Программа факультатива по русскому языку(5-7 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Астрахани «Лицей № 1»









АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений.

Срок реализации – 3 года.









Автор-составитель:
Морозова В. Е.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Астрахани «Лицей №1» .













г. Астрахань
2016 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Свободное владение родным русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Уже в начале 1990-х годов лингвисты начали говорить о снижении уровня культуры речи. Например, в предисловии к известному справочнику Д.Э.Розенталя сказано, что «литературный язык испытывает сильное влияние просторечной (и даже жаргонной) лексики, нередко вторгающейся в язык под лозунгом раскрепощения и «демократизации». За 10 лет, прошедших со времени издания этого справочника, данная проблема не перестала быть актуальной. Напротив, положение ухудшилось, и это уже проблема не только общения, но и общего состояния культуры, в частности школьная проблема. А речь популярных людей, очень часто безграмотную, ученики непроизвольно воспринимают как образец, что служит основой возникновения языкового конфликта ученика и учителя, ученика и учебника. Этим и объясняется актуальность данного курса. Обучать и воспитывать у учащихся культуру образцовой речи необходимо начинать в среднем звене с 5-го класса, так как чем раньше происходит привитие речевой культуры у ребенка, тем больше появляется возможностей у данной речевой личности проявить себя в качестве эрудированного, нравственного и интеллектуально развитого члена общества.
Ведь высокий уровень речевой культуры – одна из важнейших черт культурного человека, формирование которого начинается с первого опыта осознанного общения. Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.
Программа «Культура речи» разработана для факультативных занятий и представляет собой целостный курс, построенный на углублении и дополнении базового образования по русскому языку. В случае нехватки часов для факультатива возможно использование данной программы интегрированно с уроками русского языка. Программа учитывает возрастные особенности учащихся и развивает идею обучения языку как речевой деятельности.
Курс «Культура речи» направлен на системность знаний о культуре речи, на преемственность в построении учебного процесса, разработан для учащихся 5-7 классов, срок реализации программы- 3 года.
Новизной данного курса является попытка работы над культурой речи школьников начиная с 5 класса, так как большинство программ данного содержательного характера разработаны для учащихся 8-11 классов. Также данную программу отличает своеобразное деление материала на три раздела: 1)«Речь и стили», 2) «Языковые нормы » (при этом виды норм варьируются от класса к классу в зависимости от прохождения базового материала по русскому языку), 3) «Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)». Каждый тематический блок может быть углублён или расширен, что даёт возможность к творческой деятельности учителя.
Стержневым терминологическим понятием курса является языковая норма в связи с тем, что кодификация языка (т.е. официальное описание и признание норм литературного языка в словарях и справочниках) является основной задачей культуры речи.
Программа призвана дать некоторые теоретические сведения и широкий практический материал для формирования коммуникативной компетенции и ценностных ориентаций. Таким образом, больше времени на занятиях курса отводится на выполнение различного рода практических упражнений и решение коммуникативных заданий, что также является новизной именно данной программы.
Цели курса:
совершенствовать речевые умения и навыки школьников;
воспитать и обогатить индивидуальный языковой опыт;
повысить сознательное воздействие на свою речь с целью её совершенствования;
грамотно использовать единицы русского языка в соответствии с речевыми ситуациями.
Для достижения поставленных целей выделяются следующие задачи курса:
Предметные результаты освоения курса:
знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
умение давать характеристику основным стилям русского языка;
знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности (тропах).
знание основных видов лингвистических словарей и умение ими пользоваться.
приобретение навыков речевого контроля, умение слышать себя, грамотно оценить качество речи и при необходимости её корректировать в пределах изученного материала;
Метапредметные результаты освоения курса:
умение оформлять речь в соответствии с синтаксическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, словообразовательными нормами языка;
умение пользоваться основными лингвистическими словарями;
умение находить речевые ошибки и классифицировать их;
умение использовать в собственной речи (устной и письменной)
средства художественной выразительности.
Личностные результаты освоения курса: воспитание у детей уважительного отношения к родному языку, чувства гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своего народа,
формирование коммуникабельной личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных требований.
умение излагать свои мысли, представления о предмете речи не только правильно, но и искусно, точно, логично, выразительно;
Компетенции, приобретённые в результате прохождения данного курса, помогут в будущем легко справиться с аналогичными заданиями ЕГЭ.
Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя различных методов работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение художественно-изобразительных средств связано с методами наблюдения, стилистического эксперимента и работой с текстами- образцами.
Практические задания и упражнения различны по дидактическому назначению и характеру учебных действий:
1)аналитические упражнения направлены на усвоение знаний об изучаемом явлении: определить стилевую принадлежность текста, найти в тексте окрашенные единицы, выявить различия в ряду синонимов, найти тавтологию и плеоназмы и др.;
2)упражнения конструктивного характера занимают большое место в работе по курсу «Культура речи», так как направлены на закрепление основных языковых норм и предупреждения речевых ошибок. Задания предполагают изменения текста или предложения, когда необходимо что-то вставить, образовать, перестроить, исправить речевые ошибки, подобрать, отредактировать и т.д.;
3)коммуникативные упражнения направлены на выработку умения по составлению учащимися собственных высказываний и текстов различной стилевой принадлежности ( составление своих тематических толковых и фразеологических словариков). Также к данным упражнениям относятся задания, когда учащимся требуется подобрать примеры из собственного речевого опыта и опыта окружающих его людей для выявления речевых ошибок и недочётов(например, объявления на улицах, в газетах, на рекламных щитах и др.);
4)важное место в системе заданий и упражнений по культуре речи занимает работа со словарями и справочниками, с которыми учащиеся 5-7 классов глубже и осознаннее знакомятся в данном курсе. Это задания по определению понятий, нахождению синонимов, антонимов, паронимов, лексические диктанты (по значению слова), упражнения по выявлению орфоэпических норм.
Уроки факультативного курса «Культура речи» проводятся 1 раз в неделю, а при отсутствии дополнительного часа темы можно рассматривать интегрированно на уроках русского языка. Последовательность изучения тем курса может быть творчески изменена учителем ввиду различных обстоятельств. Некоторые темы могут быть исключены, а время на изучение других увеличено.
Курс «Культура речи» строится с учётом доступности материала, соотнесённости его с базовой программой по русскому языку, с учётом возрастных особенностей и интересов школьников.
В приложении к программе содержится обширный дидактический материал, куда входят разноплановые задания практического характера. К разделу «Речь и стили» по всем функциональным стилям подобраны задания, отражающие их особенности и вырабатывающие у обучающихся коммуникативные навыки, которые способствуют умению грамотно использовать языковые средства в своей речи. Тренировочные упражнения к разделу курса «Языковые нормы» распределены по блокам ( исходя из их классификации ) : «Орфоэпические нормы», «Лексические нормы», «Морфологические нормы», «Синтаксические нормы». Выполняя данные задания, учащиеся приобретают умения редактировать и корректировать предложения, в будущем эти навыки помогут легко справиться с аналогичными заданиями во время сдачи ЕГЭ. Также автор данной программы предлагает задания, где учащиеся должны обратиться к собственному речевому опыту и речевому опыту окружающих его людей и выявить (если такое имеет место быть) речевые ошибки, что способствует поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию. Для раздела «Изобразительно-выразительные средства языка» также предложены примерные практические задания и упражнения, вырабатывающие умения анализировать образцы художественной речи разных авторов.
Список литературы, представленный в приложении, имеет определённую направленность: это и книги, имеющие богатый теоретический материал как для учителя, так и для учеников; и статьи из газет и журналов по русскому языку, содержащие большой дидактический материал для проведения уроков по культуре речи; и справочники, и различные лингвистические словари, по которым предполагается различная словарная работа.
Программа пригодна для использования в общеобразовательном учреждении при углублённом изучении русского языка в качестве факультативного курса и как дополнение к базовому курсу русского языка.
Виды итогового контроля за усвоенными знаниями, умениями и навыками учитель выбирает по своему усмотрению в зависимости от степени обученности, уровня развития обучающихся. Это могут быть практические работы, уроки-практикумы, тесты, контрольные работы с разными видами заданий, игры- путешествия, круглые столы и др.






ПРИЛОЖЕНИЕ.
Содержание программы.
5 класс
І Речь и стили. Введение. Речь как форма существования языка. Основные виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Для чего людям нужна речь?
Письменная и устная формы речи.
Деление речи на диалогическую и монологическую. Задачи и особенности этих видов речи.
Стили речи (ознакомление). Разговорный, научный, официально- деловой, публицистический, язык художественной литературы,
Научный стиль. Сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства.
ІІ Языковые нормы.
Введение
Культура речи. Речь правильная и речь хорошая. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.
Языковые нормы русского литературного языка как одно из ведущих средств языка, обеспечивающих качество правильной и хорошей речи. Виды языковых норм.
Синтаксические нормы.
Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Место подлежащего и сказуемого в предложении.
Обращение в русском речевом этикете.
Диалог, грамотное составление диалога.
Орфоэпические нормы русского языка. Понятие орфоэпии.
Ударение. Нормы ударения. Акцентология.
Особенности русского ударения. Вариативность ударения и произношения. Особенности произношения отдельных слов. Твёрдое и мягкое произношение согласных перед гласными е. Особенности произношения отчеств. Орфоэпические словари. Работа с орфоэпическими словарями и словарями ударений.
Лексические нормы.
Обучение толкованию лексического значения на основе морфемного состава слова, путём подбора однокоренных слов. Толковый словарь. Знакомство и работа с толковым словарём С.И.Ожегова. Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. Сравнение словарных статей двух словарей. Работа со словарями статьями. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение.
Синонимы. Словари синонимов.
Антонимы. Словари антонимов.
Предупреждение речевых ошибок. Неразличение синонимов. Употребление слова в несвойственном ему значении. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом.
Морфологические нормы (грамматические нормы).
Понятие «морфологические нормы». Вариативность форм. Определение рода имён существительных (трудные случаи - тюль, шампунь и т.п.).
Образование форм именительного падежа множественного числа существительного (инженеры, выборы и др.).
Образование форм родительного падежа множественного числа имен сущ., имеющих формы единственного числа (кочерга - кочерег, дно - доньев и др.).
Образование форм имён сущ., обозначающих жителей городов (Пенза - пензяк и т.п.).
Особенности склонения имен и фамилий.
Склонение сложных существительных (например, счётчик – испытатель, письмо – запрос). Род имён существительных (различения в парных наименованиях типа секретарь – секретарша).
Образование кратких форм прилагательных (трудные случаи). Словообразовательный словарь и словарь морфем.
Употребление и образование форм глагола 1л.ед. числа (например, от глаголов победить, убедить и др.). Предупреждение речевых ошибок.
III Изобразительно- выразительные средства языка.
Эпитет как разновидность тропа. Усилительные эпитеты, указывающие на признак, содержащийся в определяемом слове (холодное равнодушие и др.). Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет). Контрастные эпитеты, образующие с определяемым существительным сочетания противоположных по смыслу слов - оксюмороны. (Например, в приёмной тихая паника?)
Сравнения - средство синтаксической изобразительности.
Метафора «Скрытое сравнение». Работа с текстами художественной литературы по выявлению эпитетов, сравнений и метафор.
6 КЛАСС.
Содержание программы
I Речь и стили.
Разговорный стиль. Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор, личные письма, телеграммы. Особенности разговорного стиля речи. Неподготовленность речи, стремление к экономии речевых средств или избыточность. Речевые формы приветствия, прощания, просьбы, отказа, выражения соболезнования, поздравления.
Официально- деловой стиль. Жанры официально- делового стиля: расписка, справка, доверенность, биография, заявление и др. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Оформление деловых бумаг.
II Языковые нормы.
Лексические нормы.
Заимствованные слова. Работа с толкованием заимствованных слов. Языки- источники заимствований из других языков (английского, немецкого, французского и др.). Уместность употребления в речи иностранных слов. Работа со словарями иностранных слов. Предупреждение речевых ошибок.
Диалектизмы. Севернорусское и южнорусское наречие (ознакомление). Диалектизмы в разговорной речи жителей Астраханской области.
Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Фразеологизмы, вышедшие из художественных произведений, фольклора, мифов разных народов (например, Древней Греции и др.). Фразеологизмы- синонимы и фразеологизмы- антонимы.
Работа с фразеологическими словарями. Употребление фразеологизмов в собственной речи. Предупреждение речевых ошибок. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов.
Просторечные слова. Неоправданное употребление просторечных слов.
Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы в современной речи.
Новые слова. Неологизмы и окказионализмы. Работа с текстами по выявлению данных слов.
Многословие и «сорные слова». Нахождение «сорных слов» в собственной речи.
Жаргонная лексика. Неоправданное употребление жаргонизмов в молодёжной среде.
Морфологические нормы.
Несклоняемые имена существительные. Определение рода нарицательных и собственных несклоняемых существительных. Определение рода сложных существительных (диван-кровать и др.). Определение рода аббревиатур.
Степени сравнения прилагательных, наиболее типичные ошибки.
Трудности образования прилагательных от географических названий.
Нормы употребления собирательных числительных.
Образование сложных слов с первым компонентом числительным (сорокаградусный, столетний и др.).
Образование сложных слов с дву- и двух- в первой части (двуглавый, двухбалльный и др.). Вариативность таких форм.
Особенности обозначения дат.
Трудности употребления местоимений (например, скучаю по вас; местоимение их; употребления местоимения себя; Вы и вы).
Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов (например, лечь - ляг, лягте и др.). Словари трудностей.
Употребление глаголов класть и положить.
III Изобразительно – выразительные средства языка.
Метонимия – «перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности».
Синекдоха как один из видов метонимии; часть вместо целого, единственное число вместо множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число вместо единственного.
Гипербола и литота как показатели экспрессивности текста. Общая основа тропов - отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества. Употребление в разговорном стиле.
Аллегория. Эзопов язык. Работа с текстами по нахождению данных видов тропов.
7 КЛАСС
Содержание программы
Речь и стили.
Публицистический стиль. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля. Жанры публицистического стиля речи: выступления на собраниях, митингах, форумах, публичные лекции; газетные жанры (репортаж, информация, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля. Написание заметки в газету на тему дискуссионного характера.
Художественный стиль. Основная функция – воздействие через художественный образ. Эстетическая функция языка в художественном произведении. Художественный текст как вершина речевой культуры. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении.
II Языковые нормы.
Стилистические нормы.
Стилистические ошибки. Нарушение стилистической целостности текста. Работа с анализом текстов разных стилей (по выбору).
Система стилистических помет в толковых словарях русского языка.
Выбор языковых средств в соответствии с целью, условиями общения и требованиями жанра и стиля.
Орфоэпические нормы.
Особенности русского ударения. Вариативность ударения в словах(например, языковой- языковый, привод –привод и др.).
Произношение гласного [ о ] в заимствованных словах (типа боа, бордо и др.).
Особенности произношения отдельных слов (трудные случаи типа вдохновение, интриган, милостивый и др.).
Особенности ударения в действительных и страдательных причастиях, отглагольных прилагательных (например, любящий, балованный и др.).
Трудности произношения гласных [о] и [э] после мягких согласных в глаголах и глагольных формах например, берёгший, поблёкший и отвергший, истекший (о времени), истёкший (о жидкости).
Трудности ударения в наречиях. Ударение на приставке (навзничь, искоса и др.). Ударение на корне (донельзя, задолго и др.).
Произношение сочетаний букв чн. (например, коне[шн]о, ску[шн]о идр.).
Лексические нормы.
Паронимы. Паронимы как слова, сходные по корневому составу и произношению, но разные по значению. Отличие паронимов от омонимов(разное написание, отсутствие полного совпадения в произношении). Причины типичных речевых ошибок в употреблении паронимов.
Плеоназмы. Тавтология.
Пустословие и пропущенные слова.
Морфологические нормы.
Особенности образования некоторых причастий.
Употребление причастий и причастных оборотов.
Особенности образования деепричастий от некоторых глаголов (не образуются и не употребляются деепричастия несовершенного вида от таких глаголов, как бежать, вязать, петь и др.).
Варианты форм деепричастий (взять- взявши, подумав –подумавши и др.). Употребление деепричастий, деепричастных оборотов.
Синтаксические нормы.
Нормы управления. Употребление предлогов. Синонимия предлогов.
Нанизывание падежей. Формы согласования сказуемого с подлежащим.
Логическая несочетаемость однородных членов предложения.

·
·
· Изобразительно- выразительные средства языка.
Олицетворение как один из распространенных художественных тропов. Персонификация как полное уподобление неодушевлённого предмета человеку.
Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования. Анализ текстов с использованием нескольких изобразительно- выразительных средств.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Примерные практические работы по стилям речи.
Научный стиль.
Выписать из справочника, словарей, энциклопедического словаря, любого учебника 10-15 терминов, раскрыть их значения, указать в какой области науки они используются.
Составить сокращённый вариант предложенной учителем текста научного стиля, сохраняя основные мысли автора, средство связи предложений и абзацев.
Исправьте в предложениях ошибки, связанные с использованием литературоведческих терминов.
Сюжеты этих пьес схожи по своему нраву.
Каждый из пришедших на спектакль целиком окунулся в действие пьесы, почувствовал себя частичкой происходящего сюжета.
В недрах литературы зарождаются два «брата»: реализм и сентиментализм. Конечно, у них была общая мама- идеология просвещения.
Официально- деловой стиль речи.
Распределить по группам данные слова и выражения: имеющие официально- деловую окраску; стилистически нейтральные, не свойственные официально- деловому стилю (заводище, иметь место, как в воду кануть, подлежит изъятию, истец, командировочное удостоверение, чумазый, домовладелец, хозяин, тонна, поставить на вид, факт, поставить в тупик).
Подобрать нейтральные синонимы к словосочетаниям, свойственным официально- деловому стилю (оказать помощь- помочь, подвергнуть осмотру -осмотреть; провести расследование, устроить приём, отдать распоряжение, провести ремонт, совершить побег, одержать победу).
Написать автобиографию (заявление, доверенность и др. по выбору).
Самостоятельно подобрать тексты официально- делового стиля.

Публицистический стиль.
Выбрать из газеты 10-15 слов общественно- публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля.
2.Написать статью в газету , используя языковые средства публицистического стиля.
Разговорный стиль.
Выписать из толкового словаря 10-15 слов со стилистической пометкой «разговорное» и столько же с пометкой «просторечное».
Определить значение данных слов и выражений, выделить разговорные и жаргонные слова, заменить их нейтральными (общага, не подарок, корочка, жигулёнок, закон подлости, мультик, «ЦУ», переменить пластинку, качать права и др.).
Найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов.
Составить диалог на темы : «На почте», «В аптеке», «У газетного киоска»; указать способы экономии речевых средств в диалоге.
Составить словарь основных этикетных форм: обращения, приветствия, прощания, извинения.
Разыгрывание речевых ситуаций с использованием разных этикетных форм.
Составить телеграмму, поздравление, письмо.
Художественный стиль.
Подготовить сообщение на тему: «Особенности языка художественной литературы».
Привести примеры использования метафор, сравнений, олицетворений в стихотворениях вашего любимого поэта.
Подберите тексты разных стилей на одну тему.



Тренировочные упражнения к разделу курса
«Языковые нормы».
Орфоэпические нормы.
Поставьте ударение, пользуясь орфоэпическим словарём.
Асимметрия, балованный, банты, благовест, бомбардировать, вероисповедание, газопровод, красивее, обеспечение, соболезнование, ступня, опека, медикаменты, намерение, подростковый, оптовый, новорожденный, свёкла, феномен, усугубить, языковая, средства.
Определи слова, в которых согласный перед буквой е произносится твёрдо.
Антитеза, баронесса, академия, бандероль, брюнет, бенефис, бартер, декорация, детектив, интеллект, кафе, кофе, пресса, рейс, рельс, сервис, тестирование, термин, шинель, термос, энергичный, фонема, морфема.
3. Составьте словосочетания, объясняющие постановку ударения следующих слов:
хаос, - хаос; острота- острота, привод- привод, ирис- ирис, языковой- языковый, запасный- запасной.
4. Укажите слова, в которых в безударных слогах произносится гласный [о]:
аромат, боа, бордо, коралл, вето, досье, какао, процесс, радио, кредо.
5. Расставьте правильно ударение в следующих наречиях:
досуха, досыта, донельзя, без умолку, надолго, начисто, набело, задолго, досветла, издали, за день.
Лексические нормы.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным выбором слова, заменив выделенные слова их синонимами.
Для водителей сообщаем, что в ближайшее время на дорогах области ожидаются не очень хорошие климатические условия.
Высказать свой взгляд на обсуждаемую проблему может любой участник дискуссии.
Участники семинара обменялись думами, как сделать животноводство наиболее рентабельною отраслью.
2. Подберите синонимы из скобок к паронимам:
Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый).
Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный).
Опасный – опасливый (рискованный, осторожный).
3. Составьте словосочетания с данными паронимами.
командированный – командировочный;
нестерпимый – нетерпимый;
освоить – усвоить.
4. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.
В текущем году успешно протекает работа над новыми видами элитарной пшеницы.
Необходимо правильно разбираться в фактах, делать из них правильные выводы - необходимое требование руководителя.
Пользу от использования нового препарата трудно переоценить.
5. Найдите избыточные словосочетания (плеоназмы).
Период времени.
Демобилизироваться осенью.
Демобилизироваться из армии.
Дебют молодой балерины.
6. Устраните плеоназмы.
Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за рубежом.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
7. Устраните речевую избыточность.
Прежняя тактика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных вложений, навечно ушла в прошлое.
В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей.
Мне показалось, что он слишком прост для жизни и общества, в котором находится.
8. Объясните значение следующих иноязычных слов (правильность проверьте по словарю иностранных слов):
вестерн, рейтинг, спичрайтер, инаугурация, тинейджер, дайджест, комикс, шоу, имидж, анонс, ноу-хау, римейк, секонд- хенд.
9. Устраните двусмысленность.
На недостаток средств любят ссылаться нерадивые руководители. Правда, они дефицитны, но при настойчивости и энергии их все-таки можно найти.
Отец задумал отправить сына выбрать себе машину на заводе.
Купцы стремились подражать дворянам: они тоже строили роскошные особняки и покупали тысячных рысаков.
В последний раз он видел потерпевшую у себя дома.
10. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.
Мы отложили это на дальше.
Обстановка вывела её из последней колеи.
Я опустила руки на это дело
Автор мечется из стороны в сторону, заводит читателя в заблуждение.
11. Подберите фразеологизмы – антонимы к следующим выражениям. Составьте предложения с обеими парами фразеологизмов – антонимов.
1) На словах. 2)Засучив рукава. 3) В глаза. 4)Рукой подать. 5)Душа в душу живут. 6)На вес золота. 7)Лёгкий на подъём. 8)Не давать покоя. 9)Выйти из себя. 10)Попасть в кабалу. 11)Лишится чувств. 12)Войти в доверие.
12. Подберите синонимичные фразеологизмы к следующим выражениям.
1. Совсем близко. 2.Очень тесно. 3.Усердно, прилежно (трудится). 4.Очень быстро (бежать). 5.Все без исключения. 6.Мгновенно. 7.О большом количестве чего-либо. 8.Говорить вздор. 9.Очень плохо. 10.Ничего не стоит. 11.Вплотную столкнуться, остаться с кем-нибудь, чем-нибудь. 12.Ручаться, быть совершенно уверенным.
Морфологические нормы речи.
1. Образуйте от указанных существительных форму им.падежа мн.числа.
Выбор, директор, бухгалтер, договор, доктор, инженер, инспектор, округ, отпуск, конструктор, приговор, клапан, ревизор, паспорт, повар, профессор, сторож, фельдшер, редактор, торт, шофер, борт, веер, якорь, стог, корм, жернов, катер, лектор, офицер, слесарь, фронт.
2. Образуйте от указанных существительных форму род.падежа мн.числа.
Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, валенки, сапоги, туфли, чулки, носки, обои, ставки, блюдца, простыни, полотенца, ружья, очки, тиски, грабли, днища, дно, сумерки, кочерги.
3. Определите род данных существительных.
Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, вуз, Гоби, денди, желе, казино, Онтарио, меню, маэстро, салями, мозоль, шампунь, рояль, жалюзи, хобби, Сочи, ООН, НАТО, тюль, АГУ, рагу, МГУ.
Напишите название жителей перечисленных ниже городов в формах мужского рода ед.числа, пользуясь словарём названий жителей РСФСР.
Москва, Брянск, Астрахань, Санкт- Петербург, Тула, Курган, Псков, Волгоград.
Поставьте фамилии и имена в форме дательного падежа.
1.Цытович Николай. 2.Смит Ян. 3.Анна Франк. 4.Тарас Шевченко. 5.Булат Окуджава. 6.Иван Чёрных. 7.Пётр Корень.
Образуйте от данных имён отчества.
Кирилл, Никита, Пётр, Савва, Иван.
Составьте словосочетания, где возможно, с числительным двое:
Строителей, плакс, свидетелей, щенят, саней, смелых, девушек, певиц.
Синтаксические нормы.
Раскройте скобки.
Получить (из, с, от; завод автомобилей).
Подать заявление (об, на, по ; увольнение).
Рекомендации обязательны (для, к, в; исполнение).
2) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже с предлогами или без предлогов.
Любовь (отчество) – преданность (отчество).
Вера(удача)-уверенность (удача)
Желание (счастье)- потребность (счастье)
Доказать (правота)-убедить (правота)
Идти (школу)-прийти (школы)
Поехать (Крым)-приехать (Крыма)
Пойти (рынок)-прийти (рынка)
Войти (автобус)-выйти (автобуса)
Иду (концерт , театр , школу )-возвращаюсь (концерта , театра , школы)
Еду(Москву , Украину)-приеду (Москвы , Украины)
3) Найдите ошибки при употреблении однородных членов предложения, исправьте их.
1.Как разводить и ухаживать за кроликами?
2.Нас напоили кокосовым молоком и бананами.
3.Ломоносов внёс вклад в развитие науки , искусства ,физики , математики.
4.В жизни же поэтесса любила свою семью и тетради.
5.Стихи Пушкина учат любви и понимать жизнь.
6.В цирке выступали жонглёры, клоуны, медведи и другие.
4)Употребите правильно причастия и причастные обороты.
1.В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро.
2.После двух часов, находящихся в музее, мы ушли.
3.Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.
4.Это были чудные песни, заставляющие пуститься в танец.
5.Стекольный завод, работающий уже два года, закрылся.
5)Найдите предложения с ошибками в употреблении деепричастного оборота.
1.Переходя рельсы, он был оглушён свистком паровоза.
2.Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами.
3.Ознакомившись с положением дел на фабрике, расценки были изменены.
4.Подъезжая к своей станции и глядя на природу в окно ,у меня слетела шляпа.
5.Очутившись в темноте , на меня пахнуло холодом и сыростью.
6. Добравшись до берега , было уже темно.
7. Расставляя в квартире новую мебель, в ней стало уютно и весело.
6)Найдите ошибки в употреблении сказуемого.
1.Сообщили, что несколько человек ранены.
2.Несколько человек, опоздавших на концерт, стояло у входа в зал, дожидаясь перерыва.
3.Десять бойцов бросилось в атаку.
7)Допишите окончания ,согласуя сказуемое с подлежащим.
1.Некоторая часть учителей сельских школ нуждатся в серьёзном повышении квалификации.
2.Большинство картин художников-передвижников был воспринят как гимн человеку, прославляющий его высокие духовные ценности.
3.Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принима ся администрацией школы.
4.Большая часть домов на нашей улице каменн
5.Большинство домов ,построенных в последние годы ,спроектирован молодыми архитекторами.
ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯК РАЗДЕЛУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА».
1)Найдите в приведённых поэтических отрывках эпитеты:
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
А.Ахматова
Побледневшие звёзды дрожали ,
Трепетала листва тополей
В.Брюсов.
Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно
О.Мандельштам
-СРАВНЕНИЯ:
За горем горе , словно злые птицы,
А за напастью – новая напасть
В.Солоухин.
И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада
К .Спицина
-олицетворения:
Свирель поёт: взошла звезда,
Пастух ,гони стада
А под мостом поёт вода
А. Блок
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившис , смотрит в полынью
Н. Рубцов.
2)Самостоятельно найдите в поэтических текстах любимых авторов примеры эпитетов,метафор, олицетворений, сравнений.
3)Подберите к данным существительным свои изобразительно-выразительные средства:небо, луна, снег, глаза ,воздух, весна ,осень.
Задание к учащимся 7 класса после прохождения курса «Культура речи».
Приведите примеры речевых ошибок из своих наблюдений за речью окружающих.
Литература для учителя.
1. Арсирий А. Т. В страну знаний-с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое.-М.: Дрофа,2004.-304 с.
2.Ахбарова Г.Х. Изучение жанров деловой речи в школе//Русский язык в школе.-2006-№2-с.7-11
3.Баташёва Л.А. Упражнения и практические задания по культуре речи. Методические рекомендации.-Астрахань:Изд-во Астраханского пед. ин-та,1995.-35с.
4.Введенская Л.А ,Павлова Л.Г., Кашаева Е. Ю.Русский язык и культура речи.-Ростов н/Д.:Феникс,2005.-284с.
5.Введенская Л.А.Русский язык и культура речи.-Ростов н/Д.:Феникс,2006.-544с.
6.Волков С. Возьмём ошибку в союзники//Первое сентября .Русский язык-1999-№17
7.Гац И.Ю. «Целенаправленный комплекс сил»(О работе по культуре речи на основе текста)//Русский язык в школе.-2007-№5-с.7-11
8.Головин Б.Н. Основы культуры речи.-М.,1988
9.Голубева И.В.Культура речи на уроках русского языка//Русский язык в школе-2000-№3-с.32-34
10. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М.:Просвещение,1994
11.Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах.5-9 классы.-Волгоград:Учитель,2006.-119 с.
12.Евграфова С. Тесты по стилистике//Первое сентября. Русский язык.-2001-№3
13.Иванова-Лукьянова Е. Проверь своё произношение. Тесты по орфоэпии.-М.,2007
14.Копылова Э.В.Русская диалектология: Учебное пособие. –Астрахань :Каспиец,1997.-150с.
15.Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи.-М.,2001.-224 с.
16.Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана.-М.,2001.-502 с.
17.Матвеев Б. Ошибки в построении глагольно-именных сочетаний //Первое сентября. Русский язык-2002-№26
18.Меркулова С.Г.Повторяем нормы культуры речи//Русский язык в школе.-2007-№6-с.31-33
19.Ошибки ,связанные с управлением//Первое сентября .Русский язык-2001-№42
20.Райский С.И.Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях.-М:Дрофа,2006.-270с.
21.Розенталь Д.Э.Справочник по русскому языку. Практическая стилистика .-М.:ООО «Издательство Оникс»,2006.-384с.
22.Русецкий В. Ф. Речевые ошибки как языковое явление//Русский язык в школе-2005.-№2-с.23-27
23.Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий/Е.В. Ганапольская,Т.Ю.Волошина,Н.В.Анисина,Ю.А.Ермолаева,Я.В.Лукина,Т.А.Потапенко,Л.В.Степанова-СПб.:Питер,2006.-336 с.
24.Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи.5-9 классы:тренинговые задания на уроках/ Сост.М.Е.Кривоплясова.- Волгоград:Учитель,2007.-78с.
25.Слова и числа :занимательные материалы по русскому языку на уроках ,внеурочных и самостоятельных занятиях/Авт.-сост. В.В Трошин.-Волгоград:Учитель,2007.-271с.
26.Смирнова Л.Г. Культура русской речи.-М.: Русское слово, 2004
27.Сокольницкая Т.Н. Текстовые ошибки и их классификация//Русский язык в школе.-2007-№7-с.13-18
28.Соловьёва Н. Н. Необычное словообразование :Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1998.-128с.
29.Сотова И. А. Речевые ошибки (материалы для размышления ученика и учителя)// Русский язык в школе .-2005.-№7-с.16-19
30.Хан-Пира Э. Капризы предлогов//Первое сентября .Русский язык-2001-№3
31.Чурсанова Л.Н Анализ речевых ошибок//Русский язык в школе-2001-№4-с
32.Цейтлин А. Т. Речевые ошибки и их предупреждение. -М.: Просвещение,1982
33.Язовицкий Е. В. Говорите правильно.-М.: Просвещение,1969
Словари и справочники.
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник.-М.:Рус. Яз.,1993
Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М.,1980
2.Иванова Т.Ф.Русская речь в эфире. Комплексный справочник.-М.:Рус. Яз.Медиа,2005.-345 с.
3.Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. Энциклопедия,1990
4.Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.- М.,1987
5.Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.-336 с.
6.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений. -М.: Азбуковник,1999.-944с.
7.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение ,ударение, грамматические нормы / Под ред. Аванесова Р. И.- М.: Рус. Яз.,1987
8.Розенталь Д. Э. ,Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.-М.,1976
9.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.-М.,1978
Литература для обучающихся.
1.Голуб И.Б , Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика .-М.,1988
2.Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова.- М.: Просвещение,1982
3.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?- М.: Просвещение,1988
4.Шанский Н.М. Занимательный русский язык. Ч.2. –М.,1996










































13PAGE 15