Программа факультатива Кройки и шитья (5-8 классы)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №1 г. Михайловск
Рабочая программа деятельности кружка
«Кройки и шитья»
(5-8 классы)
Составила:
Учитель технологии Михайлова М.В.

2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами. Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию. Настоящая программа составлена на базе - «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4, 5-11 классы» подготовлена научным коллективом «Технология» Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, М.: Просвещение, 2007, - материалов учебников «Технология» для учащихся 5 - 8 классов под редакцией В.Д.Симоненко, - Интернет - источников, - «Технология. Рабочие программы, элективные курсы», Методическое пособие авторы Л.Н Бобровская, Е.А.Сапрыкина и др., М.: Глобус, 2008 год (Образовательный стандарт) и предназначена для учащихся 5-8 классов.
Цели курса:
- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей; - создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности. Основные задачи:
- формирование у учащихся качеств творчески думающих, активно действующих и легко адаптирующихся личностей в новых социально-экономических условиях;
- формирование знаний и умений для выполнения практических работ; - ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов; - раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;
- привитие любви к традиционным народным видам искусства; - развитие художественных и творческих способностей у учащихся.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки. В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства, относящиеся к художественной обработке материалов;
- основные правила композиционного построения декоративных элементов вышивки;
- основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно прикладного характера и соотношение с формой изделия;
- виды простейших приемов вышивки и лоскутной пластики;
- материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
- правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
- определять вид переплетения ткани, ее качество и фактуру:
- определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;
- выполнять простейшие швы художественной вышивки;
- обеспечивать качество выполняемых работ, создавать простейшие образцы в лоскутной технике.
В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, зачетные уроки. На занятиях предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы, образцы изделий. Для определения степени достижения целей обучения, уровня формирования знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используются текущий, периодический, итоговый контроль.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА ПО ВЫБОРУ «КРОЙКИ И ШИТЬЯ»
№ п/пТЕМА ЗАНЯТИЯ
КОЛ - ВО ЧАСОВ
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ, ТБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ 1 2. ОДЕЖДА ДЛЯ КУХНИ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ (ФАРТУК, КОСЫНКА) ИЗГОТОВЛЕНИЕ САЛФЕТОК, ПРИХВАТОК и т.д..6 3. ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА:
(оборки, рюши, бретели, карманы, пояс) 3 4. РАСКРОЙ И ПОШИВ ФАРТУКА
6 5. ПОЯСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ, ВЫБОР ФАСОНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ (ЮБКА, ШОРТЫ, БРЮКИ) 3 6. ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА:
(КОКЕТКИ, СКЛАДКИ, ШЛИЦА, ВИДЫ ПРОРЕЗНЫХ КАРМАНОВ, ОБРАБОТКА ВЕРХНЕГО СРЕЗА ЮБКИ И БРЮК ОБТАЧКОЙ, ПОЯСОМ) 6 7. ПЛЕЧЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ БЛУЗЫ, ВЫБОР ФАСОНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ (БЛУЗА БЕЗ РУКАВА, БЛУЗА С ЦЕЛЬНОКРОЕННЫМ РУКАВОМ, С РАЗЛИЧНЫМИ РУКАВАМИ) 3 8. ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА:
(МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛОЧКИ, НИЗА РУКАВОВ, ВОРОТНИКОВ, И Т.Д.) 6 9. ПЛЕЧЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ НОЧНОЙ СОРОЧКИ, ВЫБОР ФАСОНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ (С РУКАВОМ, ЦЕЛЬНОКРОЕННЫЙ РУКАВ, БЕЗ РУКАВА) 3 10. ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА:
(ГОРЛОВИНА, КОКЕТКИ, ОБОРКИ, РЮШИ, СКЛАДКИ, РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ОТДЕЛКИ) 3 11. ПЛЕЧЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ САРАФАНА, ВЫБОР ФАСОНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ 3 12. ПОШИВ САРАФАНА, ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА САРАФАНА, ВТО ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ. 9 13. ПЛЕЧЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ХАЛАТА, ВЫБОР ФАСОНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ 3 14. ПОШИВ ХАЛАТА, ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА ХАЛАТА, ВТО ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ. 12 15. ПЛЕЧЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЛЕТА, ВЫБОР ФАСОНА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ 3 16 ПОШИВ ЖИЛЕТА, ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА ЖИЛЕТА,
ВТО ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ.
12 17. РЕМОНТ ОДЕЖДЫ.
3 18. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ.
15 19. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. ВЫСТАВКА ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ.
2 Итого: 102 час
Литература
1. Максимова М. Вышивка: первые шаги. М.: Эксмо-Пресс, 2000г.
2. Иванова А. Ручное вышивание. Культура и традиции, М.: 2004г.
3. Андреева И.А. Энциклопедия: шитье и рукоделие. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 г. 4.
Джейн Гринофф. Вышивка крестиком. М.: Эксмо, 2005г.
5. Энн Кокс. Вышивка шелковыми ленточками. М.: Кристина и К, 2002г.
6. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. М.: Владос, 2003г.
7. Иванова А.А. Вышивка в интерьере, М.: Олма-Пресс, 2003г.
8. Власова А.А. Уроки рукоделия. С-П.: Кристалл, 1992г.
9.А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
10.Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
11.Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
12.Рукоделие. Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с. 13.Технология: поурочные планы 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. -Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
14.Технология. 5-9 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко /