Рабочая программа окружающий мир по программе 21 век 3 класс.



Содержание программы
1.Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Общая характеристика учебного предмета
4. Содержание учебного предмета
5. Тематическое планирование (с определением основных видов учебной деятельности)
6. Система контроля и оценки планируемых результатов по предмету
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» является локальным нормативным документом и адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Школа № 5». Рабочая программа реализует основные идеи учебно-методического комплекса («Начальная школа 21 век»), учебник Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир.3 кл.ч.1,2 - Вентана-Граф, 2013.
Срок реализации. Программа актуальна для 3 года изучения учебного предмета «Окружающий мир» (2014-2015 учебный год).
В основе разработки рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» лежат следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.12.2009 №15785);
приказ Минобрнауки РФ№2357 от 22 сентября 2011года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5», рассмотрена на заседании Совета Школы (протокол № 4 от 05.04.2011), на заседании педагогического совета (протокол №3 от 05.04.2011г), утверждена директором (приказ №373 от 31.08.2011), с дополнениями и изменениями (рассмотрены на педагогическом совете, протокол №1 от 27.03.2012 года, утверждены приказом №417 от 01.09.2012;рассмотрены на педагогическом совете, протокол №3 от 24 марта 2014 года, утверждены приказом№ 568 от 30.08.2014 года);
примерные рабочие программы учебных предметов, курсов;
Положение о рабочей программе, рассмотрено на производственном совещании (протокол № 1 от 27.01.2014г.), утверждено приказом (№ 50 от 27.01.2014).
Актуальность и значимость программы
Актуальность программы состоит в том, что «Окружающий мир» как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника
Место учебного предмета «Окружающий мир» в решении общих целей и задач начального общего образования
Окружающий мир занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО):
Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно- деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);щая характеристика учебного предмета
•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно- научных и социальных дисциплин;
• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,
учреждение культуры и пр.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Личностные:
• осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических
чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта
Система контроля и оценки разработаны на основе требований к результатам (предметным, метапредметным, личностным) с учётом авторской программы Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5».Система контроля и оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с Требованиями Стандарта используется персонифицированная информация в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах используется неперсонифицированная информация о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Система оценки предусматривает и уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Для контроля освоения планируемых результатов по окружающему миру не предусматриваются отдельные часы.
В ходе освоения программы на уроках используются следующие виды и формы контроля:
Виды контроля Форма контроля
Входной Тесты, письменные проверочные работы.
Текущий Письменный и устный опрос, презентации, практические работы, проекты, тесты
Рубежный Практические работы, тесты, проекты, письменный и устный опрос
Итоговый Тесты, комплексные работы на межпредметной основе, проекты.
Общая характеристика учебного предмета.
Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической, культурологической грамотности и соответствующих компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании. Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира» способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования. Существенная особенность процесса изучения «Окружающего мира» является развитие детской эрудиции. Большое воздействие изучение «Окружающего мира» оказывает на развитие эстетических чувств школьников.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
-формирование психологических условий развития сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству
-развитие ценностно-смысловой сферы личности(эстетических чувств и чувства прекрасного, ориентация в нравственном содержании и смысле текстов, собственных действий)
-развитие умения учиться(развитие познавательных интересов, умение планировать, контролировать, оценивать собственную деятельность
-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности(настойчивость в достижении цели, готовность к диалогу)
-развитие социокультурной компетентности(устная и письменная речь, монологическая и диалогическая речь, навык грамотного, безошибочного письма как показатель общей культуры человека).
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» относится к образовательнымобластям «Естествознание» и «Обществознание» учебного плана начального общего образования. Согласно учебному плану на 2014-2015 учебный год МБОУ «Школа №5» на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 68 часов ( 34 учебные недели, 2 н/ч).
Педагог имеет право вносить коррективы в рабочую программу на протяжении учебного года на основании приказов по образовательному учреждению по причине отмены или переноса учебных занятий (актированные дни, карантинные мероприятия и др.). Данные изменения вносятся в КТП в раздел «Примечание».
Содержание учебного предмета.
Характерными особенностями содержания окружающего мира являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Технологии:
информационно-коммуникативная;
здоровьесберегающая;
деятельностный подход.
Методы:
деятельностный метод обучения;
исследовательский;
частично- поисковый;
методы активного обучения;
диалоги;
работа в группах;
объяснительно- иллюстративные.
 Средства - учебник, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.
Формы организации деятельности:
общие или фронтальные (работа со всем классом);
индивидуальные (с конкретным учащимся);
групповые (звено, бригада, пара и т. д.).
В рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены содержательные линии:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Основные содержательные линии ФГОС Разделы Содержание раздела
Человек и природа. Времена года. Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Единство живого и неживого. Человек-часть природы. Тело человека. Наша страна на карте и глобусе. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства.
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Формы земной поверхности (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние
животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).
Человек и общество. Моя Родина. Родной край-частица Родины. Человек - член общества. Значение труда для человека и общества. Наша родина-Россия, Российская Федерация. Страницы истории Отечества. Страны и народы мира. Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования
транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия на карте; Государственная граница России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Правила безопасной жизни Я - школьник. Правила безопасной жизнедеятельности. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб,порез, ожог), обморожении, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожногодвижения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения водой. Правила безопасного поведения в природе в разное время
года. Экологическая безопасность. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. планирования
В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы Виноградова Н.Ф. Окружающий мир (УМК «Начальная школа 21 века»), в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса деление часов по темам и разделам проведено учителем.
* Авторы программы предполагают интеграцию, взаимопроникновение тем.
Учебно-тематический план
№ п\пНаименование
раздела
Содержание раздела Количество часов
1 Земля- наш общий дом. Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Воздушная оболочка Земли. 7ч
2 Как человек изучает Землю. Как изображают Землю. Глобус. Географическая карта. Чтобы не заблудиться в лесу. 4ч
3 Царства природы. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. Если бы на Земле не было бы растений. Разнообразие мира растений. Хвойные растения. Цветковые растения. Растения – живые существа. Строение растений. Какие бывают плоды Плод растения как орган размножения. Размножение растений. Растения дикорастущие и культурные. Какие страницы есть в Красной книге. Разнообразие мира животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Животные — живые тела (организмы). Животные – живые существа. Как животные передвигаются, дышат, размножаются. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся). Что такое природное сообщество. Человек и животное. О заповедниках. 21ч
4 Наша Родина: от Руси до России. Древнерусское государство. Восточнославянские племена. Первые русские князья. Московская Русь. Как Москва стала столицей. Иван 4 Грозный.- первый русский царь. Российская империя. Пётр 1 Великий. Екатерина 2 Великая. Последний российский император Николай 2. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. 10ч
5 Как люди жили в старину. Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия. Какими людьми были славяне. Как выглядели. Как работали. Как защищали Родину. Как помогали друг другу. Как принимали гостей. Как отдыхали. Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом…» О первых каменных постройках. По одёжке встречают… Валенки, валенки… Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. Русская трапеза. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда. Верования языческой Руси. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы. Принятие христианства на Руси. Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. 10ч
6 Как трудились в старину. Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло. Игрушки делать -тоже ремесло. Маленькие мастера. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Русские оружейники. Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. О первых железных дорогах. Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках. О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов. Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. р/к «Профессии города» 16ч
ИТОГО 68ч
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Тематическое планирование.
№п/п Название программного раздела.
Название темы урока. Деятельность учащихся Деятельность учителя Предметные результаты УУД Форма проведен.урМатериал к уроку Примечание
1 Где и когда ты живешь. Икт с/п «Наш город». Определяют историческое время, сравнивают год, век, столетие. Соотносят события со временем. Организует работу над формированием контрольно-оценочной деят-тиЗнать понятия «тысячелетие, столетие, год, век», уметь в них ориентироваться Выбор необх.инф, осозн.чтениеКонтроль. ПрУч.
занятие Т 11
Нетбук(работа в интнрнете) икт
2 Природные тела и
природные явления.
Характеризуют планеты солнечной системы. Систематизируют учебный материал. Разрабатывает последова-тельные учебно-практические задачи Уметь отличать природные тела от искусственных целеполагание.
Выбор необх.инф, осозн.чтениеРпПутешествие Т 16
3
4 Солнце – звезда. Планета Земля – шар. Профессия космонавт.
ОБЖ Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия. Характеризуют планеты солнечной системы. Систематизируют учебный материал. корректирует действия учащихся Знать планеты Солнечной системы; представление о том, что Земля имеет форму шара Развитие познават.самостл диалог Рабочая тетрадь
Космонавт ОБЖ
5 Условия жизни на Земле. ПДД Движение пешеходов по улицам и дорогам. Систематизируют учебный материал: условия жизни на планете. организует разные формы взаимодействия учащихся Уметь характеризовать условия жизни на Земле сотрудничество к проект Т 5
ПДД
6 Водная оболочка Земли. Практическая работа «Свойства воды»
Дают характеристику свойств воды, проводят опыт: свойства и состояния воды. Обучает умению прогнозироватьУметь описывать свойства воды, устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха Развитие познават.самостл практикум нетбук(работа в программе ворд) рыбак практ.работа7 Воздушная оболочка Земли.
ППХЗ «Мой характер».
Дают характеристику воздуха, проводят опыт: свойства воздуха. подбирает дополнител.
литературу к уроку Уметь описывать свойства воздуха, устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха Развитие познават. самост. л
практикум Иллюстрации
ППХЗ18
9 Как изображают Землю. Глобус. ОБЖ Преодоление страха и паника при ЧС. Преобразовывают графический текст. Организует работу по преобразованию текста. Уметь анализировать модели, изображающие Землю Преобраз.необх.инф. пУч.занятиенетбук(работ в интернете)глобус резерв в/т ОБЖ
10 Географическая карта. ППХЗ «Мой характер»
Работают над преобразованием графического текста , конструируют объекты: план классной комнаты, школьного двора. Организует групповую работу с моделями Уметь анализировать модели, изображающие Землю, различать геогр. и историч. карты, анализировать масштаб и условные обозначения Преобр.графического текста пУч.занятиекарты ППХЗ211 Чтобы не заблудиться в лесу. икт с/п «Осенний лес» . Знакомятся с компасом. Организует инд. Работу с компасом Уметь обсуждать проблемные вопросы, пользоваться компасом самоанализ
Нравственно-этическая ориентация. Рл диалог нетбук(работа в программе ворд)
компасы икт
12 Какие бывают бактерии.
ППХЗ «Учусь оценивать себя сам». Знакомятся с разнообразием бактерий. Подбирает доп. Материал к уроку Уметь сравнивать свои высказывания с текстом Выбор необх.инф, осозн.чтениепдиалог нетбук(работ в интернете) ППХЗ3
13 Где обитают бактерии. Профессия эколог Знакомятся с образом жизни бактерий. Подбирает доп. Материал к уроку Уметь высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы самоанализ рдиалог эколог
14 Чем грибы отличаются от растений. Профессия садовод
Характеризуют грибы как живые организмы. организует специальную работу детей с текстами Знать отличия грибов от растений выделение необходимой информации
Прассказ Иллюстрацнетбук(работ в пеент) садовод
15 Какие бывают грибы. ОБЖ Чрезвычайные ситуации – что это? Классифицируют грибы на съедобные и ядовитые, сравнивают грибы по внешнему виду, составляют описательный рассказ о грибах. Подбирает доп. материал к уроку уметь распознавать грибы; составлять текст-описание контроль сотрудничество Рк Урок-исследТ 14
нетбук(работ в интернете) ОБЖ
16 Если бы на Земле не было бы растений. Р/к «Растения нашего края». Обсуждают в группах о роли растений в природе и жизни людей. Учит анализировать изученный материал Уметь высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Развитие познават. самост. л диалог р/к
17
Разнообразие мира растений. Икт с/п «Мир растений». Характеризуют представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. организует разные формы взаимодействия учащихся Уметь различать растения разных видов, описывать их Овладение диалогической и
формой речи.
сотрудничество Пк Путешествие
Иллюстр.
нетбук(работ в интернете) в\тикт
18 Хвойные растения. Цветковые растения. ОБЖ Травмы во время игр с колючими и режущими предметами. Работая в группах приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия;
группировать объекты природы по признакам: хвойные, цветковые. организация разных форм взаимодействия учащихся Различение растений разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); определение частей цветкового растения Сотрудничество
Выбор оснований для классификации К
пУч.
занятие ОБЖ
19 Растения – живые существа. ППХЗ «Учусь оценивать себя сам». Характеризуют функции разных органов растений. Ставит проблемн. вопросы Уметь объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения Выбор необх.инф, осозн.чтениеПУч.
занятие ППХЗ420 Строение растений. Практическая работа. Какие бывают плоды. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Группировать растения. создать условия для развёртывания самостоятельных действий
Умение различать части цветкового растения; различать деревья, кустарники и травы; описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы; Выбор оснований для классификацииконтроль
Прпрактикум таблица нетбук(работа в программе ворд) Практ. раб
21 Размножение растений. Практическая работа. «Выращивание растения из листа».
Выращивать растения в группе (из семян, побега, листа) Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. организация разных форм взаимодействия учащихся Знание способов размножения: с помощью побега, листа, луковицы, клубнем, корневищем, делением куста; проведение наблюдений и опытов сотрудничество к практикум Т 18 Практ. раб
22
Растения дикорастущие и культурные. Р/к «Загадки о растениях». Распознают и классифицируют изученные объекты природы;
обсуждают полученные сведения. корректирует действия учащихся
Уметь различать растения разных видов, описывать их Выбор оснований для классификациисаморегуляцияПригра Гербарий Т 11
нетбук(работа в программе пеент) р/к
резерв
23
Какие страницы есть в Красной книге. ППХЗ «Учусь взаимодействовать». Высказывают предположения о причинах исчезновения растений, обсуждают проблемные вопросы. Описывают представителей растительного мира родного края. Наблюдает за обсуждением, направляет Уметь высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Сотрудничество
К
диалог нетбук(работ в интернете) ППХЗ5
24
Разнообразие мира животных.
Икт с/п «Мир животных». Характеризуют разнообразие и роль животных в природе. Учит анализирован изученный материал Знать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного Выбор необх.инф, осозн.чтениепдиалог Т 11 Раб.тетррезерв
в/тикт
25 Животные – живые существа. Р.к «Животные нашего края» Беседа о ветеренаре. Характеризуют животных – представителей разных классов. Конструируют цепь питания. Составляют описательный рассказ. создаёт условия для развёртывания самостоятельных действий Уметь характеризовать животное как организм, составлять текст-описание, конструировать цепи питания Разв.позн.самост. л
диалог таблица
нетбук(работ в интернете) Р.кРезерв
ветеринар
26 Как животные передвигаются, дышат, размножаются. ППХЗ «Учусь взаимодействовать» Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни животных. организация специальной работы детей с текстами Знание органов дыхания животных; размножение животных; целеполагание рУч.
занятие Т 11 ППХЗ627 Как животные приспосабливаются к условиям жизни.
Р.к «Птицы нашей местности». Извлекать необходимую информацию из учебников и дополнительных источников о животных и растениях и обсуждать получен. сведения в группах организация разных форм взаимодействия учащихся приспособления животных к среде обитания;
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ; Планирование;
поиск и выделение необходимой информации; сотрудничество РПк Уч.
занятие Т 11 Р.К
28 Беспозвоночные животные. ППХЗ «Учусь настаивать на своём». Знакомятся с классами животных, характеризуют значения функций разных органов животного. Подбирает доп. Материал к уроку Уметь проводить классификацию животных по классам, выделять признаки классификации, характеризовать значение органов Выбор необх.инф, осозн.чтениепдиалог нетбук(работа в программе пеент) ППХЗ729 Позвоночные животные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) Знакомятся с классами животных, характеризуют значения функций разных органов животного. Выявление потенциально опасных ситуаций. Освоение правил безопасного поведения Подбирает доп. Материал к уроку Описание особенностей внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания; следовать инструкциям и правилам техники безопасности .Анализ объектов.
Выбор необх.инф, осозн.чтениепдиалог Т 18
нетбук(работ в интернете) 30 Что такое природное сообщество. ОБЖ Правила поведения на водоёме. Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Организация работы с моделями приспособления животных к среде обитания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. Выведение следствий.
МоделированиеПпПутешествие Раб. тетр.
резерв.ОБЖ31 Человек и животное
ИКТ«Видеофрагменты о жизни человека и животных». обсуждение полученных сведений; Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
работа над формированием действия контрольно-оценочной самостоятельностиРаскрытие значения животных в природе и жизни человека;
Нравственно-этическое оценивание л диспут Рисунки детей ИКТ
Видеофрагмент
32
О заповедниках. ППХЗ «Учусь настаивать на своём». Составление рассказа -рассуждения на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных организация специальной работы детей с текстами Формировать умение работать с текстами различных видов Развитие навыков осозн. чтения рпутешествие Рабоч. тетр. ППХЗ8
Резерв.
33 Древнерусское государство. Восточнославянские племена. Икт с/п «Древняя Русь» Работают с картой, составляют рассказ Контролирует процесс. Уметь воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи Умение отобрать бор необх.инф,
ПУч.
занятие р/т
Нетбук(работ в интернете) икт
34 Первые русские князья. обжЧитают и анализируют текст. Предоставляет доп.информацию. Уметь характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства, знать имя руководителя государства. Умение анализировать рПутешествие р/т нетбук(работа в программе пеент) обж35 Московская Русь. Как Москва стала столицей. Работают с лентой времени. корректирует действия учащихся Уметь характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства Умение интерпретировать на основе анализа и синтеза пдиалог Рабочая тетрадь
нетбук(работа в программе пеент) биоинженер
36 Иван 4 Грозный.- первый русский царь. Составляют рассказ описание. организует разные формы взаимодействия учащихся Знать дату венчания на царство первого русского царя, символы царской власти. Умение сотрудничать. к проект р/тнетбук(работ в интернете) 37 Российская империя. Пётр 1 Великий. ППХЗ «Я становлюсь увереннее» в/тОбобщают полученную информацию. Обучает умению обобщать
Знать имя руководителя государства. Уметь характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства Умение искать, обобщать Умение осозн.чит. Рппрактикум нетбук(работа в программе пеент) ППХЗ
38 Екатерина 2 Великая. обжСоставляют рассказ-рассуждение. Оказывает содействие при составлении рассказа. Уметь характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства, знать имя руководителя государства. Умение интерпретировать инф.(чит.компет) ппрактикум нетбук(работа в программе пеент) р/т биохимик
обж39 Последний российский император Николай 2. Характеризуют историческое время. Предоставляет ресурсы. Уметь характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства, знать дату свержения последнего русского царя. Умение Преобраз.необх.инф. пУч.занятиенетбук(работ в интернете) р/т р/у
40 Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Работают с доп. литературой- характеризуют начало 20 века. Организует групповую работу с доп.литературой. Уметь характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства, знать имя президента. Умение работать над осозн.чт. ПУч.занятиенетбук(работа в программе пеент) р/т 41 Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия. ППХЗ «Я становлюсь увереннее» икт с/п «Моё имя» Работают с разными источниками. Руководит работой. Уметь наблюдать и исследовать , характеризовать факты из истории общества. Умение работать над осозн.чт. Пдиалог нетбук(работа в программе пеент)
р/т ППХЗ
икт
42 Какими людьми были славяне. Как выглядели. ППХЗ «Когда на меня оказывают давление» Сравнивают. Анализируют, составляют характеристики. Подбирает доп. Материал к уроку Уметь составлять словесный портрет славянина. Умение анализировать рдиалог нетбук(работ в интернете) ППХЗ
43 Как работали. Сравнивают. Анализируют. организует разные формы взаимодействия учащихся Знать особенности труда славян. Умение анализировать ригра нетбук(работа в программе пеент) 44 Как защищали Родину. обжРаботают с текстом. Организует рефлексию. Уметь ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны. Умение работать над осозн.чт. Пдиалог нетбук(работ в интернете) р/т обж45 Как помогали друг другу. в/т Подбирают пословицы, поговорки. Подбирает доп. Материал к уроку. уметь наблюдать, исследовать события окружающего мира выделение необходимой информации
Прассказ р/т нетбук(работа в программе пеент) вирусолог
46 Как принимали гостей. Как отдыхали. обжСоставляют рассказ. Расширяет границы знаний. уметь наблюдать, исследовать события окружающего мира Умение сотрудничатьУмение осозн.чит. к
пУрок-исследр/т нетбук(работ в интернете) обж47 Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом…» Составляют рассказ рассуждение. Оказывает содействие при составлении рассказа. уметь наблюдать, исследовать, высказывать предположения Умение исследовать Умение осозн.чит. пдиалог нетбук(работа в программе пеент) р/у
48 О первых каменных постройках. р/к икт с/п «Постройки Муравленко» Анализируют текст. Учит анализировать. уметь наблюдать, исследовать Умение анализировать Умение осозн.чит. рпПутешествие
р/т нетбук(работ в интернете) р/к
икт
49 По одёжке встречают… … ППХЗ «Когда на меня оказывают давление» Работают с доп. Информацией, классифицируют объекты. Подбирает доп. Материал к уроку. уметь наблюдать, исследовать высказывать предположения Умение
Выбирать необх.инф, ПУч.
занятие нетбук(работа в программе пеент) ППХЗ
востоковед
50 Валенки, валенки… р/к «Магазины в городе» в/т Пересказывают текст. корректирует действия учащихся
уметь наблюдать, исследовать высказывать предположения Умение контролировать. ригра нетбук(работа в программе пеент) р/к
51 Одежда по приказу.
ППХЗ «Курение» Анализируют одежду изображённых персонажей. Наблюдает за обсуждением, направляет уметь наблюдать, исследовать, высказывать предположения Умение сотрудничать. К диалог нетбук(работ в интернете) ППХЗ
52 Почему люди украшали одежду.
Икт с/п«Украшения» Пересказ текста. корректирует действия учащихся
уметь наблюдать, исследовать явления окружающего мира Умение осозн.читатьпдиалог Раб тетр нетбук(работа в программе пеент) икт
53 Русская трапеза. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда. ППХЗ «Курение» р/к « Что мы кушаем?» Преобразовывают текст. создаёт условия для развёртыва ния самостоятельных действий уметь наблюдать, исследовать , высказывать предположения, сравнивать Умение структ. Необх. Инф. пдиалог р/т нетбук(работ в интернете) ППХЗ
р/к
54 Верования языческой Руси. Боги древних славян. ППХЗ «Курение» Обобщают изученный материал. Подбирает доп. Материал к уроку Уметь рассказывать об основных исторических событиях данного времени. Умение выбирать необх.инф.
Умение осозн.чит. пдиалог нетбук(работа в программе пеент) ППХЗ
55 Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы. ППХЗ «Курение» Работают с доп. Источниками. Подбирает доп. Материал к уроку Уметь характеризовать важнейшие события . Умение выбирать необх.инф. Умение осозн.чит. пдиалог нетбук(работ в интернете) ППХЗ
56 Принятие христианства на Руси. Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. Разыгрывают воображаемые ситуации. Оказывает содействие. Знать дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Умение сотрудничать. К
диалог нетбук(работа в программе пеент) р/у
57 Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. р/к «Профессии города» Обобщают известную информацию. Организует рефлексию. Знать об особенностях труда крестьянина Умение выбирать необх.инф. Умение осозн.чит. пУч.
занятие нетбук(работа в интернете) р/к
58 Как трудились крестьянские дети. Анализируют текст. Учит анализировать. Знать об особенностях труда крестьянских детей Умение анализировать рдиалог нетбук(работа в программе ворд) ихтиолог
59 Тяжёлый труд крепостных. в/т Обсуждают проблему. Направляет. Знать об особенностях труда крепостных, понятие «крепостной» Умение анализировать рдиалог нетбук(работ в интернете) 60 Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло. Составляют рассказ. корректирует действия учащихся
Знать об особенностях труда ремесленника, понятие «ремесленник» Умение сотрудничать. к диалог Раб тетр нетбук(работа в программе пеент) 61 Игрушки делать -тоже ремесло. Маленькие мастера. Работают с иллюстративным материалом. Подбирает материал к уроку. Знать названия основных ремёсел по изготовлению игрушек Умение выбирать необх.инф. пдиалог р/т нетбук(работ в интернете) астроном
62 О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Готовят рассказы. Организует рефлексию. Уметь ориентироваться в сущности и причинах возникновения данного ремесла Умение осозн.читатьпдиалог нетбук(работа в программе пеент) генетик
63 Русские оружейники. Работают над преобразованием текста. Оказывает содействие. Уметь ориентироваться в сущности и причинах возникновения данного ремесла Умение преобр.инф. пПутешествие
р/т
нетбук(работ в ворде) 64
65 Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. Готовят рассказы. Организует рефлексию. Знать об особенностях труда рабочего, понятие «рабочий» Умение контролировать.
Умение осозн.чит. рпУч.
занятие нетбук(работа в программе ворд) Биолог
66 О первых железных дорогах. Читают и обсуждают текст. Участвует в обсуждении. Знать примеры изобретений в прошлом России. Умение сотрудничать.
Умение осозн.чит. К
пигра нетбук(работа в программе ворд) 67
68 Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках. О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов.в/т Читают и обсуждают текст. Участвует в обсуждении. Знать примеры изобретений в прошлом и настоящем России. Умение сотрудничать.
Умение осозн.чит. К
пдиалог нетбук(работа в интернете) р/у
Система контроля и оценки планируемых результатов по предмету
Контролю подлежат планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» (предметные, метапредметные, личностные). Метапредметные и личностные результаты не влияют на итоговую оценку по предмету.
Предметные:
В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа научатся:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото" и видеокамеру, микрофони др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметные:
УУД Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
-воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученныx объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая -неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества, групп;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД - строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другие мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Личностные:
Обучающийся получит возможность для формирования: Обучающийся получит возможность для формирования:
Личностные - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию окружающего мира;
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
-осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
С целью оценивания достижений планируемых результатов освоения программы по предмету «Окружающий мир» предлагаются следующие процедуры:
Объект Процедуры оценки
Личностные результаты
Сформированность личностных УУД Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных источников информации
Метапредметные результаты
Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Внутренняя накопленная оценка (оценочные листы, листы наблюдений в Портфолио)
Оценка за итоговые проверочные работы (решение специальных диагностических задач, комплексных заданий на межпредметной основе)
Неперсонифицированная оценка.
Предметные результаты
Сформированность учебных действий с предметным содержанием Внутренняя накопленная оценка (Портфолио, текущее и промежуточное оценивание)
Итоговая оценка (по разделу «Ученик научится»)
Неперсонифицированные процедуры
Формы и методы контроля и учёта достижений обучающихся по окружающему миру (с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности):
Обязательные формы и методы контроля Итоговая (четверть, год аттестация) Урочная деятельность Внеурочная деятельность
-устный опрос
-письменная
-самостоятельная работа
-тестовые задания
-графическая работа -диагностическая
проверочная работа
-комплексная работа -анализ динамики текущей успеваемости -участие в выставках, конкурсах,
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- Портфолио
-анализ психолого-педагогических исследований
Нормы оценок:
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Диагностические работы оцениваются по уровням:
высокий-( 80 -100% выполнения)
достаточный- (60- 80%)
допустимый – (40 -60%)
критичный- ( менее 40 %)
Критерии к оцениванию результатов комплексных работ прилагаются к комплексным работам
Личностные результаты (представляются в Портфолио ученика).
Формы представления результатов:
табель (ведомость) успеваемости по предметам по итогам четверти и учебного года (бумажный и электронный варианты);
текущие оценки по предмету в журнале (бумажный и электронный вариант);
аналитические материалы педагога, лежащие в основе разработки индивидуальных коррекционных маршрутов;
листы достижений учащихся по итогам внешней экспертизы ( региональный мониторинг предметной обученности по ФГОС)
тексты итоговых диагностических работ, анализ их выполнения обучающимся (Портфолио);
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету;
Портфолио (результативность участия в предметных и метапредметных олимпиадах и конкурсах различного уровня)
7.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках разработаны с учётом реальных условий работы начальной школы.
Содержательные линии Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Уровень утверждения; издательство,
год издания Количество Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
(УМК, рабочие программы) Учебно-методические комплекты по окружающему миру для 1-4 классов.
Стандарт начального образования.
Примерная программа начального образования.
Методические пособия 1-4 классы.
Контроль и оценка знаний.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Издательский центр «Вентана-Граф».
Год издания 2010
Издательский центр «Вентана-Граф». Год издания 2010
Издательский центр «Вентана-Граф».
Год издания 2010 К
Д
Д
Д
Печатные пособия (таблицы, словари, наборы картинок, счетный материал, карты, плакаты, репродукции картин и т.д.)Муляж череп.
Плакаты «Органы пищеварения», «Скелет»
Плакаты «Дыхательная система»
Лабораторное оборудование для изучения свойств воды, земли, сыпучих предметов. Д
Д
Д
Ф Технические средства обучения (классная доска, телевизор, видеомагнитофон, аудиоцентр, диапроектор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, сканер, принтер, фотокамера, видеокамера и т.д.)парты.
стулья.
Классная доска.
Ноутбук.
Нетбуки.
Принтер, сканер
Фотоаппарат К
К
Д
Д
К
Д
Д Экранно-звуковые пособия(аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы и т.д.) Аудиозаписи.
Слайдовые презентации.
Видеофильмы. Д
Д
Д Игры и игрушки Развивающие игры.
Дидактические игры. ППДля характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Дополнительная литература.
1. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
Перечень Интернет ресурсов.
Интернет-сайт: http://www.vgf.ru
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. С 137–138.
Интернет-сайт: http://www.vgf.ru
Примерныепрограммы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. С 137.
Интернет-сайт: http://www.vgf.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www. festival.1september.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru
Приложения.
Система оценки достижений учащихся
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по предмету «Окружающий мир»
«Человек и природа»
Планируемый результат: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям, коллекциям и т. п. изученные природные объекты и явления;• различать (приводить примеры, указывать) характерные свойства изученных объектов и явлений.
Примеры заданий
Умение: узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям, коллекциям и т. п. изученные природные объекты и явления.Задание базового уровня
Определи, каким деревьям принадлежат листья и плоды на рисунках
1. Соедини стрелками рисунок с названием дерева.
Задание повышенного уровня
Узнай животное по его описанию и запиши его название.
Это ласковое, пушистое, грациозное животное было одомашнено древними египтянами, считавшими его священным. Хищник по природе, оно питается ящерицами, мышами, птицами.
Это животное —
Умение: различать (приводить примеры, указывать) характерные свойства изученных объектов и явлений.
Задание базового уровня
Какое явление в жизни растений можно наблюдать весной?
Отметь ответ ✔ .Созревание плодов и семян.
………
Объекты в задании могут быть заменены с учетом особенностей
растительного мира региона на равноценные по сложности. Приостановка роста и развития.
Распускание почек, цветение.
Отмирание надземной части у травянистых растений.
Задание повышенного уровня
Выбери три свойства, характерные для воздуха. Отметь ответы ✔ .Прозрачность; плохо проводит тепло;
твёрдость; не имеет запаха;
белый цвет; сжимается при нагревании.
Планируемый результат: проводить несложные наблюдения
и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы;
• составлять план проведения наблюдения или опыта, в зависимости от сформулированной цели предлагать порядок проведения опыта или находить ошибки в проведении опыта;
• узнавать (по рисункам, фотографиям) или выбирать из предложенного набора необходимое для проведения наблюдения или опыта простейшее оборудование (лупа, штатив, стакан, колба и т. п.) и измерительные приборы (весы, линейка, термометр);• проводить простейшие измерения массы, времени, температуры и длины с использованием весов, часов, жидкостного термометра и линейки (рулетки);
• фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенной форме (словесное описание, таблица, условные обозначения);
• следовать инструкции (плану) проведения при самостоятельной постановке опыта или проведении наблюдения, различать в инструкциях по использованию приборов и оборудования
правила безопасного обращения с ними и следовать этим правилам при проведении опытов и наблюдений.
Примеры заданий
Умение: различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы.
Задание базового уровня
Ребята были на экскурсии в парке и наблюдали за распусканием листьев на деревьях. Сотрудники парка проводили весеннюю обрезку деревьев, и ребята собрали обрезанные веточки.
После экскурсии Ира решила проверить, зависит ли скорость распускания листьев ясеня от подкормки минеральными удобрениями.
В две одинаковые вазы с водой она поставила по пять веточек ясеня, но в первую она добавила немного минеральных удобрений. Обе вазы Ира оставила в комнате на столе.
Через три дня появились листочки на ветках в первой вазе, а ещё через три дня и во второй. Какой вывод могла сделать Ира по результатам своего опыта? Отметь ответ ✔ .Листья ясеня всегда распускаются в течение трёх дней.
Чем больше веточек ясеня, тем медленнее они распускаются.
Скорость распускания листьев ясеня не зависит от подкормки удобрениями.
При подкормке удобрениями листья ясеня распускаются быстрее.
Умение: проводить простейшие измерения массы, времени, температуры и длины с использованием весов, часов, жидкостного термометра и линейки (рулетки).
Задание базового уровня
Каждый день перед школой Оксана смотрит на висящий за окном термометр и говорит родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид термометра в один из дней.(Рис.) Что Оксана должна была сказать родителям в этот день? Выбери верное утверждение. Отметь ответ ✔.
Сегодня оттепель, всего два градуса ниже нуля.
Сегодня хорошая погода, двадцать градусов тепла.
Одевайтесь теплее, на улице двадцать градусов мороза.
На улице сильный мороз, температура ниже сорока градусов.
Умение: фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенной форме (словесное описание, таблица, условные обозначения).
Задание повышенного уровня
1. Никите поручили провести наблюдения за погодой в течение недели. В своём дневнике наблюдений он должен был в полдень отмечать температуру воздуха, силу ветра, осадки и облачность. Предложи условные обозначения для записи результатов наблюдений и укажи их в таблице 1.
Таблица 1
Сила ветра Осадки Облачность
Слабый — Снег — Ясно —
Средний — Дождь — Частичная облачность —
Сильный — Сплошная облачность —
2. В один из дней наблюдений, пятого ноября, Никита отметил, что всё небо заволокли серые тучи, пошёл моросящий дождь, который сопровождался достаточно сильным ветром.
Температура при этом не поднималась выше трёх градусов. Помоги Никите заполнить дневник наблюдений. Используя выбранные условные обозначения, внеси в таблицу 2 результаты наблюдений за погодой.
Таблица 2
Дата Температура Облачность Сила ветра Осадки
«Человек и общество»
Планируемый результат: различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• узнавать флаг и герб Российской Федерации;
• называть столицу России;
• приводить примеры достопримечательностей столицы и родного края;
• находить на карте Российской Федерации Москву, свой регион и его главный город.
Примеры заданий
Умение: узнавать флаг и герб Российской Федерации.
Задание базового уровня
На каком из рисунков приведён герб Российской Федерации? Отметь ответ ✔ .Умение: называть столицу России.
Задание базового уровня
Катя живёт в столице России. Запиши название города, в котором живёт Катя.
Ответ: Катя живёт в ……
Умение: приводить примеры достопримечательностей столицы и родного края.
Задание базового уровня
Соедини стрелками достопримечательности с названием города, в котором они находятся
Достопримечательности Название города
Планируемый результат: различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени».
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• соотносить основные (изученные) исторические события с датами;
• соотносить конкретную дату исторического события с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить место изученных событий на «ленте времени», используя при обозначении века римские цифры.
Примеры заданий
Умение: различать прошлое, настоящее и будущее.
Задание базового уровня
Прочитай следующие высказывания и выполни задания
А — В.
1. Недалеко то время, когда люди смогут проводить отпуск на космических станциях.
2. В конце XVII века мечты о полётах людей считались выдумками и чудачеством.
Москва
Санкт-Петербург
Царь-колокол
Зимний дворец
Невский проспект
Красная площадь