно выбирать книгу;
умение бережно обращаться с книгами.
Программа рассчитана на 40 часов, для учащихся 1-9-х классов, с учетом возрастных особенностей.
4. Организационно-методическое обеспечениеУчебно-тематический план на год обучения
Класс Разделы и темы Всего часов В том числе
теория практика
1 «Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращаться с книгой 5 5 -
2 «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги. 5 5 -
3 «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература. 5 4 1
4 Твои первые энциклопедии, словари и справочники. 5 2 3
5 Древние книги.
Тест «История появления основных источников информации». 4 2 2
6 Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры. 4 2 2
7 Выбор книг. Библиографические указатели. 4 2 2
8 Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся 4 2 2
9 Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия). 4 1 3
ИТОГО 40 25 15
Содержание программы
1 класс. «Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информа-ционный центр. Правила и умения обращаться с книгой. Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром.
2 класс. «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги. Роль и назначение библиотеки. Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление,  иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
3 класс «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература. Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино»  и др. Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.
4 класс. Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
5 класс. Древние книги. Тест «История появления основных источников информации». Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донёс их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.
6 класс. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры. Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры. Обучение самостоятельному поиску информации.
7 класс. Выбор книг. Библиографические указатели. Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
8 класс. Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся. Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.
9 класс. Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия). Каталоги, картотеки.  Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Художественная литература для старших подростков.
5. Средства контролятестирование;
анкетирование;
поисковая работа;
самостоятельная работа;
письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);
составление плана, тезисов, списков литературы.
6. Список литературыАгапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс/Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиогра-фические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.
Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.
Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.
Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия/Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус»,  2009.
Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады/Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус»,  2010.
Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.
Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и  макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит. 1991.
Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.
Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.